Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Каштанова Ольга Викторовна

Знакомство с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода,  развитие умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

 Развитие осознанного и точного употребления прилагательных в речи, умение анализировать, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, формулировать учебную задачу.

   Воспитывание любви к родному краю и интересу к языку .

Оборудование: компьютер, авторская презентация, задания для работы в группах , индивидуальные рабочие листы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Урок русского языка в 4 классе.

                   Учитель: МКОУ СОШ №1 р.п.Мулловка

                                    Каштанова Ольга Викторовна

Тема: Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Цель: познакомить учащихся  со склонением  имён прилагательных мужского и среднего рода, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

 Задачи

  1. Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.

2.     Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи, умение анализировать, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, формулировать учебную задачу.

      3.      Воспитывать любовь к родному краю и интерес к языку .

Оборудование: компьютер, авторская презентация, задания для работы в группах , индивидуальные рабочие листы.

                                                                 Ход урока.

Структура урока

Содержание урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I Организация класса.

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ольга Викторовна

Слайд 1

      Привет тебе, мой край родной,

С твоими темный лесами,

С твоей великий рекой

И неоглядный полями!

Читает четверостишие.

Слушают.

II Актуализация знаний

Слайд 2.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями

Это стихотворение? Почему? Что нужно сделать, чтобы получилось стихотворение? Что значит связать прилагательное с существительным? Измените окончание у прилагательных.

Изменить по падежам, это значит …?

Отвечают на вопросы и называют тему урока: «Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода».

III Сообщение темы урока.

1) Постановка проблемы.

Слайд 3.  тема урока: «Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

А надо ли нам изучать эту тему? Для чего?

Имя прилагательное делает нашу речь краше и выразительнее.

IV Работа по теме урока.

1)Повторение.

Слайд 4.

Допиши предложения.

Имя прилагательное-часть_, которая обозначает____ предмета . В предложении имя прилагательное связано

с именем______. Имя прилагательное стоит в том же____,___и___, что и имя существительное.

Ставлю оценку за выполнение работы,(работа на компьютере)

Оцените свои знания!

Речи.

Признак.

С существительным.

Роде, числе и падеже.

*Я знаю и помогу другу!

*Я не знал, но я узнал!

2)Склонение имен прилагательных

3)Проблема! Почему прилагательное Мужского рода в В.п. имеет 2 вопроса?

Слайд 5.

1вариант-золотой колос

2вариант-доброе сердце

Слайд 6

Какой?золотой  какое? Доброе

Какого? золотого доброго

Какому?золотому доброму

Какой?  Какого? золотой Какое? Доброе

Каким?золотым добрым

О каком?золотом добром

Слайд 7.Имена прилагательные___рода, сочетающиеся с___________

Существительными в В.п. отвечает на вопрос____,как в ____падеже.

Выдели окончания прилагательных и окончания вопросов!

Оцените себя!

Сравните вопросы и окончания имен прилагательных м.р. и ср.р.

Во всех ли падежах прилагательные отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания?

С чего начнете работу?  (исключить средний род и поставить в В.п.)

Оцените работу в группе.

Работают письменно индивидуально.

Работа в паре,

В процессе работы делают

Вывод.

Работа в группе.

Для решения проблемы каждая группа имеет 3 словосочетания: добрый дальний друг, добрый дальний путь, доброе дальнее солнце.

Делают вывод.

4) Поэтическая пауза.

5)Работа с текстом

« Родной край»

6)Домашнее задание.

7) Рефлексия.

Слайд 8. Фильм о Мелекесском крае «85 лет»

Читаю стихотворение С.Дрожжина.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Привет тебе,народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной!

Слайд 9.

Я живу в ______районе. Наш район________по площади в__________области,образован в 1928году.В этом году району исполнилось 85 лет.

Наш край богат  лесами ,  полями.В районе развито___

Хозяйство и такие его отрасли как:производство__

культур,картофеля,_____животноводство,птицеводство.

Гордится_______район своими героями орденоносцами.

Дополни текст подходящими по смыслу именами прилагательными:Мелекесском,крупнейший,Ульяновской,зерновых, мясомолочное,сельское.

Читают текст.Самооценивание.

 Слайд 10.

Проект памятка «Правильное написание безударного окончания прилагательного»

1)Найти-____

2)Вспомнить____

3)Сравнить______

Составить проект-памятку по алгаритму

Найти…

Вспомнить…

Сравнить…

Продолжи предложение, выбирая ответ.

1.На уроке я работал(активно/пассивно)

2.Своей работой на уроке я (доволен/недоволен)

3.Урок для меня оказался(коротким/длинным)

4.За урок я (не устал/устал)

5.Мое настроение (улучшилось/ухудшилось)

6.Материал урока мне был (понятен/непонятен)

7.Домашнее задание мне кажется (интересным/неинтересным)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ СОШ №1 р.п. Мулловка «Учитель года-2013» Конкурсный урок по русскому языку в 4 классе Учитель начальных классов I категории- Каштанова О.В.

Слайд 2

Прилагательное - самая выразительная часть речи

Слайд 3

Привет тебе, мой край родной, С твоими темный лесами, С твоей великий рекой И неоглядный полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной! Привет тебе ,мой край родной!

