Урок – конкурс по теме «Родственные слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

На данном уроке ведется работа над формированием умения  подбирать родственные слова, развивать кругозор,  устную и письменную речь учащихся, воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_konkurs.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Урок – конкурс по теме «Родственные слова».

Цели: сформировать умение подбирать родственные слова, развивать кругозор,  устную и письменную речь учащихся, воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в группе.

I. Орг. момент

– Ребята! Сегодня мы с вами проведём урок-конкурс, который завершит изучение темы «Родственные слова». И как во время проведения любого конкурса. На нашем уроке ваши знания, умение красиво и доказательно говорить, вашу смекалку будет оценивать компетентное жюри. (Учитель представляет членов жюри).

В нашем конкурсе будут участвовать 3 команды. 1 ряд – 1-я команда, 2ряд – 2-я команда и 3 ряд – 3 команда.

II. Актуализация знаний.

– Начнем с разминки и повторим основные правила, которые необходимо знать для выполнения заданий по теме «Родственные слова». Команды отвечают на вопросы по очереди.

Вопросы:

1. Какие слова называют однокоренными?  (ответы первой команды)

2. Что такое корень слова? (ответы второй команды)

3. Все ли однокоренные слова являются родственными? (ответы третьей команды).

- А могут ли корни в однокоренных словах писаться по-разному? (Да,  в русских словах встречается чередование гласных и согласных звуков в корнях слов).

- Так какие же слова называются родственными или однокоренными?

– Послушайте стихотворение о родственных словах:

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня!

Это значит:

- Исключи меня из вины!...

…У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!-

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро. (С. Островой)

III. Работа над темой урока.

  1. Упражнение в подборе родственных слов.

1 ряд – трава, …, …, … .        

2 ряд – моря, …, …, … .        

3 ряд – леса, …, …, … .        

Учитель. - Молодцы, ребята! Вы вспомнили всё, что необходимо будет вам сегодня, чтобы прослыть знатоками. Ну, а теперь вперёд!

Первый конкурс называется «Зри в корень!» К доске приглашаются  капитаны команд. Для каждого капитана заготовлены «свои» корень и листья. Капитаны должны  посадить свой сад: соединить корни и листья своего дерева. Но небольшое предупреждение: будьте внимательны!

Задание для капитана I  команды: Составить дерево, корень которого «дом». Листья: домашний, домашняя, домино, домовой, домики.

Задание для капитана II  команды: Составить дерево, корень которого «бас». Листья: басня, басовитый, басок, басовый.

III капитану: Корень – слон. Листья: слониха, слоновый, слонёнок, прислониться, слоник.

(капитаны выполняют задания, а учитель предлагает остальным участникам конкурса выполнить следующие задания: вставить пропущенные буквы в словарные слова, которые даны на карточках, а затем найти их родственников в словаре, приведённом в конце учебника.

Слова на карточках:

I команда – су_ отник, ра_ казать, п_тушок. (Суббота, рассказ, петух)

II команда – яг_дка, сах_рница, б_резняк. (Ягода, сахар, берёза)

III команда – г_рошек, м_двежонок, т_порик. (Горох, медведь, топор)

Жюри оценивает:

  1. работу капитанов – 1 очко, если всё выполнено правильно, если были ошибки, то – 0 баллов.
  2. работу команды – 1 очко, если всё выполнено правильно, если были допущены ошибки (в правописании  или в подборе родственных слов), то 0 баллов.

Учитель: каждая команда получит еще по одному очку, если объяснит, почему капитанам не надо было брать слова домино, басня, прислониться?

Учитель: Второй конкурс называется «Свой – чужой». Команды сейчас получат карточки с рифмовками. Задача найти в рифмовках родственные слова,  выделить в них корень и объяснить какие слова вы не подчеркнули и почему.

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства

Однокоренные выбери слова.

Тексты рифмовок для команд:

I – Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок.

II – Горный, горка, городок,

Пес, песочный и песок,

Семя, семечко, семья,

Вдруг, подруга и друзья.

III – Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи,

Холод, холмик, холодок,

Носик, носит и носок.

