Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Кравцова Ирина Николаевна

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkii_yazyk.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об-щего  образования и обеспечена УМК для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, сред-ством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу  этого обстоятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

         Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и це-ли обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в начальной  школе  состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логи-ческого мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к род- ному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письмен-ную речь, делать её правильной, точной, богатой;         

5) сообщение        необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В 4-м  классе  расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с прямой речью.

Все  полученные знания и  умения делают возможным и  логичным  введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной  конструкции из двух  частей и начало развития умения ста- вить  запятую между частями сложного предложения.

В течение всего  учебного года  продолжается развитие читательских умений детей  на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при  чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе  продолжается развитие умений писать слова  с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова  с ь и  ъ. Изучается правописание  слов  с удвоенной буквой согласного в корне типа  ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова  с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на  материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа  рассказ, рассвет. Дети  учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором однокоренных  слов   и  изменением  формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма –  обозначение  буквой  на  письме непроизносимого  согласного звука  в  корне  слова.  Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того,  дети  знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

В 4-м  классе части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению  за  их ролью  в  предложении, тексте, за  особенностями употребления существительных,  прилагательных,  глаголов и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе   синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

В  курсе русского языка  дети  получают первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся на   элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского        языка         входят  разделы  «Развитие        речи»         и

«Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания и         элементарного анализа художественного        и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

                                                              Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с базисным учебным планом Брянской области предмет «Русский язык» изучается 4,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 153 часа. Программа рассчитана на 170 часов в год. В связи с этим 17 часов программы по отдельным темам сокращается.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой

составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык»

являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с бук-вами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про- верки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемы-ми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окон-чаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунк-тограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму),образовы-вать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без союзов,c одиночным союзом и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи;

Структура курса.

153 ч (4,5 часов в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст.  (34 часа)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные,  вопросительные, побудительные; восклицательные и невоскли-цательные;   особенности интонации;  оформление  этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль  в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения.  Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены от-носятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах  предложения, их  роли  в  речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения.  Однородные члены,  связанные без  помощи союзов  и при  помощи одиночного союза  и. Постановка запятой в предложе-ниях с однородными членами, роль  этого  знака препинания  в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на  примере конструкции из двух  частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между  двумя  частями  сложного предложения.  Смысловая роль этого  знака пре-пинания (разделительная функция): запятая разделяет два  предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре  предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на  материале текстов учебника.  Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Имя существительное. (36 часов)

Определение имени существительного, значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний;

существительные мужского и женского рода с шипящими на конце'(рожь, нож, ночь, мяч, мышь, ка-мыш, вещь); правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).  

Определение имени .существительного, значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, . ночь; мяч, мышь, вещь) ; правописание безударных падёжных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -мы, -ья, -ьё, -ия, -ов, -ин).  

Алгоритм определения склонения имен существительных ;алгоритм морфологического разбора.  

 Орфограмма «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения».  Общее правило написания безударных падежных окончаний  имен существительных.

Имя прилагательное (17 часов)

Значение и употребление имен прилагательных в речи; изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ии, -ья, -ов,-ин;  правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц); правило, порядок морфологического разбора прилагательного;

правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Глагол.  (40 часов)

 Значение и употребление глагола в речи; неопределенная форма глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;  правописание глагол во 2-м лице ед. ч.

Алгоритм определения спряжения глагола.

Значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения)

Повторение. (10 ч)

Развитие речи  –  одно  из  направлений  работы на  всех  уроках русского языка.  Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи  конструкциями с однород-ными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи  в ходе  работы с языковым материалом, чтения  текстов и т.д. Развитие связной письменной речи  (написание свободных диктантов,  изложений,  небольших сочинений по  картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление  навыка  начертания  букв, способов соединений. Работа по  совершенствованию почерка,  устранению недочётов графического характера.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

Дом. задание.

