Спряжение глаголов с безударными окончаниями
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка на тему "Спряжение глаголов с безударными окончаниями" в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Спряжение глаголов с безударными окончаниями

Цель урока: Изучить лингвистическое понятие «Спряжение глаголов с безударными окончаниями»

  1. Минутка чистописания

У: Откройте свои тетради. Напишите сегодняшнее число – 14 апреля, и слова «Классная работа».

   Начнем урок с чистописания. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что это за буквы?

Д: Это строчные буквы «п» и «т».

У: Совершенно верно. Скажите, чем они  похожи?

Д: Эти буквы состоят из одинаковых элементов.

У: Кто может сказать, что это за элементы?

Д: Прямая короткая линия  и прямая короткая линия с закруглением внизу и вверху

У: Молодцы. Пропишите в тетрадях строчные буквы «т» и «п» 3 раза, чередуя. На доске вы видите образец написания, постарайтесь, чтобы в ваших тетрадях эти буквы выглядели также.

 Ответьте, что это такое? – на доске соединения: пу, те 

Д: Это соединения букв.

У: А какие это соединения?

Д: «пу» - это верхнее соединение, а «те» - это среднее соединение.

У: Верно. Напишите по два раза эти соединения у себя в тетрадях.

А какие это соединения? - на доске соединения: тв, вт

Д: «тв» - это среднее соединение, а «вт» - это верхнее соединение.

У: Напишите эти соединения по 2 раза.

  1. Словарно-орфографическая минутка

У: Теперь с красной строки напишите слово «Словарь». Поставьте двоеточие. Вспомним, как пишутся изученные словарные слова.

Теперь догадайтесь, какое слово вы должны записать: это поездка куда-либо, за пределы родной местности. Что это?

Д: Путешествие.

на доске: пут...шествие

У: Верно. Запишите это слово в тетрадь.

У: Проверим. Скажите, какую букву вы поставили вместо многоточия? –

Д: Букву «е».

буква вписывается на доске.

У: Совершенно верно. Следующее слово: Юрий Алексеевич Гагарин был первым…

Д: Космонавтом.

У: Да, верно. А два дня назад был день космонавтики.

 на доске: к…см…навт

У: Запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь.

У: Проверим. Какие буквы вы вставили на месте многоточий?

 Д: Две буквы «о».

  1. Повторение

У:  Теперь вспомним часть речи, которую вы изучали на прошлых уроках.

-на доске словосочетание: летает в космос.

У: Прочитайте. Скажите, к какой части речи относится слово «летает»?

Д: Это глагол.

У: Докажите свою точку зрения.

Д: Он обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «Что делает?».

У: А как изменяются глаголы?

Д: Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени единственного числа – по родам.

У: Что такое «спряжение глаголов»?

Д: Это их изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

У: Как определяют спряжение глаголов?

Д: По окончанию, если окончание ударное, ставим глагол в форму третьего лица множественного числа: -ут, -ют первое спряжение, -ат, -ят второе спряжение.

У: А еще необходимо знать все личные окончания глаголов, тогда по ним легко определить спряжение, если, конечно, они (окончания) известны или ударные. Кто сможет их перечислить?

Д: Глаголы 1 спр. имеют окончания -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют), а глаголы 2 спр. - -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

У: Определите спряжение глаголов на доске. – на доске: делает уроки, помогают старшим, учишься на отлично

 Д: Глаголы «делает» и «помогают» - первого спряжения, а глагол «учишься» - второго.

У: Молодцы. Скажите, что такое «неопределенная форма глагола»?

Д: Это форма глагола, которая не указывает на время и число глагола, такие глаголы имеют суффиксы  –ть и –ти и отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

У: Совершенно верно. Выполним упражнение № 454. прочтите задание в учебнике.

Д: Спишите глаголы и расставьте ударения.

Определите их спряжения и выделите окончания глаголов.

У: Кто хочет выйти к доске и выполнить работу с первым словом?

Один ребенок выходит к доске, записывает слово «говорит», ставит ударение на последний слог, выделяет окончание «-ит», над словом записывает «2 спр.».

У: Как ты определил спряжение?

Д: По выделенному окончанию. Окончание «-ит» - это окончание второго спряжения.

У: Молодец, садись. Ребята. Теперь продолжите работу самостоятельно у себя в тетрадях.

У: Проверим. (Дети читают, учитель задает вопросы типа: «кто не согласен?»).

Говорит – 2спр., молчишь – 2 спр., клеишь – 2 спр., спешишь – 2 спр., долетят – 2 спр., построят – 2 спр., отвезут – 1 спр., посеют – 1 спр., сберегут  – 1 спр., живешь – 1 спр., думаешь – 1 спр., отвечаешь – 1 спр.

У: Молодцы, ребята! Теперь мы с вами повторили все, что необходимо нам для изучения нового материала.

  1. Определение темы и цели урока

  1. Изучение нового

У: Ребята, а теперь откройте свои учебники на странице 88. Прочтите вопрос Почемучки. Кто прочитает его вслух?

Д: Какие безударные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

У: Кто может ответить на этот вопрос? Рассмотрите таблицу, приведенную ниже.

Д: Глаголы 1 спр. имеют окончания -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют), а глаголы 2 спр. - -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).  То есть, такие же, как и ударные.

У: Сравните окончания глаголов первого и второго спряжения. Чем они отличаются?

Д: У глаголов первого спряжения в окончании гласная «е» либо «у».

У: А чем они похожи?

Д: Они безударные.

У: Верно.