Жюри оценивает:

- Правильность нахождения слов – 1 балл;

- Правильность выделения корней – 1 балл;

- Правильное обоснование «лишнего» слова – 1 балл.

  1. Упражнение в словесном моделировании.

Учитель: Продолжаем наш урок. Следующий конкурс покажет, как вы владеете словесным моделированием. Каждая команда выделяет своего представителя для участия в конкурсе «Альпинист». Эти участники будут выполнять задания у доски, а остальные ребята в это время будут участвовать в конкурсе «Пропал корень» на своих рабочих местах.

( команды определяют, кто будет работать у доски, а кто на местах)

Учитель: Задание для работающих у доски: «одолеть гору», т.е. догадаться,  какой корень пропущен в «горке родственных слов» и записать его вместо звездочек.

I капитан:

***но                                                *****кА

***ить                                                *****еть

***иться                                                *****учий

  (мир)                                                  (скрип)

II капитан:

***ик                                                        ****лю

***овой                                                ****ить

***овалый                                                ****ушка

  (год)                                                  (корм)

                   

           

III капитан:

***ый                                                ***ик

***ить                                                ***ёнок

***енький                                                ***ёночек

   (бел)                                                   (кот)

Учитель: Задание командам: подобрать как можно больше корней в модель записанного на карточке слова так, чтобы получились новые слова.

ПЕРЕ _ _ _ КА

(Возможные варианты: перебежка, переборка, перевозка, перевязка, перегонка, переделка, перекатка,  перекидка, перекопка, переменка, перестрелка, перебранка, переписка, перемотка, переноска, пересылка и.т.д.)  

Жюри оценивает капитанов:

- Правильно найден корень в горке – 1 балл.

Жюри оценивает команды:

- команда, правильно записавшая наибольшее количество слов, получат 3 балла.

- средний результат -2 балла; меньший результат – 1 балл.

  1. Физкульминутка.

Учитель: А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Кто у кого?». Выйдите все из-за парт и приготовьтесь слушать внимательно. Я буду каждой команде по порядку называть слово, обозначающее какое-нибудь животное. Игроки должны вспомнить, как называется его детёныш, определить, являются ли полученные слова однокоренными, и пытаться изобразить детёныша движениями.

I – у лягушки – … (лягушонок – родственные)

II – у свинья – … (поросёнок – нет)

III – у медведя – … (медвежонок – родственные)

I – у коровы – … (телёнок – нет)

II – у кошки – … (котёнок – родственные)

III – у зайца – … (зайчонок – родственные)

I – у совы – … (совёнок – родственные)

II – у лисы – … (лисёнок – родственные)

III – у овцы – … (ягнёнок – нет)

4. Упражнение в словообразовании.

Учитель: А теперь мы продолжим учиться подбирать родственные слова.

В 4-ом конкурсе, который называется «Кто самый ласковый?». У доски будут соревноваться по одному представителю от команды. Для каждого из них записаны слова, к которым  надо подобрать и записать родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

КОТ        МОСТ                РОТ

А команды в это время получают карточки со следующим заданием: заменить выражение одним словом:

I. Сделать подарок – … (подарить)

   Пригодный для еды – … (съедобный)

II. С давних пор – … (издавна)

    Испытывать жалость – … (жалеть)

III. Говорить дерзости – … (дерзить)

Служащий, разносящий почту – …(почтальон).

Жюри оценивает:

- Ученика у доски – 1 балл, если выполнено правильно;

                        0 баллов, если были допущены ошибки.

- Команды за каждое правильно записанное слово получают 1 балл.

  1. Работа над лексическим значением слов.

а) работа со словарями.

Учитель: Молодцы, а теперь мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу в области лексики русского языка. Мы с вами не раз говорили на уроках о том, как красив, поэтичен, богат, могуч и сложен русский язык. В нём до сих пор таится много загадок. Но внимательный, наблюдательный и любящий свой язык человек всегда сможет найти разгадки, которые часто прячутся в самих словах. Поэтому в следующих конкурсах вам предстоит стать настоящими учёными-лингвистами и сделать собственные открытия в области русского языка. Ну что, попробуем?

