Открытый урок по русскому языку 2 класс
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 2 «А» СОШ № 15

( подготовила и провела – учитель начальных классов МОУ лицея № 14

 Лобачёва Татьяна Михайловна)

Тема: «Однозначные и многозначные слова»».

Цель: Сформировать понятия однозначных и многозначных слов.

Задачи:

  • повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением; парных  и  непроизносимых согласных в словах;
  • сформировать понятие об однозначных и многозначных словах;
  • закрепить знания и умения в распознавании текста, умении находить главную мысль и озаглавливать,
  • развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
  • развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формирование связной речи.
  • формирование внимательного и  бережного отношения к родному языку
  • воспитание дружеских отношений, взаимопомощи, коллективизма.

Формирование:

  •   коммуникативных УУД через работу в парах, аргументацию собственного мнения, построение монологических высказываний, постановку вопросов;
  • - регулятивных УУД через постановку целей и задач урока, контроль и оценку себя и одноклассников;
  • - познавательных УУД через анализ,  сравнение, преобразование и обобщение информации, ИКТ.

Оборудование: пассажирские билеты, тетради., учебник «Русский язык» (под ред.С.В.Иванова), мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint


Ход урока:

  1. Оргмомент: (приветствие гостей и сообщение целей урока)

1 слайд  Здравствуйте, ребята. Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Зовут меня – Татьяна Михайловна.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

2 слайд : Ребята, я приглашаю вас в научную экспедицию. Кто из вас знает, что такое экспедиция?

Предлагаю отправиться на корабле. Но для того, чтобы подняться на палубу корабля, необходимо приобрести посадочные билеты. А получите вы их лишь в том случае, если правильно и красиво выполните задание по чистописанию.

2. Минутка чистописания.

Нам надо записать букву, которая соответствует 3 звуку в слове билет.

Запишем соединения в виде волн, по которым мы поплывём.

 л  лл л

3 слайд: Дети получают билеты на корабль. - Чтобы подписать, чей это билет, какую орфограмму надо вспомнить? Подпишите, пожалуйста, Ф.И. и помните о правописании имён собственных с большой буквы.

1 вариант будет располагаться на левом борту,

2 вариант – на правом борту нашего корабля.

Левый борт помашите правой рукой. Правый бор –помашите левой рукой.

 Теперь вперёд –покорять трудности, которые нам будут встречаться на нашем пути. Полный вперёд! Поднять паруса! //

4слайд:  Наша  команда 2 «Б» класса отправляется в экспедицию на корабле. А вы дружный класс? Тогда и корабль назовём «Дружный».

-На наш корабль пришла телефонограмма, но часть букв потерялась при передаче или кто-то плохо знал Азбуку Морзе. Давайте попробуем восстановить текст послания. Причал «Словарный».  

5 слайд: Кому нужна помощь- для вас спасательный круг (с.154 учебника).  Задание должно быть выполнено за время, пока чайка долетит до маяка. (3 мин.)

врбй                     срк

дрг                      тврщ

щвл                     тлфн

пмдр                врн

ттрд        слвй        

крндш        мдвд

брз        дтл

кнк        джрнй

плт        нрд

крзн                  .чнк

6 слайд: Проверка.  Назовите орфографически записанные слова. Какое слово может быть лишним в каждом столбике? Почему?

-Ребята, а что нам помогло справиться с этим заданием? (наши знания). Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные. Плавание продолжается –полный вперёд! 

7 слайд:

-Мы подплываем к острову Орфографический. Предлагаю поприветствовать жителей этого острова. Каким словом обычно приветствуют при встрече? (здравствуйте).

-Что вы может сказать о произношении  этого слова? (орфограмма - непроизносимый согласный)

-Как проверить непроизносимую согласную в слове?

-Какие ещё орфограммы слова вы знаете?

безударные гласные                                            парные согласные

    ОРФОГРАММЫ СЛОВА

                                     

непроизносимые согласные                          

Дети называют орфограммы и сразу правила проверки слов.

-Орфограммы слова – это и есть жители этого чудесного острова. Если мы правильно выполним их задание, то жители острова укажут нам дальнейший точный путь.

8 слайд: Небо над нашим островом затягивается тучами. А вы хотите, чтобы засияло солнышко?  Распределите слова в 3 столбика  в зависимости от  орфограмм. Выделите  орфограммы.

9 слайд : Молодцы, тучи рассеялись. Солнышко улыбнулось и приглашает нас на утреннюю зарядку. 

10 слайд: Отдохнули? Вернёмся к записанным словам. Составьте предложения из этих слов.

11слайд: Ребята, а я тоже придумала предложения. Вот послушайте, что у меня получилось. Запишите понравившееся предложение. Что будем помнить при написании предложения? ( Заглавная буква вначале предложения, знаки препинания в конце предложения, предлоги со словами пишутся отдельно).

12 слайд: - Посмотрите на слова, записанные в столбиках . Какое слово может иметь несколько  значений? (корень- м.б. зуба, дерева, слова.).

-Ребята, а как вы думаете, как называются слова, имеющие много значений? (многозначные). Если слово корень- многозначное, то остальные записанные слова- …. Вот и первое наше открытие.

13 слайд: Так незаметно наш корабль приплыл к острову научных открытий.

14  слайд: Откройте учебник на с.27 и прочитайте тему нашего урока.

-А теперь послушайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой».

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? О какой теплоте говорили герои стихотворения? Откроем  Толковый словарик с.168  и  прочитаем  лексическое значение слова теплота.

- Ребята, а как вы думаете, теплота нужна морякам нашего корабля? Конечно, без ласки и приветливости нам трудно было бы в нашей экспедиции.

-Кто помнит, как называется слово, у которого несколько значений? (многозначное) . Проверим своё открытие по учебнику./

15 слайд:  Тайны языка- с.27 правило.( читает сильный ученик)

16 слайд: Работа по учебнику. Что изображено на иллюстрации?

Догадайтесь, почему одним и тем же словом названы часть зуба, часть дерева, часть слова? (они похожи по форме).

17- 18 слайд:  Давайте рассмотрим другие иллюстрации. Что их объединяет, почему они названы одним словом? (похожи по форме и по назначению). 

- А вот и наше второе открытие: многозначные слова могут быть похожи по форме и по назначению. Молодцы, вы настоящие первооткрыватели

 19слайд: Работа в парах. (Резерв ) упр.2 (не писать, а лишь объяснить значение слов)

20 слайд : Вот и заканчивается наша экспедиция, пора возвращаться в школу. Подведём итоги нашего урока, который прошёл в виде научной экспедиции по тайнам русского языка.

  • Какое испытание вызвало затруднение?
  •  Какое задание было самым интересным?
  • Что хотели бы узнать больше?

Хотелось бы вам  окунуться в другие тайны русского языка? Оцените свою работу (наш урок) -  если вам понравился наш урок- похлопайте.

- Домашнее задание записано на обратной стороне посадочного билета.

21слайд:   - Мне было приятно с вами работать. Всем спасибо за работу. Нашу экспедицию мне бы хотелось закончить Словами  И.С. Тургенева

Берегите наш язык ,

наш прекрасный русский язык,

этот клад,

это достояние ,

переданное нам нашими предшественниками .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....