Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Еронина

Конспект урока "Сложные слова" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokv_rus_yazyka_v_3_klasse_slozhnoe_slovo.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Знакомство с понятием «сложное слово»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

образовательные:

-дать определение понятию «сложные слова»

-научить распознавать сложные слова, выделять в них корень

-создать условия для наблюдения за сложными словами

-научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать материал

-продолжить формирование орфографической зоркости;

воспитательная:

-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать,

Карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.

Этапы работы

Содержание этапа

1

   

2  

3

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-эмоционально настроиться на предстоящую деятельность

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-подготовить обучающихся к работе на уроке;

-проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку;

-организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм;

-создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм

Актуализация знаний учащихся

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-показать свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала;

-развивать познавательный интерес.

Метод: словесный

Форма работы: фронтальная

Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы

Постановка проблемного вопроса

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-увидеть проблему, создать, принять и предложить способы её решения;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;

-стимулировать познавательную активность через приём создания проблемной ситуации;

Метод: проблемно-поисковый

Форма работы: фронтальная

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы

 -Добрый день!

Ребятишки, вам тепло? (Да!)

В классе стало всем светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уж закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

 А хотите  вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

-Откройте тетради, подготовьте их к работе.  

 

1. Чистописание

Хх  хХх  Хо  Хл  хох   оро   оло

Хорошо учиться всегда пригодится.

-Обратите внимание, что у буквы о может быть и верхнее и нижнее соединение. В данном предложении используется верхнее соединение.

2. Вспомним изученные орфограммы.

 - Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:

 

- Вспомните полные названия этих орфограмм.  

-  В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?  

  -Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов  записано?

(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)

-Распределите их по столбикам. (2 ученика работают у доски)

-Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)

-Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)

(Если не возьмут слово водопад):

-Почему вы не взяли слово «водопад»?

-Вы считаете, что это слово лишнее?

-Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).

-Как вы считаете, куда его нужно отнести?

-Все ли согласны? Кто думает по-другому?

-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)

-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)

-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)

-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.                                                                                                                                                    

4

 Сообщение темы и цели урока

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-сформулировать тему и цель урока;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-создать условия для формулирования темы и цели обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Метод: словесный (беседа)

Форма работы: фронтальная

Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.104, прочитайте тему.

-Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка?

Цель нашего урока…узнать какие слова называются сложными.

5

6

Открытие нового знания (поиск  решения)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-устранение возникшего затруднения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;

-организовать усвоение детьми нового способа образования слов путём сложения корней.

Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный

Форма работы: фронтальная

Результат: анализ языкового материала, последующий вывод о том, что в слове может быть два корня. Самостоятельное формулирование определения сложные слова.

Физминутка

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-снятие умственного напряжения

 Начнём с наблюдения.

-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом,-

Это птичка – невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит-

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

-Что особенного у этой птички?

Что сказано в стихотворении о хвосте птички?

-А как горит? (обыграть сравнительным примером значение слова «горит»)

-Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)

-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?

-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.

-Что заметили? (в слове 2 корня).

Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

-Вернёмся к цели урока – узнать, какие слова называются сложными.

-Посмотрите на результат нашего наблюдения. Можно ли слово «горихвостка» считать сложным?

-Так какие же слова называются сложными?

-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.

-Итак, какие же слова называются сложными?

Птички

Птички прыгают, летают,

Пички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

7

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися - развитие умения определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-способствовать формированию умения находить два корня в слове;

-создать условия для развития умений самостоятельно работать.

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Результат: закреплено умение выделять корни в сложных словах

-Пока «летали», не забыли о теме урока?

-Давайте вернёмся к ней.

-Что нового узнали? (в русском языке есть сложные слова)

-Какие слова называются сложными?

-Получив новые знания, попробуем решить проблему, с которой столкнулись в начале урока.

-Что вы теперь скажите о слове «водопад»?

Закрепим полученные знания, выполняя задание упр.124.

-Что обозначают эти слова?

- Как вы это определили?

- Запишите рядом с каждым словом словосочетание. Выделите корни.

Садовод – разводить сад,

луноход – ходить по Луне,

волнорез – резать волны

носорог – рог на носу

пустослов – пустые слова

8

Итог урока. Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися - осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Метод: тестирование

Форма работы: индивидуальная

Результат: выявление усвоения теоретического материала.

-Заканчивая урок, давайте вспомним, какую  тему мы начали изучать?

- Какие слова называются сложными?

-Давайте попробуем составить схему сложного слова.

-Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).

-У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку (Карточки разных цветов – каждому герою соответствует свой цвет).

“Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.        

Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»”

1 ученик зачитывает.

-Достигли ли мы сегодня цели урока?

-Молодцы!

-За урок получают отметки…

9

Домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-развитие умения самостоятельно подбирать сложные слова; определять их лексическое значение;

-развитие литературной речи.

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

-И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...