Урок обучения грамоте по образовательной программе "Школа 2100".Согласные звуки [ц],[щ,], буквы ц, щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Кириллова Оксана Ярославна

Тема урока: «Согласные звуки [ц], [щ']. Буквы ц, щ. Правила жи – ши, ча – ща, чу – щу».  Конспект урока и презентация по уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   Урок в 1 классе Б по обучению грамоте

                                                                      по образовательной  программе « Школа 2100».

Учитель: Кириллова Оксана Ярославна

Тема: «Согласные звуки [ц], [щ']. Буквы ц, щ. Правила жи – ши, ча – ща, чу – щу».

Цели.

  1. Развивать у обучающихся фонематический слух и культуру звукопроизношения. Познакомить  с буквами согласных звуков [ц], [щ'], познакомиться с правилами ща, щу, повторить раннее изученные правила жи –ши, ча, чу.
  2.  Сформировать в памяти первоклассников чёткий зрительно-двигательный образ строчных  букв «ц»,»щ» научить писать их  и соединять с другими буквами по алгоритму.
  3. Воспитывать позитивное отношение к письму и чтению  как виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив.

            Формировать  УУД:

Личностные:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

       Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других;
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

       Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;     конструирование и реконструирование букв

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный момент (1мин)

Цель: создать эмоциональный настрой на урок.

Приветствие учителя. Настрой на плодотворную работу.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

Уметь оформлять свои мысли и передавать в устной форме.

Формирование личностные УУД,       коммуникативные УУД

  1. Актуализация знаний

Цель: повторить предыдущие знания учеников, подвести детей к обучающей цели урока

Слайд 2. 

Работа по карточкам.

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. Чем они необычны?

- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки. Чем они необычны?

 -Какие буквы вы не вычеркнули? Почему? Мы с этими буквами уже встречались?

-Так о чем мы будем говорить на уроке?

Ученики вычеркивают повторяющиеся буквы. Находят буквы, которые остались не вычеркнуты.

Подготовить учеников к изучению новой темы.

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

  1. Проблемное объяснение.

а) Характеристика звука.

Цель: учить слушать звук, давать ему характеристику.

Слайд 3, 4.

Отгадывание загадки. Выделение звука из слова. Характеристика звука [Ц] 

Есть такой циркач лихой,

Чертит круг одной ногой.

А другой проткнул бумагу,

Уцепился – и не шагу.

- Что такое циркуль?

- Какой первый звук услышали? Какой этот звук гласный или согласный?

- Какую характеристику мы даем согласному звуку?

-Почему нет картинки для мягкого звука?.

Ученики отгадывают загадку, выделяют звук из слова, дают характеристику звуку. Раскрашивание звуковичка, соответственно характеристике.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу   с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

б) Письмо буквы Ц.

Цель: знакомство с начертанием буквы.

Слайд 5.

Нахождение знакомых и новых  элементов в письменной букве .

 Письмо буквы ц  в воздухе, под счет, обвод по написанному.

Физминутка для глаз.

Слайд 6.

Из каких элементов состоит буква Ц? Что нового появилось в этой букве?

Выделить синим цветом знакомые элементы, красным – новые элементы.

Уметь конструировать изучаемую букву.

понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками

в) ) Характеристика звука.

Цель: учить слушать звук, давать ему характеристику.

Слайд 7, 8.

Чтение скороговорки ( по слогам, целыми словами, кто быстрее).

Выделение звука из слова. Характеристика звука [щ']

Прочитать скороговорку.

Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

- Какой звук повторяется. Характеристика звука.

Ученики выделяют повторяющийся  звук из слова, дают характеристику звуку. Раскрашивание звуковичка, соответственно характеристике.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

г) Письмо буквы Щ

Цель: знакомство с начертанием буквы.

Слайд 9.

Нахождение знакомых и новых  элементов в письменной букве .

 Письмо буквы ц  в воздухе, под счет, обвод по написанному.

Физминутка

Слайд 10.

Из каких элементов состоит буква щ? Что нового появилось в этой букве?

Выделить зеленым цветом знакомые элементы, красным – новые элементы

Уметь конструировать изучаемую букву.

понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками

  1. Чтение и письмо  слогов и слов с изученными буквами.

Цель: учиться читать слова и слоги с изученными буквами.

