Разработка урока по теме: "Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ирина Николаевна Грачёва

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного  числа мужского и среднего рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 4 класс37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Именительный падеж
(Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.  

Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода).  

Тип урока

Поиск и открытие нового способа действия

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных; с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным; склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; объяснять написание изученных орфограмм; подчеркивать главные члены предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание:
определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно
оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

I.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята!

Отправляемся мы снова в мир родного языка.

Вы  разгадывать готовы его тайны до звонка?

II. Актуализация знаний.

Какая часть речи говорит о себе такие слова?

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

(имя прилагательное)

-Да, это имя прилагательное. Продолжаем изучение этой интересной части речи.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. (слайд 1)

Выдвигать гипотезу и обос-новывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.(слайд 2)

- Назовите одним словом что вы записали?

- Для чего служат  окончание? (для связи слов в предложении)

- Что можете сказать про род прилагательных, которые имеют такие окончания?

Выполняют чистописание.

 ыйийойоеее

 ый ий ой ое ее

Повторение о части речи.

Выполните задание на листе .

Найдите ключевое слово по буквам угаданных ответов

1.Что обозначает имя прилагательное?

А) Предмет С) признак предмета В) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? Л) что делает? К) какой? какая? какие?

3.Как определить род прилагательного?

М) по вопросу Л) по существительному связанному с ним

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? А) ая, яя О) ое, ее И) ый, ий, ой

5.Каким членом предложения чаще всего является

прилагательное  в предложении?

Т) главным Н) второстепенным

6.Как изменяется имя прилагательное?

А) по родам и числам Е) по родам, числам, падежам

7.С чем связано прилагательное в предложении?

Н) с существительным Т) с глаголом С) с наречием

8. Прилагательных больше всего в текстах –

А) повествования И) описания Е) рассуждения

9. Прилагательное это:

О) часть слова И) член предложения Е) часть речи

СКЛОНЕНИЕ

Выполняя задание, вы повторили, что прилагательное…

Выполняют тест.  Составляют схему.

Имя прилагательное

Являюсь……

Обозначаю……

Отвечаю………

Связан с ……………..

Изменяюсь по………………..

В предложении………………

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

– Определите тему урока: «Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных; научимся правильно писать безударные окончания имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в именительном падеже

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику с.17

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите схемы, прочитайте примеры.

– Сделайте вывод: как распознать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном падеже? Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данных формах?

– Именительный падеж единственного числа мужского рода – это начальная форма имени
прилагательного. В данной форме окончания
-ый, -ий не совпадают с окончанием вопросительного слова «какой?», поэтому их написание надо запомнить

Делают вывод: имена прилагательные мужского рода в именительном падеже отвечают на во-прос «какой?» и имеют окончания -ой, -ый, -ий; имена прилагательные среднего рода в именительном падеже отвечают на вопрос «какое?» и имеют окончания -ое, -ее

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа по учебнику

Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.

– Прочитайте отрывок стихотворения В. Фети-
сова.

– Спишите, вставляя пропущенные окончания.

Подчеркните в предложениях главные члены.

– Докажите, что только одно из выделенных имен прилагательных употреблено в форме именительного падежа.

– Какие слова с корнем -син- являются однокоренными, а какие – формами одного и того же слова?

– Составьте алгоритм написания падежного окончания имени прилагательного.

1. Нахожу существительное, от которого зависит прилагательное.

2. Ставлю вопрос от существительного к прилагательному.

3. По вопросу определяю окончание прилагательного.

4. Определяю падеж существительного, в том же падеже будет стоять и прилагательное.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Списывают, дописывая пропущенные окончания.

Вечер зимн…  в небе синем

Звезды син…  зажег.

Ветви сыплют син… иней

На подсиненный снежок.

Определяют падеж выделенных имен прилага-тельных.

Зажег (кто? что?) вечер зимний (И. п.).

Сыплют (кого? что?) синий иней (В. п.).

Делят слова на группы.

Однокоренные                 Формы одного слова

Синий, подсиненный                Синий, в синем, синие

Выполняют синтаксический разбор предложения.

Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Эпитет – яркое образное определение. Эпитет позволяет автору сделать предмет не похожим на другие, выделить его.

Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Физкультминутка

  Отгадайте кто это? Изобрази. Ребенок смотрит на картинку и говорит прилагательные, остальные должны показать это животное.

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Умные, активные, дружные  (это вы, ребята.)

VII. Дальней шая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику.

Устный диктант

- Слово правительство вынесено отдельно.

- Что это значит?

- По словарю Ожегова: «Правительство – высший орган государственной власти в стране».

- Какие орфограммы в написании слова надо запомнить?

- Запишите слово и выделите орфограммы, поставьте ударение.

- Запишите предложение.

Правительство – это высший орган государственной власти. Запишите предложение.

- А вообще у слова «правительство» 55 однокоренных слов. Из них 15 прилагательных. Попробуйте их дома найти. У вас есть много источников информации. Какие?

Под определенными номерами записаны окончания прилагательных. Я буду диктовать словосочетания, вам нужно определить окончание прилагательного и записать цифру, под которой находится окончание.

Списывают, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания.

Российское правительство, правительственное сообщение, автомобильный завод, инженерное
дело, электрический утюг, пассажирский поезд, сельское хозяйство, домашнее животное, огородное растение.

Составляют предложение.

На станцию прибыл пассажирский (И. п.) поезд.

1 –ой  2 – ий  3 –ый  4 –ое  5 –ее

Первый снег. Белоснежное поле. Зимнее солнце. Порывистый ветер. Морозное утро. Серебристый иней. Дорогой человек.

3 4 5 3 4 3 1

Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать
выводы

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Оцените свою работу на уроке на «Листах самооценки»

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, опре-деляют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились
на уроке.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Внимательно слушал

Активно работал

Рассуждал

Правильно отвечал

Проявлял старание

Красиво писал

Усвоил тему урока

Не понял особенности безударных окончаний прилагательных

Не могу правильно написать безударные окончания прилагательных

МОЯ ОЦЕНКА

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

С.18 упр.32

Подошел к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Вам, мальчики и девочки,

Спасибо за урок!

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Знакомство с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода,  развитие умения распознавать падежи и правильно писать окончания. Развитие осознанного и точного употребления п...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...

Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа"

Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа" разработан на основе образовательной программы  «Школа России» в со...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....