Закрепление написания суффиксов и приставок в словах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конова Наталья Юрьевна

Цель деятельности учителя:  упражнять в  образовании  однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, в выполнении разбора слов по составу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ.  

                     ПО ТЕМЕ: «Закрепление написания суффиксов и приставок в словах».

   Цель деятельности учителя:  упражнять в  образовании  однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, в выполнении разбора слов по составу.

   Планируемые результаты: личностные: ориентируются на понимания  причин успеха в учёбе; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнения задания; познавательные -  научатся  использовать  простейшие таблицы и схемы  для решения конкретных  языковых задач;  получат возможность научиться  осуществлять синтез  как составление  целого из  частей (составление предложений);  коммуникативные- научатся понимать тему высказывания по содержанию; получат возможность научиться адекватно использовать  речевые средства для решения  коммуникативных задач; предметные: научатся выполнять разбор слов по составу.

                                                         План урока

         1.Организационный момент.

                                              Всем, всем добрый день!

                                              Прочь с дороги, наша лень!

                                               Не мешай трудиться,

                                               Не мешай учиться!

        2.Актуализация знаний.

А) Назовите части речи.

Б)  Игра « Волшебное превращение».

--Образуйте от прилагательного, имя существительное, называем тогда , когда  я взмахну волшебной палочкой: дождевой-дождь, озёрный, осенний, звонкий, звериный, морозный, арбузный.

---От глаголов прилагательные: ласкать- ласковый, краснеть, звонить, забавлять, смеяться, играть.

---От существительного прилагательное: лето- летний, жар, осина, темнота, соль.

-Какие слова получились после преобразования?

-Какие слова мы называем однокоренными?

     3.Архологические раскопки. Чистописание.

--Давайте назовём этот этап атак, будем находить  правильное соединение букв СЕЛО.

     4. Орфографические  горки. Словарная работа.

---Спишите, определите гласную:

  Зв.зда, в.да, к.нёк,л.сник,  к.льцо, ст.кло.

--На какую орфограмму слова? Как найти безударную гласную7

     5. Сообщение цели и темы урока

--Посмотрите внимательно на доску  и скажите о чём мы с вами будем говорить

на уроке?

А)  -От данных слов образуйте однокоренные слова при помощи приставок.

                                    Ехать                    бежать

                  По        за           при             вы        пере

                                    Про                               до

--Для чего служат приставки?

--Что такое приставка?

    Б)От данных слов образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов;

               Двор                     кот               хвост             мышь                 голос

                          -К,                                -ИК,                 -ОК,                -ИЩЕ  

 -Для чего служит суффикс?

-Что такое суффикс?

       6.Проблемный вопрос.

---Нужны ли нам  приставки и суффиксы ,и  если нужны то для чего?

      7.Эйфелева башня. Работа над закреплением.

---Назовите суффиксы, которые вы знаете?

---Для чего они служат?

          А)    Жили были суффиксы –ик, -ишк, -ищ. ИК-  был очень ласковый

               ИШК- всегда говорил обо всём с насмешкой,

               ИЩ – был очень маленький, поэтому ему всё казалось  большим.

               Однажды они работали в тетради. Им нужно было образовать слова- дом, как вы думаете . что у них получилось?(домик, домишко, домище) .А когда их угостили тортом. Как вы думаете что, Получилось?

---Теперь я вам передаю волшебную палочку, вам нужно превратить слово в название маленького предмета: нос, волос, хвост, стол,зуб.лёд,мёд.(носик, волосок, хвостик, столик, зубик, ледок, медок)

----Какие это слова? (уменьшительные, ласковые) А знаете , как они появились на свет?