У: Ребята,  если окончание глагола находится под ударением, то у нас не возникает вопросов, какую гласную в нем писать. А если окончание безударное?

Д: Тогда мы не знаем, какую гласную писать в окончании.

У: Попробуем ответить на второй вопрос Почемучки: что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

Д:…

У: Прочитайте первое правило в учебнике на стр. 89.

Д: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение.

У: Запишем это в виде небольшой схемы:

глагол

   Спряжение?

У: Ребята, но раньше мы определяли спряжение по окончанию глагола! Что же нам делать теперь? Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

Д:…

На доске таблица:

2 спряжение

1 спряжение

строить

делать

клеить

пахнуть

мерить

таять

помнить

колоть

У: Ребята, рассмотрите таблицу. Сравните слова первого и второго столбика. Какой можно сделать вывод? Чем они отличаются? Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму?

Д: Что ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на «-ить» в начальной форме, а к первому – все остальные.

У: Верно. Молодцы. Прочитайте второе правило на странице 89 в учебнике.

Д: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по начальной форме.

   Глаголы, которые оканчиваются на –ить в неопределенной форме, относятся ко второму спряжению.

   Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – 1 спряжения.

У: Дополним схему:

глагол

       н.ф.

У: Чтобы нам было еще легче работать с правилом, составим алгоритм применения правила.

Кто знает, что такое «алгоритм»?

Д: Алгоритм – это четкая последовательность действий.

У: Посмотрите на схему. С чего мы начинаем, если окончание глагола нам неизвестно, т.е., пропущено или безударное?

Д: С того, что ставим глагол в начальную форму.

 (учит. записывает на доске, дети – в тетрадях: 1. Поставить глагол в начальную форму.).

У: Как мы будем действовать дальше?

Д: Дальше мы определим спряжение.

У: Как мы это сделаем?

Д: Посмотрим, на что оканчивается глагол в начальной форме – если на «-ить», то это глагол второго спряжения, а если на «-ать», «-ять»,  «-еть»,    «-оть», «-ыть», «-уть» - то это глагол второго спряжения.

У: Молодцы! (записывает все на доске)

 Итог:

1. Поставить глагол в начальную форму.

2. Определить спряжение

3.

У: Теперь попробуем применить это правило на практике. Ваша задача – узнать спряжение глагола, написать глагол во 2 лице единственного числа и обозначить ударение. Давайте попробуем вместе. Что нам поможет?

Д: Алгоритм, схема и знание окончаний глаголов.

У: Первый глагол – мечтать.

Мечтать(1) – мечтаешь – один ученик записывает на доске.

Глаголы: писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Проверим (дети читают, на доске вывешиваются карточки с правильными ответами): писать(1)-пишешь, рисовать(1)-рисуешь, ходить(2)-ходишь, готовить(2)-готовишь, стрелять(1)-стреляешь.

У: Молодцы.

  1. Закрепление

У: Переверните страницу учебника. Выполним упражнение №456.

Прочитайте рассказ. (один учащийся читает вслух)

О чем говорится в этом тексте?

Д: О том, как правильно вырастить яблоню.

У: А вы когда-нибудь ухаживали за растениями? За какими, где?

Д: Поливали комнатные растения, грядки на даче…и т.п.

У: Спишите текст себе в тетрадь.

Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне. Проверим (дети читают слова и подбирают проверочные для них, учитель дополняет, если это необходимо):

дерЕвце, посАдить, полИвать

У: Найдите глаголы в неопределенной форме. Как вы это сделаете?

Д: По вопросам.

У: Какие это вопросы?

Д: Что делать? и Что сделать?

Д: Посадить (что сделать?), ухаживать (что делать?), поливать (что делать?), подкармливать (что делать?), рыхлить (что делать?), привязать (что сделать?), укрыть (что сделать?).

У: Теперь определите спряжение, используя алгоритм. Первый пункт мы опускаем:

Д: Начальная форма – посадить.

Нач. форма оканчивается на «-ить», значит, это глагол 2 спряжения.

     Начальная форма – ухаживать.

Нач. форма оканчивается на «-ать», значит, это глагол 1 спряжения.

У: Продолжите каждый самостоятельно.

Назовите глаголы 2 спряжения.

Д: Посадить, рыхлить.

У: Докажите.

(дети доказывают, используя алгоритм, аналогично с тем, что приведено выше)

У: Верно.

  1. Обобщение

У: В каком случае мы ставим глагол в начальную форму для определения спряжения?

Д: В случае, если окончание безударное.

У: Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Д: Неопределенная форма которых оканчивается на «-ить».

Игра «Будь внимателен!»

У: У вас на партах лежат сигнальные карточки. Я буду называть пары глаголов, а вы поднимайте карточку с номером спряжения каждого глагола:

(после каждой пары проводится проверка – дети доказывают свою точку зрения)

Победить - побеждать;

Отправлять - отправить;

Решать - решить

Потерять - находить;

Разрушать – разрушить;

Помнить – вспоминать;

Бегать – бежать(!)

У: Приведите примеры глаголов 1 спряжения.

Д: Ехать, бежать, двигать и т.п.

У: Докажите!

Д: Они оканчиваются на –ать (возм. варианты с –еть, -оть и др.).

У: 2 спряжения.

Д: Ходить, ловить, просить и т.д., т.к. они оканчиваются на –ить.

  1.  Дом. зад.

У: Ребята, откройте дневники. Запишите домашнее задание. Выучить правила, выполнить упражнение № 455.

Вы должны будете списать приведенные там глаголы и обозначить их спряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...