Урок-праздник "Прощание с Азбукой!" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Марина Михайловна

Данный урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”. Конспект урока сопровождается презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с Азбукой!

Данный урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”. Конспект урока сопровождается презентацией.

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
  • развитие умения работать в группах;
  • развитие мыслительных операций в ходе игры;
  • воспитание у учащихся интереса к чтению;
  • привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

I.

            Сегодня мы прощаемся с нашей первой школьной книгой. Несколько месяцев мы учились по Азбуке. Мы учились не только читать, но правильно называть звуки и буквы, составлять звуковые схемы к словам, учились делить слова на слоги, ставить ударение в словах.

- Мы узнали, что согласные звуки бывают парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Ну и конечно научились писать письменные буквы.

- Итак, мы прощаемся с Азбукой и дарим всем этот праздник.

Вот Азбука-

Начало всех наук,

Ведь слова рождаются из букв

Если будешь буквы знать,

Сможешь книжку прочитать.

В этой Азбуке живёт удивительный народ:

Буквы они разные: гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут плакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребёнка качать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Но не хочется им петь.

II.

       Мы вспомнили, что буквы бывают гласные и согласные. Давайте послушаем, о чём нам расскажут гласные буквы.

- Гласные здесь? Расскажите о себе.

А

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко-

Ноги ставит широко!

И

На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Е и Ё

Е и Ё у мамы дочки,

Но у ё ещё две точки

Ель на ёжика похожа,

Ёж в иголках, ёлка - тоже.

О

В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

У

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Ю

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось -

Получилась буква Ю.

Э

Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

Я

Каждый знает, буква Я -

Самая хвастливая!

Ы

Ы - на вид весьма сурова,

Но характером скромна.

Никогда в начале слов

Не становится она.

- А согласные здесь? Парные согласные, найдите свою пару, выйдите, расскажите о себе.

Б

Букве Б и страх не ведом:

Бой, барабан, боец, победа!

П

Буква П на мост похожа,

По мосту идёт прохожий.
А внизу, через проход,

Проплывает пароход.

В

Вот буква В видна вдали

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Ф

Филин в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

Г

Перед нами буква Г,

Стоит подобно кочерге.

К

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он, как буква К.

С

Часть кружочка потерялась,

Буква С у нас осталась.

З

Буква З и цифра три,

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри:

Пишем З, как цифру три.

Ш

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша!

Три столба красиво в ряд,

Как солдатики стоят!

Ж

Эта буква широка

И похожа на жука!

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук.

Д

Две полоски наклонили,

Снизу третью начертили.

А теперь согнём немножко

Две коротенькие ножки.

Т

Т - в антенну превратилась

И на крыше очутилась!

- А теперь послушаем, что расскажут непарные согласные.

Л

Алфавит продолжит наш -

Буква Л - лесной шалаш!

М

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Н

На букве Н я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Р

Букву Р писать не сложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок!

Х

Рядом два столба стояли,

Друг на друга вдруг упали.

Й

Букву Й зовут "и кратким"

Й, как и, в  твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху палочку пиши.

Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам не нельзя.

Щ и Ц

Вот какие Щ и Ц:

С коготками на конце.

Коготки - царапки,

Как кошачьи лапки.

-Какие буквы не обозначают звуков?

Ь

Вот остались два братишки,

И без них не выйдет книжки.

Твёрдый знак и мягкий знак

Нам без вас нельзя никак.

Ъ

Был мягкий знак высоковат

Сказали буквы строго:

- Эй, не выпячивайся, так!

_ Эй, наклонись, немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твёрдый знак.

Вот такие наши буквы,

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

III.

       Жили-были в Азбуке буквы гласные и согласные. Жили дружно, составляли слоги, слова и предложения. Но вот, однажды, произошёл такой случай. (Инсценировка)

       Был прекрасный солнечный день. Встретились буквы гласные и согласные, поиграть, повеселиться. И , вдруг, одна гласная, нечаянно , наступила на ножку согласной.

        А согласная, как закричит:

- Не хочу больше с вами, гласные дружить!

- Да, всё время вы к нам пристаёте.

- Всегда рядом с нами стоите.

- Нет, это вы всегда перед нами встаёте!

- Не будем с вами дружить!

- А мы с вами не будем.

        И разошлись буквы в разные стороны. Сбились согласные в кучку и захотели поговорить - да никак!

Кашлянули -Кх! Кх!

Чихнули -Пчх! Пчх!

Хмыкнули -Хм!Хм!

Зачем-то позвали кошку -Кс! Кс! Кс!

Что-то пробормотали - Брд. Брд.

И заскучали...

Скучно стало согласным, ни поговорить, ни песню спеть не могут.

И вдруг: Тсс!

Показалось им, что кто-то где-то плачет или поёт.

Прислушались: А-а-а! О-о-о!

Это гласные плакали.        

Сначала, как маленькие дети.

- Уа! Уа! Уа!

- А потом вдруг - Ау! Ау!

- Как-будто кого-то потеряли.

         Согласные подумали, подумали, посмотрели друг на друга и решили, что их зовут и нужно ответить. Но у них получилось опять невнятное бормотание:

БДМ    ВСГД    ВМСТ

       Гласные обрадовались и решили крикнуть. Но у них получилось тоже что-то непонятное:

У-Е    Е-А     Е-Е

      Побежали буквы друг к дружке, обрадовались.

