Учимся писать изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Глотова Галина Владимировна

Формировать умение писать изложение по составленному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Технологическая карта урока                                                                 

Тема раздела: 

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык, 3 класс

Тема занятия/урока

Учимся писать изложение.

Цель и задачи урока

Формировать умение писать изложение по составленному плану.

Развивать орфографическую зоркость.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(Личностные и метапредметные результаты)

- воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- правильно списывать слова,  проверять написанное;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные,  глаголы;

- озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

 - письменно пересказывать текст (писать  изложение доступного текста);

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,;

- осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы;

- соотносить поступки героев с выводами;

- проявлять доброжелательность, доверие, внимательность.

Метапредметные УУД

- формировать способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

- формировать умение  договариваться, находить общее решение;

- формировать умения работать в парах и группах.

- планировать решение учебной задачи;

- осуществлять итоговый контроль деятельности;

- оценивать результаты деятельности.

Оборудование и материалы

У учителя – компьютер, мультимедийный проектор,  презентация к уроку.

У учащихся на партах – деформированный текст (разрезан по абзацам), таблица для сбора  материалов к изложению

Этап урока

Цель - результат

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

  Мотивация

(Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

  Психологический настрой на урок

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

 Выполняют услышанное.

  Введение в тему урока

(Постановка учебной задачи на урок, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.)

  Ориентировка  учащихся в пред-стоящей  деятель-ности,  возбужде-ние интеллекту-альной и познава-тельной потреб-ностей.

Развивать логичес-кое мышление учащихся, умение располагать текст в нужной  после-довательности.

 - Давайте вместе прочитаем стихотворение.

                 Слайд № 2

 В зоопарке ясным днём

 Любовался я зверьём.

 Вдруг, смотрю,

 Бесстрашный зайчик,

 Этот зайчик попрыгайчик,

  Тигру прямо на нос сел

 И, смотри – ка, уцелел –

  Хищный зверь его не съел.

(последние две строчки читает учитель)

  Отвечайте поскорее,

  Что за зайчик был на звере.

- А что это за  зайчик?

- А что вы можете рассказать о солнышке и его лучиках?

-  Ребята, в центре вашего стола лежат листо-чки. Как вы думаете, что с этими листочками можно сделать?

- Перед вами деформированный текст, вы должны выстроить события в логической последовательности.

- Почему вы решили, что это текст?

- Какую работу можно произвести с этим текстом?

- Что такое изложение?

  

Слайд № 2

 В зоопарке ясным днём

 Любовался я зверьём.

 Вдруг, смотрю,

 Бесстрашный зайчик,

 Этот зайчик попрыгайчик,

  Тигру прямо на нос сел

 И, смотри – ка, уцелел –

  Хищный зверь его не съел.

Солнечный зайчик. Лучики солнышка.

(Рассказывают всё, что знают о солнышке)

.

Составить текст

 

Текст – это несколько предложений связанных по смыслу.

Написать изложение.

Это письменный пересказ текста.

  Открытие нового (знания , способа действия)

(Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)

  Учить передавать содержание текста по вопросам, опор-ным словам  и  пе-редавать голосом настроение чита-емого текста.

 Расширение зри-тельной активнос-ти, снятие утом-ления на уроке.

 1. Знакомство с текстом.          Слайд № 3

- Мы сегодня с вами действительно будем писать изложение.

- Но сначала давайте прочитаем текст, кото-рый у вас получился.

- Кто автор этого текста?

- Это текст описание, повествование или рассуждение?

2. Анализ содержания текста.

- Что в этом тексте вас особенно тронуло и почему?

- О каком времени года идёт речь? Почему так решили?

- Ребята, я сейчас прочитаю  предложения, а вы подумайте  и скажите какие изобразитель-но – выразительные средства языка исполь-зованы.

                 Слайд № 4

(Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал.)

- Что такое олицетворение?

-  Как можно озаглавить этот текст?   

               Слайд № 5

3. Коллективное составление плана

- Перед вами лежит таблица для сбора рабо-чих материалов к изложению. На первой стро-ке запишите дату. На второй строке слово изложение. А на третьей – название текста.

-  Сколько частей в тексте?

а) - Прочитайте первую, вводную часть. О чём это часть (скажите кратко).

- Какую работу проделали лучики?

- А что делал маленький лучик?

-Озаглавьте её.

                 Слайд № 5

- Запишите название в правой части таблицы. В левой части таблицы запишите опорные слова – глаголы. Слайд № 5

- Перескажите первую часть текста.

б) – Прочитайте вторую часть текста. 

- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение (сделать акцент, что второй абзац пишем с новой строки)

- Где был лучик?

- Почему лучик старался мальчика разве-селить?

- Как прошёл день? Найдите предложение в тексте.

- Озаглавьте вторую часть текста.  Слайд № 5

- Запишите заглавие второй части.

