Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Спиридонова Валентина Федоровна

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи».  Форма проведения урока  урок-конкурс. Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю 4 класса помогают учителя-коллеги, учителя русского языка среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_smotr_znaniy.doc105.5 КБ
Microsoft Office document icon ekran_znaniy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов

Пояснения к рабочим моментам урока-смотра знаний.

Класс украшен цветами. Доска оформлена аппликацией в виде солнечной цветущей поляны: от солнца отходят лучи, на обратной стороне которых написаны теоретические вопросы (по одному на каждом), по нижней части доски размещены цветы: красные (соответствующие оценке “5”), синие (оценке “4”), желтые (оценке “3”), фиолетовые (оценке “2”).

На каждом столе для каждого ученика лежит комплект перфокарт, памятки разборов.

1. Словарные слова (15 слов с пропущенными орфограммами);
2. Задания по различным видам разборов:
а) фонетическому;
б) морфемному;
в) морфологическому;
г) синтаксическому.
3. Перфокарты к этим разборам
4. Перфокарта для проверки орфографических навыков.

Все задания представлены в 4-х варианта. У учителя заготовлен “Экран общественного смотра знаний”, в который будут вноситься результаты проверки знаний:

1. Умение писать словарные слова.
2. Знание теоретического материала.
3. Умение проводить указанные выше 3 вида разборов.
4. Уровень орфографических навыков.
5. Итоговая оценка.

Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю 4 класса помогают учителя-коллеги, учителя русского языка среднего звена.

На смотр приглашаются родители, администрация школы.

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи».  Закрепить знания учащихся о, умения, Развивать логическое мышление учащихся, внимание и память. Воспитывать интерес к предмету.

Форма проведения урока  урок-конкурс.

Цели:

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку за курс начальной школы (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности успешного труда.

Оборудование: красочно оформленная доска – “Солнечная поляна”, комплект перфокарт и заданий на каждого ученика, листы-опросники с 20-ю теоретическими вопросами, “Экран общественного смотра знаний”, костер Знаний.

Ход урока.

Эпиграф на доске.«Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда – в нём самом»

  1. Орг. момент.

Ребята, сегодня у вас особенный день. У вас урок-праздник “Общественный смотр знаний по русскому языку”. На празднике присутствуют гости: директор школы, учителя. Четыре года вы поднимались по ступенькам страны Знаний и сегодня готовы показать свои знания по русскому языку.

Учитель. 

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это часть языка. Так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремёсел. То есть, без языка наша жизнь была бы совсем-совсем иной. Поэтому, ребята, изучайте свой родной язык. Учите русский…– годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда – в нём самом»

Сегодня ясное солнечное утро. Посмотрите на доску. Какая чудесная поляна раскинулась перед вами! Мы сегодня расположимся на этой  поляне. Посоревнуемся, отдохнём, а наградой для нас будет зажжёный «костёр Знаний».  Солнышко у нас  тоже непростое,оно сегодня  помогает нам и протягивает свои лучики. Тот кто раньше справится со своим заданием, может тихонько подойти к солнышку, взять один из его лучиков, решить задание, которое написано на обратной стороне луча, и сдать жюри.  За правильно выполненное задание получите дополнительный балл. А чтобы нам  попасть на эту поляну,  надо выполнить первое задание.

Испытание 1. Проверка усвоения и качества знаний учащихся.

 Разминка

Блиц- опрос

1.Какая часть речи обозначает признак предмета...(прилагательное)

2.Какая часть речи изменяется по лицам и числам....( глагол)

3.Какая часть речи служит для связи слов в предложении...(предлог)

4.Часть речи, которая указывает на лицо, но не называет его...(местоимение)

5.Главная часть слова...(корень)

6.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении...(окончание)

7.Часть слова без окончания...(основа слова)

8.Члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному слову...(однородные)

9.В каком падеже стоит подлежащее...(в именительном падеже).

Меняются работами в парах, проверяют, исправляют, прдписывают фамилию проверяющего, передают жюри.

Испытание 2 «Словарные слова»

Сейчас, каждый из вас берёт карточку со словарными словами и вставляет пропущеные буквы.

  Карточка №2                                                                        Карточка №2          

     «Словарные слова»                                                                     «Словарные слова»

  1. пр..красный                                                                              1.  п..(сс/с)..ж(и/ы)р
  2. к..(лл/л)екция                                                                            2.  х..р..шо
  3. ..(в/ф)т..м...биль                                                                        3.  к..мбайн
  4. (о/а)ди(нн/н)а(д/т)цать                                                             4.  с..бака
  5. тр..мвай                                                                                      5.  инт..ресно
  6. к..л..гра(мм/м)                                                                           6.  к..ртина
  7. к..л..ндарь                                                                                  7.  ра(сс\с)т..яние
  8. к..лб..са                                                                                      8.  гор..(д\т)  
  9. п..ртфель                                                                                    9.  тракт..р
  10. (в) пер..ди                                                                                  10.  к..тлета
  11. д..рога                                                                                        11.  п..н..дельник
  12. р..бята                                                                                        12.  р..стение
  13. эл..ктр..ч..ство                                                                           13.  ..кскурсия
  14. с..(в/г)одня                                                                                 14.  ш..(сс\с)е
  15. в..(г/к)ру(г/к)                                                                              15.  ж..лать

