Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

В конспекте урока прослеживаются некоторые приемы субъективизации учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myagkiy_znak.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Предмет: русский язык

Класс:  2 «б»

Учитель: Горбачёва Марина Алексеевна

Тема: Разделительный мягкий знак в словах.

Цели:

Обучающая 

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Разделительный мягкий знак в словах».

Развивающая

Развивать  интеллектуальные способности учащихся:  логическое мышление, память, внимание, речевые навыки; расширять кругозор и эрудицию.  

Воспитывающая

Сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Наглядность: карточки с пословицами о здоровье, карточки -  слова с разделительным  мягким знаком, плакаты:  «Ромашка» с компонентами здоровья; «Цепочка слов», таблица с буквами, «Сундучок  знаний».

Ход урока

I. Организационный момент  

- Отгадайте загадку: «Что дороже денег?» (здоровье)

- У народов разных стран о здоровье сложено много пословиц. Например:

   Японская: забота о здоровье – лучшее лекарство.

   Индийская: существуют тысячи болезней, но здоровье только одно.

   Русская: здоров будешь, все добудешь.

- Как вы думаете, почему?

- Как можно укреплять здоровье?

II. Мобилизующий этап

- Послушайте логическое упражнение:

- Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять свое здоровье: делать

  зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Дарье больше нравились

  коньки, Илья не всегда выбирал лыжи. Определите, как каждый ребенок

  укреплял свое здоровье?

- На какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении?

- Сформулируйте тему  урока.

III. Мотивация

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

- Для чего вам это нужно?

IV. Актуализация опорных знаний

- Назовите из нашего логического упражнения слова,  в которых пишется

  разделительный мягкий знак.

- Расскажите правило о правописании разделительного мягкого знака.

- Посмотрите внимательно вокруг себя, в классе  вы можете найти  слова с

  разделительным мягким знаком. (Зарядка для глаз: в классе на разных

  предметах - стене, шкафах, шторах развешаны карточки – слова  среди них

  нужно выбрать  с разделительным мягким знаком. (см. Приложение 1)

V. Минутка чистописания

- Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в одном из

  слов нашего логического упражнения. Она находится в слове, которое

  объясняет, что решили укреплять друзья и обозначает в нем непарный

  твердый звонкий согласный звук.

  (На доске открывается запись: р Р ра ра Ра ре ря)

- Посмотрите еще раз на написание букв Р заглавной и р строчной.

- На что надо обратить внимание при написании заглавной буквы Р,

  соединений букв р строчной и Р заглавной  с другими буквами?

  (Учащиеся записывают в тетради строчную и заглавную буквы р, Р и их

  соединения с буквами).

-  Составьте цепочку букв, состоящую из букв р строчной с другими буквами

  алфавита.

(Учащиеся предлагают свои варианты цепочек, формулируя закономерность их записи. Во время ответа  на доске записываются варианты цепочек букв  в той закономерности, которую задают ученики).

Например: 1) раррерррёрррри…

 2) рррррбррррврррг…

 3) ррырррырррры…

- Запишите в тетрадь цепочку букв, составленную вами, или ту, которую

  предложили вам одноклассники.

VI. Словарно-орфографическая работа

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно есть в тексте вашего логического упражнения. В этом слове есть орфограмма, над которой мы работаем сегодня на уроке и сочетание – оро-.

- Какое это слово?

- Как вы понимаете значение слова здоровье?

- Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих

  взаимосвязанных друг с другом компонентов.

- Назовите его компоненты.

(Компоненты написаны  на плакате «Ромашка»  - на  лепестках, которые открываются по мере их называния). (см. Приложение №2)

  • режим дня;
  • движение;
  • выбор одежды;
  • положительные эмоции;
  • отказ от вредных привычек;
  • рациональное питание;
  • чистота тела, жилища, продуктов питания;
  • закаливание и оздоровление.

- Какие компоненты остались неоткрытыми ? (Учитель открывает неоткрытые

   лепестки).

- Подберите однокоренные слова к слову здоровье. ( здоров, здоровый,

  здороветь, здоровенький,  здравствуй).

- А почему мы так приветствуем друг друга? Что мы желаем?

- Посмотрите на доску и прочитайте слово здоровье  орфографически.

- Объясните написание этого слова.

- Запишите слово, выделяя орфограммы.

(Задание выполняется в режиме «зрительных горизонтов» -  дальнее расстояние).

VII. Физминутка в рифмованной форме

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, спинку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать.

VIII. Работа над темой урока

Упражнение 1. Работа с карточками. (Работа в режиме «зрительных горизонтов» - близкое   расстояние).

- Прочитайте.

  Здоровье дороже богатства.

  Физкультура и труд здоровье несут.

  Ум да здоровье дороже всего.(см. Приложение №2-1)

- Что это?  (пословицы).

- Найдите и прочитайте пословицу, в словах которой самое большое количество

  орфограмм. (Физкультура и труд здоровье несут).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Назовите все орфограммы.

- Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Проверьте.

- Какое задание вы могли бы выполнить с записанным предложением?

  (Например: можно найти главные члены предложения и подчеркнуть их).

- Выполните его. (Взаимопроверка)

Упражнение 2. Работа в парах.

На доске таблица с буквами:

  1. в п а е р ч е е н н ь ь е е
  2. в р ь у ю ч ч ь а и
  3. д л е и р с е т в ь ь я я

(см. Приложение №3)

- Из букв мы будем собирать слова, используя загадки:

1) Эти сладости люблю.

    Ими всех друзей кормлю. ( варенье, печенье)

2) В ней снег зимой летел кружа,

    Весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)

3) Они закутаны в кору

    И шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)

- Запишите отгадки в тетрадь.

- Объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья.

- Что объединяет эти слова? (Пишется разделительный мягкий знак).

- Придумайте предложение с одним из понравившихся слов (устно).

Физминутка с заданием.

- Я буду называть слова. Если я назову слово, в котором пишется разделительный мягкий знак, вы приседаете, а когда нет – подпрыгиваете.

( Колья, Коля, стул, стулья, друг, друзья, прут, прутья, колос, колосья и др. ).

Упражнение 3.

 

- Прочитайте слова, записанные на плакате «Цепочка слов».

- Найдите их общие признаки, по которым можно продолжить цепочку.

Заячья, сорочье… (см. Приложение №4)

- Продолжайте цепочку, ориентируясь на все признаки слов, названные вами.

(Дети продолжают цепочку. Каждый из них начинает со слов, записанных на плакате, повторяя то, что сказали ранее отвечающие ребята, и добавляя свое слово).

Упражнение 4. Творческая работа.

- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте

  себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. Что вы там

  могли увидеть и услышать?

- При составлении предложений пользуйтесь словами из цепочки, которую мы

  составили.

- Запишите несколько предложений в тетрадь. (Дифференцированное задание).

- Молодцы. Хорошая получилась прогулка, но она подошла к концу. Наш урок

  тоже близок к завершению.

IX. Рефлексия

- Предлагаю ответить на вопросы из «Сундучка знаний»:  (см. Приложение №5)

  • В каких случаях пишется разделительный мягкий знак в словах?
  • Какую работу выполняет мягкий разделительный знак в словах?
  • Назовите компоненты здоровья?
  • Как можно укреплять здоровье?.

X. Выставление оценок за работу на уроке

XI. Домашнее задание

- А в заключение, я хотела бы прочитать вам стихотворение. (см. Приложение №6)

- Я раздаю вам листочки с этим стихотворением, которое еще раз вы

  прочитаете дома.  Найдете  в нем слова с разделительным мягким знаком,

  сделайте их фонетический разбор.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...