- Выпишите опорные слова. Слайд № 5

- Перескажите эту часть.

в) - Прочитайте третью часть текста. 

- Как отреагировали братья – лучи на работу маленького лучика.

- Почему им понравилась его работа.

- Озаглавьте третью  часть текста. Слайд № 5

- Запишите заглавие третьей  части.

- Выпишите опорные слова. Слайд № 5

- Перескажите эту часть.

- Прочитайте какой план у нас получился.

     Физкультминутка  Слайд № 6 - 15

 

Дети читают текст.

Людмила Тикунова

Повествование. В нём перечисляются действия и события

Весна (должны доказать словами текста)

Олицетворение.

Это когда о неодушевлённом предмете говорят как об одушевлённом.

Доброе дело.

Три.

О работе, которую проделали лучики.

Согрели землю. Высушили лужи.

Молчал.

(Работа в группах. Весна. Большая работа маленьких лучиков. Встреча лучиков. Дневные заботы лучиков.)

Выписывают слова (Закончился, встретились, стали рассказывать, согрели, проросли, высушили, молчал, смотрели, опустил   и заплакал)

 Один из учеников пересказывает 1 часть текста.

 Лучик весь день играл.

 В гостях у мальчика.

 Мальчик болел.

 День пролетел быстро.

(Работа в группах. Лучик. Помощь лучика. Внимательный лучик. Весёлый лучик)

 Выписывают слова (играл, был в гос-тях, не  вставал, старался развесе-лить, прыгал, пролетел)

 Братья-лучи улыбнулись и похвалили малыша.

 Он ведь доброе дело сделал!

(Работа в группах. Похвала. Улыбка и похвала. Одобрение.)

Выписывают слова (улыбнулись и похвалили, сделал)

Один из учеников пересказывает 1 часть текста.

Зачитывают план текста.

Дети выполняют физкультминутку

  Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

(Самостоятельная работа (в парах, группах). Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.)

 Продолжить фор-мирование орфо-графических навы-ков, развивать навыки самостоя-тельной работы учащихся.

 1. Орфографическая подготовка:

1. Работа со слайдом № 16    «Вставь буквы. Объясни написание»

- Зачитайте предложение, которое на ваш взгляд отличается от других и почему.

2. Перечитывание и запоминание текста.

Написание изложения.

                            Слайд № 17

а) Пересказ текста по плану внутри группы.

б) Повторное чтение текста и написание изложения.

в) Самопроверка.

- Кто хочет  прочитать  своё изложение?

 

 Дети читают слова, вставляют буквы и объясняют орфограммы, читают слово так, как оно пишется.

 Он ведь доброе дело сделал!

 (восклицательное)

В каждой группе дети самостоятельно выбирают ученика, который будет пересказывать текст.

 Дети ещё раз читают текст.

 Самостоятельная работа.      

   

 Зачитываются несколько работ              

  Итоговая рефлексия

(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)

  Задание на дом

(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)

  Оценить актив-ность каждого ученика на разных этапах урока.

 Воспитать эстети-ческое восприятие. Формировать опыт творческой дея-тельности.

 - Чем мы занимались на уроке?

- Оцените свою работу. Поставьте смайлики возле каждого абзаца.

                      Слайд № 18

 - Ваше домашнее задание творческое. Я проверю ваши работы, а  вы художественно оформите текст.

( Рисунок на листе А-4)  

Изложение и рисунок  мы положим в ваше портфолио.

  Ответы детей

Дети  напротив каждого абзаца ставят смайлики, которые подскажут учителю, где у детей были затруднения.

                                 

                                                             См. ниже

                                             Таблица для сбора рабочих материалов к изложению.

                                                ___________________________________________

                                               _____________________________________________

                                              _______________________________________________

План.

Опорные слова и сочетания слов.

1. ___________________

___________________

___________________

__________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2. ___________________

___________________

___________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

3. ___________________

___________________

__________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

                                                                                                            Текст.

Закончился день. Встретились лучи солнца и стали рассказывать о своей работе. Одни лучи согрели землю. Проросли семена в поле. Другие лучи на улицах высушили лужи. А маленький лучик молчал. Братья строго смотрели на малыша. Он опустил голову и заплакал.

Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Мальчик давно уже не вставал с постели. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал. День пролетел быстро.

Братья-лучи улыбнулись и похвалили малыша. Он ведь доброе дело сделал!                          (Людмила Тикунова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.

Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...

Учимся писать изложения

Начальная школа ХХI века, 2 класс. Тема: "Учимся писать изложения"....

Презентация на тему "Учимся писать изложения. Оляпка - водяной воробей"

Эта презентация поможет подготовить обучающихся к  написанию изложения с элементами сочинения....

Учимся писать изложение

данная презентация содержит учебный материал по обучению написания изложения...