            Карточка №2                                                                                   Карточка №2  

     «Словарные слова»                                                                     «Словарные слова»

  1. ск..в..р..да                                                                              1.   б..лет
  2. б..бл..(о/а)тека                                                                       2.  п.ртфель
  3. к..мпот                                                                                    3.   ш..(сс/с)е
  4. за(в/ф)тра                                                                               4.   сп..сиб..
  5. ..десь                                                                                       5.   ж..лтый
  6. м..две(д/т)?                                                                             6.   п..м..дор
  7. пр..ветливо                                                                             7.   в..сток
  8. пш..ница                                                                                 8.   ап..л?син
  9. см..тана                                                                                   9.   адр..с
  10. п..н..дел?ник                                                                           10. ( в) пер..ди    
  11. ..зв..ните                                                                                  11.  в..скр..сен?е
  12. с.(г/в)одня                                                                                12.  эл..ктр..ч.ство
  13. т..варищ?                                                                                  13.  з..(в/ф)тра
  14. д..ревня                                                                                     14. ( на) прав..
  15. к..л..ндарь                                                                                 15.  м..т..мат..ка

Испытание 3. тест

1 вариант

Обвести кружком номер правильного ответа

1.     ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ:

1)календарь   2) пеньки                   3) ёжик                   4)семья

 

2.     ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МЯГКИЕ:

1) тихий          2) тихоня                  3) лёгкие                   4) низкое

 

3.     ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ:

1) орехи         2) корзина                 3) яблоко              4) ягода

 4.     ПЕРВЫЙ СЛОГ УДАРНЫЙ:

1) праздники        2) фантазия         3) пассажир            4)бассейн

7) ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К СЛОВУ летать:

1)подлетел         2) перелётные          3) улететь             4) вылететь

10) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МУЖСКОГО РОДА:

1) ткань           2) ладонь               3) зеркала             4) окунь

11)  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

1) ножницы           2) конфет         3) деревьев           4) дело

12.     ГЛАГОЛ

1) припев             2) певец            3) певучий            4) напевать

 

2 вариант.

              Обвести кружком номер правильного ответа.

 

1. Букв больше, чем звуков

 

           1) ясные      2) хорошенько      3) осенние     4) опавшие

 

2. ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ТВЕРДЫЕ:

   

1)человек      2)голубок    3)дикий       4)бежит

 

3. ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ГЛУХИЕ:

 1)стол    2)зима      3)желудь            4)сапог

 

4. ТРЕТИЙ СЛОГ УДАРНЫЙ:    

   

   1) рябину     2) называют                  3) осенний       4) красавицей

 7.ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К СЛОВУ ВОДИТЕЛЬ:

 

      1) водный    2) водит                 3) подводный      4) вода

 

10.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕГО РОДА

   

        1) журавль       2) дорога              3) деревня     4)окошко

11.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВО МНОЖИТЕЛЬНОМ ЧИСЛЕ:

   

         1) берег      2)воздух                 3)облака       4) страна

 

12.ГЛАГОЛ

 

 1)страна       2)гуляет       3)у неё       4)хромой

Испытание 4.  « Орфографическая экспертиза. »

Следующее задание «Орфографическая экспертиза» вам предлагается вставить пропущенные орфограммы, подобрать проверочное слово,  если это возможно.

1 вариант.

Мы шли в лес (по) у(з/с)кой тр..пинк.. . (За) д..рев?ями ребята  (у) в..дели соек.Обычно их можно вид...ть на л..сной д..ро(ж/ш)к.. .

В  выделенных предложениях подчеркнуть главные члены.Над  существительными подписать падеж.

2 вариант.

Ласково гре..т (в) ре(д/т)ком л..су со?нце. (Из) б.рёзовой ветк.. по капельк.. ( ед. ч.)  сочит?ся сла(д/т)кий сок. На стройном клён..  (рас) кинулись  лё(г/к)ие ветки.

В  выделенных предложениях подчеркнуть главные члены. Над  существительными подписать падеж.

Выполненные работы передаются членам комиссии для проверки. Эти оценки выставляются в колонку “Экрана смотра знаний”.

Испытание 5. «Грамматические разборы».

 Следующим этапом проверки ваших знаний будет задание по выполнению грамматических разборов. Возьмите свои перфокарты и задания и приступайте к работе. Все учащиеся работают самостоятельно по своему варианту, затем сдают выполненные перфокарты на проверку.

1 ВАРИАНТ

1.  Разбор по составу слов:

ПРИМОРСКИЙ  ПОСЕЛОК,  ЗОЛОТЫЕ  ЗЕРНЫШКИ.

2.  Разбор слова как части речи:

на поляне

2 ВАРИАНТ

1.  Разбор по составу слов:

БЕЛЕНЬКИЙ  ХВОСТИК,  ЗАМОРСКИЕ СТРАНЫ.