Слайд 11.

Чтение слогов с буквой Ц.( хоровое, индивидуальное чтение)

- Прочитайте слоги, которые звучат одинаково, пишутся по-разному. Почему?

Чтение слогов.

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении

  1. Письмо слогов с буквой ц

Цель: учиться писать слоги с изученными буквами.

Слайд 12.

Написание слогов с буквой ц. Обратить внимание на соединение буквы ц с другими буквами.

- обратить внимание на соединение

Письмо слогов, обвод по написанному.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками

  1. Письмо слогов с буквой щ

Цель: учиться писать слоги с изученными буквами.

Слайд 13.

Написание слогов с буквой щ. Обратить внимание на соединение буквы ц с другими буквами.

- обратить внимание на соединение.

- Почему мы учимся писать эти буквы вместе?

Письмо слогов, обвод по написанному.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками

  1. Чтение слов.

Цель: учиться читать слова  с изученными буквами.

Слайд 14,15, 16.

Самостоятельное чтение. Работа над словами по заданию учителя.

- Назовите необычные, непонятные слова.  (цукаты, цирк.)

-Назовите родственные слова.

- Прочитайте слова в которых 2 слога. Назовите мне слова в которых есть буквы, которые могут обозначать 2 звука -Какую работу выполняют эти буквы?

- Прочитайте мне слова с правилами.

Чтение и выделение слов по вопросам учителя.

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- выразительно читать

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника.

- адекватно восприни-мать оценку  учителя, сверстника.

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

  1. Закрепление.

Цель:  учимся видеть слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Слайд 17.

Работа по карточкам.

- Найди и исправь ошибки.

В словах дети должны найти и исправить ошибки. Самопроверка по образцу.

- осуществлять поиск необходимой информации.

- делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

  1. Самооценка

Цель:  учиться оценивать свою работу.

Слайд 18.

Оценить свою работу.

Зеленый цвет – я молодец!

Желтый цвет – могу лучше!

Красный цвет –  надо стараться!

Самостоятельное оценивание своей работы.

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность

  1. Вывод.

Слайд 19.

Обобщение знаний , полученных на уроке.

Что нового вы узнали на уроке?

Повторить, что узнали о буквах и звуках, которые они обозначают. Повторить правила с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласные звуки [ ц ],[ щ , ], буквы ц , щ . Правописание буквосочетаний жи-ши , ча-ща , чу-щу .

Слайд 2

Я Ж Е Ц Ш Ч Щ Ш Ё Ч Ж Е Я Ч Ё Зачеркнуть повторяющиеся буквы.

Слайд 3

Есть такой циркач лихой, Чертит круг одной ногой. А другой проткнул бумагу, Уцепился – и не шагу!

Слайд 4

[Ц]- согласный, всегда твердый, глухой

Слайд 6

Веселая физминутка для глаз

Слайд 7

Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

Слайд 8

[Щ , ]- согласный, всегда мягкий, глухой.

Слайд 10

Веселая физминутка

Слайд 11

Читаем слоги.

Слайд 12

Пишем слоги.

Слайд 13

Читаем слова.

Слайд 14

Цукаты- сваренные в сахарном сиропе сочные плоды.

Слайд 15

Цирк(от лат. –круг)-вид зрелищного искусства.

Слайд 16

Свеча, шына , чяшка , жилище, чюмазый , чижык , шыповник , ежиха, широкие, чяй , щюка , встречя , качалка. Свеча, ш И на , ч А шка , жилище, ч У мазый , чиж И к , ш И повник , ежиха, широкие, ч А й , щ У ка , встреч А , качалка Найди и исправь ошибку.

Слайд 17

Оцени себя! Я- молодец! Я могу лучше! Ещё надо стараться!

Слайд 18

Вывод. Жи – ши пиши с И Ча – ща пиши с А Чу – щу пиши с У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте(чтегние) 1 класс ФГОС "Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

Урок чтения в 1 классе по ФГОС.   На уроке дети гнесколько раз работают в парах, используются дидактические игры, загадки, физ -ки в стихах то теме....

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.

Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....

конспект новогоднего урока «Обучение грамоте» в 1 классе Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебно...

Презентация к уроку обучения грамоте "А.С.Пушкин Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т."

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...