К доске вызываются по два представителя от команды. Один из них сейчас отправиться в Древнюю Грецию, а другой в Киевскую Русь. Там, в глубине веков, найдут они старинные корни и «принесут» нам по два современных слова, образовавшихся от этих корней. Запишут их на доске в столбик и выделят в них древний корень. Ребята могут пользоваться словарём иностранных слов и этимологическим словарём.

В Древней Греции:

I участник: «Теле» по-гречески означает «далеко». Подберите 2 слова, произошедшие от этого корня. (Варианты слов: телескоп, телеграф, телефон).

II участник: «авиа» по-гречески означает «воздух». Подберите 2 слова, которые произошли от этого слова. (Варианты слов: авиация, авиапочта, авианосец).

III участник: «био» по-гречески означает «жизнь». Подберите два слова, которые произошли от этого корня. (Варианты слов: биология, биосфера, биография).

В Древней  Руси:

IV участник: В старину слово «ведать» означало «знать». Назовите два современных слова, которые произошли от этого слова.

(Варианты слов: медведь, природоведение).

V участник: В старину слово «коло» значило «колесо, круг». Подберите два  слова, которые произошли от этого корня.

(Варианты слов: колодец, колобок)

VI участник: Древнее слово «лоп» означало «широкий плоский лист». Какие слова произошли от этого слова?

(Варианты слов: лопух, лопата, лопасть)

Учитель: А команды в это время отправляются в путешествие вокруг света. Им надо узнать, как называют жителей указанных стран и городов, и записать их в карточке. В случае затруднения команды могут обращаться к словарю названия жителей.  

I – Франция, Япония, Россия; Тамбов, Саратов, Тула.

II – Испания, Англия, Польша; Москва, Омск, Смоленск.

III – Дания, Норвегия, Индия; Саратов, Орёл, Воронеж.

Жюри оценивает:

- Учеников у доски – по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово.

- Команды на местах – 1 балл за правильное название жителей стран и 1 балл за правильное название жителей городов.

б) Анализ происхождения слов.

Учитель: Что ж, мои дорогие учёные, теперь попробуйте без помощи словарей провести ещё одно исследование. Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Почему их так зовут?». Каждая команда получает карточку с названием предметов. Вам следует хорошо подумать и объяснить, почему эти предметы так называются.

I команда: Подберёзовик - …

        Одуванчик - …

        Черника - …

        Малиновка - …

        Вторник - …

II команда:    Земляника - …

        Опёнок - …

        Вьюнок - …

        Снегирь - …

        Четверг - …

III команда: Кукушка - …

        Пятница - …

        Подснежник - …

        Подосиновик - …

        Костяника - …

Жюри оценивает правильность и полноту обоснования каждого слова – 1 балл.

6. Коллективный диктант.

Учитель: И в заключении мы с вами должны определить самую грамотную команду. Последний конкурс называется «Коллективный диктант». Сейчас каждая команда получит чистый лист в линейку, на котором вы будете записывать диктант. Но работа будет проходить по-особому. Первый член команды записывает первое слово и передаёт лист второму, второй игрок  записывает второе слово и вновь передаёт лист следующему и.т.д. В конце мы увидим, чья же команда самая грамотная. Но чтобы предупредить возможные ошибки, давайте вспомним, какие правила корня вы знаете? (Дети вспоминают правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных, непроизносимых и удвоенных согласных в родственных словах).

Жюри оценивает:

- Слаженность работы команды – 1 балл;

- Диктант по пятибалльной системе.

7.Подведение итогов урока:

Учитель: Вот и подошёл к концу наш конкурс. Настало время подвести  итоги. Пока уважаемые члены жюри посчитают окончательные результаты, давайте с вами вспомним, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие же слова называются однокоренными или родственными?

- Почему не все слова, имеющие одинаковый корень, являются однокоренными?

- Какой конкурс вам понравился больше всех?

- Какой конкурс был самым сложным? Почему?

- А теперь давайте послушаем наше жюри.

(Жюри подводит итоги.  Проходит награждение победителей и активных участников команд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"

Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")...

конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».

Урок русского языка  2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....