2.  Разбор слова как части речи:

НА ТРАВЕ.

3 ВАРИАНТ

  1. Разбор по составу слов:

настольная лампа, придорожное растение.

  1. Разбор слова как части речи:

из города

4 ВАРИАНТ

1.  Разбор по составу слов:

ЗАГОРОДНАЯ ПРОГУЛКА,  ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ.

2.   Разбор слова как части речи:

К ГЕРОЮ.

О чем это говорит? О том, что вы хорошо владеете теоретическим материалом, знаете правила правописания и с хорошими знаниями переходите в 5-й класс.

Слово представляется председателю нашей комиссии, который объявляет итоговые оценки за смотр знаний.

Наша прогулка по солнечной поляне подходит к концу. Вот и наш веселый костер (на доске появляется аппликация – костер Знаний). Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания, успехов вам в 5-ом классе!

Почта(задания к конкурсу)

1.            Что называется именем существительным?

2.            Как изменяются глаголы?

3.            Как определить род имени прилагательного?

4.            Какого рода бывают существительные?

5.            Какого времени бывают глаголы?

6.            Какие части речи вы знаете?

7.            Какая часть речи отвечает на вопросы какой? Какая?...

8.            Какие окончания имеют прилагательные

Ж.р    -а,л,ь М.р    -а, л С.р    -о,е

9.        Какие окончания имеют прилагательные

Ж.р    ая, яя        мн. ч.

М.р.   ый, ий, ой     ые, ие С.р.    ое, ее

10.        Как пишется частица не с глаголом?

11.        На какие вопросы отвечают глаголы        н.в- что делает, ют?

пр.в- что делал, сделал? б.в- будут делать, сделаю?.

12.        Как определить время глагола?

13.        С чем связано в предложении имя прилагательное?

14.        В каких именах существительных после шипящих пишется ь, а в каких не пишется?

15.        Какой частью речи являются слова у, под, на, к, около

Y.  Тест.

- Я вам раздаю тесты группам. Вам нужно дружно и правильно выполнить задание.

После проведения теста проводится проверка. Учащиеся меняются работами и зачитывают правильные ответы.                                                                               

YI. Рефлексия.                                                                                                                                                   Какое задание больше понравилось?                                                                                                              каким настроением уходим с урока?

На столе лежат цветы,  раскрасьте  цветок в соответствующий цвет.  На доске запись:                                                                                                                                         Жёлтый – мне всё понятно.                                                                                                                                Синий – всё  понял, могу помочь товарищу.                                                                                                                  Красный –  мне ещё нужна помощь.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя

Блиц- опрос

Словарные

слова

Тест

Проверка орфогра-фических навыков

Главные члены.

Падежи имён существи-тельных.

Морфем-ный разбор

Морфо-логи-ческий разбор

Дополни-тельные задания

Итого-вая оценка

1

   Белаш Станислав

2

   Березнюк Кристина

3

   Быхалова Екатерина

4

   Волкова Екатерина

5

Дерябин Алексей

6

Ивличева Екатерина

7

Имедашвили Лечи

8

Канев Илья

9

Канев Никита

10

Квернадзе Артем

11

Ковалев Никита

12

Колмаков Семен

13

Кульпина Алена

14

Майоров Евгений

15

Мальченко Евгений

16

Минх Евгений

17

Мухарлямова Ралина

18

Пяк Арсений

19

Руденко Валерия

20

Панова Марина

21

Самсонюк Яна

22

Скорынина Кристина

23

Сополева Ольга

24

Шушеначева Анастасия

ЭКРАН ОБЩЕСТВЕННОГО СМОТРА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к общественному смотру знаний по русскому языку в 4 классе

Материал содержит 55 вопросов и ответов по основным темам русского языка.Вопросы могут быть использованы  при повторении и закреплении изученного материала в конце 4 класса.Учитель может использо...

Смотр знаний по русскому языку.

Общественный  смотр знаний  в рамках декады «Служу Отечеству» 2 класс Девиз нашего урока «Знание - это сила» Вводное слово учителя. 23 февраля - день защитника отечества. День до...

"Смотр знаний по русскому языку" 4 класс УМК Школа России

В презентации представлены основные темы по русскому языку. Задания предлагают сказочные герои. Дети одновременно могут выполнять работу на отдельных компьютерах. ...

Смотр знаний по русскому языку в 1 классе

Дети путешевствуют по Королевству Буковки ,повторяя парные согласные перенос слов ,где встречаются с Королями - весенними месяцами. Дети учатся предложения ,слова.На пути ребятам встретится камень ,ко...

смотр знаний по русскому языку в 4 классе

В работе представлены задания для подведения итогов обучения в начальных классах....

Практические задания к смотру знаний по русскому языку 4 класс

КРОТ.         Не  любит крот  яс...ного  со...нца  и  свежего  ветра.  Всю  ж...знь  он  проводит в  тёмн...

урок-смотр знаний по русскому языку в 3 классе

На уроке обобщаются  и систематизируются знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орф...