- У нас без вас ничего не выходит, не получается.

- И мы без вас не можем.

- Давайте дружить.

- Не будем больше ссориться.

      Заключили буквы мир, снова стали рядом и внятно сказали:

                                         БУ-ДЕМ     ВСЕГ-ДА       ВМЕС-ТЕ

      С тех пор буквы не разлучались. И по сей день живут они дружно. Вот какая история случилась.

IY.

        А теперь посмотрим, как вы умеете составлять слова из букв. Поиграем в игру "Живые буквы" (отгадаем загадку, составим отгадку из "живых букв")

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.            К Н И Г А

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.                  М Е Л

Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.                            Ш К О Л А

Крошки-птички сели в ряд,

И словечки говорят.                          Б У К В Ы

Y.

Ребята, к нам в класс от Незнайки пришло письмо.

                                                           Здравствуйте, ребята!

           Я для вашего праздника сочинил стихи. Но, неизвестно, как случилось, только буквы заблудились. Помогите исправить ошибки, чтобы всё получилось правильно.

Закричал охотник:"Ой!"

Двери гонятся за мной!

Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

В глазах у Машеньки испуг

Ползёт большой, зелёный лук.

Говорят один рыбак

В печке выловил башмак.

Но, зато, ему потом

На крючок попался дом.

Врач напомнил дяде Мите:

"Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном".

       Желаю вам, чтобы в ваших тетрадках не было ошибок, как у Незнайки.

YI.

     Вы умеете читать, писать слова и предложения. Но нужно ещё уметь красиво говорить. А то иногда случаются такие истории. (Инсценировка "Овсянка")

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

- Люблю овсянку.

- И я люблю.

- Она жёлтая, красивая такая.

- И вкусная, особенно с молоком.

- Как это, вкусная с молоком?

- Да так. А ещё хорошо с малом и сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную. А ты про какую?

- И я про обыкновенную, про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша,- а птица - ов - сян - ка. Не слышал про такую?

- Нет, не слышал.

- Пойдём ко мне овсянку в саду слушать.

- Пойдём. А потом ко мне кашу овсянку кушать.

YII.

         На страницах Азбуки мы много говорили о звуках и буквах и много читали стихов, рассказов, сказок. А Буратино для вас приготовил загадки. Вспомните сказку и назовите сказочных героев.

Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке... ("Колобок")

По тропе

Шагая бодро,

Сами

Воду
Тащат
Вёдра!  ("По щучьему веленью")

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Её на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка...   ("Снегурочка")

Убежали от грязнюли

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт.  ("Федорино горе")

А дорога - далека,

А корзина - нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок...  "Маша и медведь")

Отворили дверь козлята

И...пропали все куда-то!   ("Волк и семеро козлят")

Ах ты Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...  ("Петушок - золотой гребешок")

YIII.

       Мы закончили первую школьную книгу - Азбуку и у вас появятся другие. Послушайте.

Книги все для нас важны,

Но представить мы должны,

Кто на смену Азбуке придёт

Дальше нас учить начёт.

Русский язык

Я люблю учить детей,

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.

Очень важно, скажем, знать,

Где поставить мягкий знак.

Как вам написать МОЁ,

Через А или О?

Ничего от вас не скрою.

Все секреты вам открою.

Литературное чтение

Вам моё почтение!

Я - книга для литературного чтения!

Полистай мои страницы:

Здесь - стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Пушкин, Лермонтов, Толстой...

Да, учебник не простой.

Так много интересного

Пока нам неизвестного.

IX.

     На прощание дарим эти стихи Азбуке.

За окном уже месяц март

То дождь идёт, то снег кружится,

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься.

Азбука - первая школьная книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

Нас учила Азбука читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны книги,

И к ней мы все привыкли.

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке спасибо -

Расставаться нам пора.

Ждёт так много нас открытий,

Интереснейших событий.

Мы решим свои задачи,

Пожелайте нам удачи!

Праздник наш сегодня завершается.

С Азбукой простились мы сейчас.

Наши мамы пусть не беспокоятся

С радостью мы ходим в первый класс.

Закончилась азбука!

Все буквы мы знаем,

Стихи и рассказы свободно читаем.

Добру в ней учила нас Русская речь.

И мы её будем любить и беречь!

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

Но для тебя они - ключи

Ко сем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну почитай ещё страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

X.

        В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми!

Мы азбуку прочли до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!

Вручение удостоверений «Азбуку прочёл»

И в десять лет, и в шесть, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.

Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на Земле!

Вручение подарков

       

Петрова Марина Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Конспект урока музыки в 1 классе по ФГОС программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»

Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.Задачи урока:1. Развитие  предметных умений учащихся   воспринимать  музыкальн...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Прощай азбука 1 класс «АЗБУКУ ПРОЧЕЛ!

laquo;АЗБУКУ ПРОЧЕЛ!Время не детское время.... флеш-моб...

Тема: Азбука, азбука каждому нужна, 1 класс

Конспект урока по музыке на тему: Азбука, азбука каждому нужна, 1 класс...