    Б) Давным – давно жили на свете слова.Но они были совсем не такими , как теперь. Отличались эти слова особенной твёрдостью, решительностью, и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы, помидор, кувшин, диван и  другие.Но вот появился суффикс –чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими же как и он. Я вам даю волшебную палочку и назовите мне слова которые получились.(ключик, колокольчик, огурчик, помидорчик, кувшинчик, диванчик, трамвайчик, стаканчик, барабанчик)

   ---Какие же значения вносит суффикс –чик в слова? (уменьшительное)

  Запишем эти слова и выделим суффикс.

     8. Остров приставок.

--- Что такое приставка?

---Для чего она нужна?

--Где стоит?

--Назовите приставки?

         Жил-был корень –ход-. Он любил ,что бы с него начинались слова, тогда ему на помощь спешили суффиксы. На свет появились слова, назовите слова , которые появились.(ходунок, ходули, ходики). Но как только появлялись дамы- приставки,корень уступал им место, сам прятолся в серединку слова, а если не было суффиксов, то и вовсе стоял в конце. Получались такие слова( заход, выход, поход.походка, приход, переходил)

----Зачем нужны приставки?

                         У-, вы-, при-, по-, до-, на-, пере-,

                         Перед корнем пишут – перед!

                         Под-, за-. об-, со-, в-, с-, от-.

                         Знаем их  наперечёт

                         Перед корнем подставляем,

                          И приставкой называем

                          Новое слово получаем.

    9. Обобщение и закрепление.

 А) плыть+ про = проплыть

      Делать + при = приделать    

       Лететь + с = слететь

    Кричать + на = накричать.

                                                  Мирная считалочка.

                          На дороге у развилки,

                          Повстречались две дразнилки.

                         Повстречались, подразнились,                      

                          НЕ сдержались –и сцепились,

                         Прибежали разнималки-

                         Помешали  перепалке.

                        И к развилке на кобылке

                        Прискакали две мирилки.

                        Прекратилась  перепалка.

                        И тогда пришла считалка.

                         Раз- два- три- четыре- пять-

                        Хорошо друзей считать!

----Назовите слова с приставками?

---Что это за часть речи?

 Б) Образуйте новые слова с помощью суффикса и приставки:

                     При + море + ск + ий = приморский

                     Под + вод +н  +ый = подводный  

                     Под + свеч +ник = подсвечник

                     Пере + лес +ок =перелесок

                     За + город +н +ый =загородный

                     Без + вред + н +ый = безвредный

                    При + берег + н + ый =прибрежный

   10.Работа по учебнику с. 90 №10, № 12.

  ---Существует суффикс , который говорит о профессии –тель,

    Учитель, водитель, строитель, воспитатель.

   11. Обобщение.

  ---О каких  частях слова мы с вами говорили?

 ----Для чего они служат?

 12.Рефлексия.

---Что такое суффикс и приставка? Выберите правильный ответ:

         Суффикс и приставка –часть предложения,

          Суффикс и приставка – часть слова,

          Суффикс и приставка – это слово.

---Почему суффикс и приставка  -- это значимые части слова?

---Можно ли без них обойтись?

--Может ли слово состоять из приставки? А из суффикса?

--Почему?

 13. Домашнее задание. С.91 Упр №13.№14.

                                                                                         -

помидор

кувшин

диван

-   ик

               - ишк

             - ищ

Дом                   

ключи

колокола

 огурец

-чик

трамвай

стакан-

-тель

-онок

-ат     - ок

двор       кот

хвост     мышь

голос     ехать

бежать    торт

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ            

      РАСКОПКИ

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ

        ГОРКИ

ОСТРОВ   СУФФИКСОВ

ОСТРОВ  ПРИСТАВОК

ЭЙФЕЛЕВА  БАШНЯ

             СКАЗКА

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»

Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....

"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова" 2 класс

Конспект урока по русскому языку для 2 класса и презентация на тему "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова"...

"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс...

Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова

Цель урока: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать   мягкие согласные звуки и правильно обозначать  мягкость согласного звука на письме при помощи мягко...

Образование слов с помощью суффиксов и приставок

Сценарий урокарусского языка во 2 классе...

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...