Слайд 4

Привет тебе, мой край родной, С твоими темн ыми лесами, С твоей великий рекой И неоглядный полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной! Привет тебе ,мой край родной!

Слайд 5

Привет тебе, мой край родной, С твоими темн ыми лесами, С твоей велик ою рекой И неоглядный полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной! Привет тебе ,мой край родной!

Слайд 6

Привет тебе, мой край родной, С твоими темн ыми лесами, С твоей велик ою рекой И неоглядн ыми полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной! Привет тебе ,мой край родной! (С.Дрожжин)

Слайд 7

Тема: «Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

Слайд 8

ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Имя прилагательное - часть_____________ , которая обозначает____________предмета . В предложении имя прилагательное связано с именем________________________ . Имя прилагательное стоит в том же______ , ___________________и ___________что и имя существительное.

Слайд 9

ПРОВЕРЯЕМ! Имя прилагательное- часть речи , которая обозначает___________предмета . В предложении имя прилагательное связано с именем_________ . Имя прилагательное стоит в том же______ , __________и ________что и имя существительное.

Слайд 10

ПРОВЕРЯЕМ! Имя прилагательное- часть речи , которая обозначает признак предмета. В предложении имя прилагательное связано с именем_________ . Имя прилагательное стоит в том же______ , __________и ________что и имя существительное.

Слайд 11

ПРОВЕРЯЕМ! Имя прилагательное- часть речи , которая обозначает признак предмета. В предложении имя прилагательное связано с именем существительным . Имя прилагательное стоит в том же______ , __________и ________что и имя существительное.

Слайд 12

ПРОВЕРЯЕМ! Имя прилагательное- часть речи , которая обозначает признак предмета. В предложении имя прилагательное связано с именем существительным . Имя прилагательное стоит в том же роде , числе и падеже что и имя существительное.

Слайд 13

Просклоняйте словосочетание с именем прилагательным: 1 Вариант ЗОЛОТОЙ КОЛОС И.п. Что? Колос как ой ? Золот ой ….. 2 Вариант ДОБРОЕ СЕРДЦЕ И.п. Что? Сердце как ое ? Добр ое …..

Слайд 14

ПРОВЕРКА МУЖСКОЙ РОД И.п. Какой? золотой Р.п. Какого? золотого Д.п. Какому? золотому В.п. Какой? золотой (Какого?) Т.п. Каким? золотым П.п. О каком? золотом СРЕДНИЙ РОД Какое? доброе Какого? доброго Какому? доброму Какое? доброе Каким? добрым О каком? добром

Слайд 15

Сделаем вывод! Имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на разные вопросы только в _______________ и __________________ падежах . Окончания прилагательных мужского и среднего рода , различаются только в __________________________ падежах : м.р. - ___ , ср.р.- ____ .

Слайд 16

Сделаем вывод! Имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на разные вопросы только в именительном и винительном падежах. Окончания прилагательных мужского и среднего рода , различаются только в именительном и винительном падежах: м.р. - ой , ср.р.- ое .

Слайд 17

ПРОВЕРКА МУЖСКОЙ РОД И.п. Какой? Р.п. Какого? Д.п. Какому? В.п. Какой? (Какого?) Т.п. Каким? П.п. О каком? СРЕДНИЙ РОД Какое? Какого? Какому? Какое? Каким? О каком?

Слайд 18

Сделаем вывод! Имена прилагательные мужского рода, сочетающиеся с ________ существительными в винительном падеже отвечают на вопрос ____________? , как в ___________________ падеже.

Слайд 19

Сделаем вывод! Имена прилагательные мужского рода, сочетающиеся с одушевленными существительными в винительном падеже отвечают на вопрос какого? , как в родительном падеже.

Слайд 20

85 лет МЕЛЕКЕССКОМУ РАЙОНУ!

Слайд 21

Дополните текст прилагательными: зерновые, крупнейший, сельское, Ульяновская, Мелекесский, мясомолочное . Родной край. Я живу в ________________ районе. Наш район __________ по площади в _________ области, образован в 1928 году. В этом году району исполнилось 85 лет. Наш край богат лесами, полями .В районе развито _____________ хозяйство и такие его отрасли как: производство __________ культур, картофеля , ___________ животноводство, птицеводство. Гордится __________ район своими героями орденоносцами.

Слайд 22

Дополните текст прилагательными: зерновых, крупнейший, сельское, Ульяновской, Мелекесском, мясомолочное . Родной край . Я живу в Мелекесском районе. Наш район крупнейший по площади в Ульяновской области, образован в 1928 году. В этом году району исполнилось 85 лет. Наш край богат лесами, полями. В районе развито сельское хозяйство и такие его отрасли как: производство зерновых культур, картофеля , мясомолочное животноводство, птицеводство. Гордится Мелекесский район своими героями орденоносцами.

Слайд 23

Домашнее задание Работа с проектом- памяткой НАЙТИ ВСПОМНИТЬ СРАВНИТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Урок по русскому языку «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода» 4 класс. Школа России....

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»....

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода....

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.Задачи урока:- сформировать у детей  общее понятие о склонении прилагательных...

Разработка урока по теме: "Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода"

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного  числа мужского и среднего рода....