По

 плану

По факту

1

Поэты и писатели

о русском языке

1

Характеризуют книгу: анализируют структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова»

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (15 часов)

2

Повторение фонетики и графики

1

Объясняют понятие «слово» и его лексическое значение

Обогащают словарный запас словами по изучаемым темам

Усваивают данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами.

Объясняют значение слова и способы изменения формы слова.

Моделируют предложения (в том числе в ходе игр).

Учатся членить устную речь на предложения, а также устанавливают смысловые отношения слов в словосочетаниях.

Различают слово, словосочетание, предложение

 Сравнивают собственные предложения с заданной моделью.

Находят в словах изученные орфограммы.

Находят и исправляют орфографичес-кие ошибки, работают по алгоритму.

№ 6, 7 (дидактический материал)

3

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

№ 13, 14 (дидактический материал)

4

Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение»

1

№ 18 (дидактический материал);

с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора;

с. 39, № 1

5

Фонетический разбор слова

1

6

Повторение орфографии

1

с. 39, № 2

7

Повторение изученных орфограмм

и их графического обозначения

1

с. 39–40,

№ 3

8

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)

9

Повторение состава слова

1

с. 40, № 4; выучить определения, с. 26

10

Входная административная контрольная работа по теме «Повторение»

1

Повторить словарные слова

11

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

Словарный диктант

1

 

12

Повторение изученного о частях речи

1

с. 40, № 5

13

Повторение изученного по синтаксису

1

Находят корень в группе однокоренных слов.

Обнаруживают чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов.

Контролируют правильность предложений, корректируют предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

– выполняют словарную работу;

– разбирают предложения (главные и второстепенные члены);

– определяют виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)

14

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

с. 40, № 4; выучить определения, с. 26

15

Развитие речи.

Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

16

Анализ изложений

и работа над ошибками

1

Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами.

Устанавливают несоответствие произношения и написания.

 Обогащают словарный запас новыми словами и речевыми конструкциями.

Участвуют в учебном диалоге

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ (34 часа) 

Раздел 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (13 часов) 

17

Как отличить простое предложе-ние от сложного

1

– узнавают в тексте словосочетания, простые предложения;

– приводят примеры повествователь-ных, вопросительных и побудительных предложений;

– определяют предложения по цели высказывания и интонации

№ 53 (у); № 29 (дидактический материал)

18-19

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и

2

№ 30 (дидактический материал)

20

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю»

1

№ 31 (дидактический материал)

21

Анализ изложений

и работа над ошибками

1

№ 32 (дидактический материал)

22

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

1

с. 53–54,

№ 1

23

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

Участвуют в учебном диалоге

Воспринимают правильно русскую речь

Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами.

Находят и исправляют орфографические ошибки.

Учатся писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

с. 54, № 3

24

Анализ сочинений

и работа над ошибками

1

с. 54, № 4

25-26

Развитие умения ставить запятую

в предложениях

с однородными

членами

2

. 54, № 2; № 33 (дидактический материал)

27

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1

1

28

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами

1

№ 36 (дидактический материал)

29

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

№ 35 (дидактический материал)

Раздел 3. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ  И, А, НО (11 часов)

30-31

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном пре-дложении с бессоюзной связью

2

Узнают:

– правила расстановки знаков пре-пинания в сложном предложении;

  • признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

используют правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но;

составляют устный рассказ на грамматическую тему по плану

Участвуют в учебном диалоге

Воспринимают правильно русскую речь

Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами.

Находят и исправляют орфографические ошибки.

Учатся писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Пишут свободный диктант после предварительной подготовки.

– применяют полученные теоретичес-кие знания;

– «читают» схемы предложений;

– отличают простые предложения с однородными членами от сложных;

– расставляют запятые;

– составляют по схемам предложения и грамотно оформляют их на письме;

с. 69, №1; № 38 (дидактический материал)

32-33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

с. 69, № 2; правило; № 39 (дидактический материал)

34

Развитие речи. Составление уст-ного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный дик-тант «Мечты о подвиге»

1

Повторить изученные орфограммы

35-36

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом пред-ложении с однородными членами и союзами и, а, но

2

с. 70, № 3; с. 71, № 4

37

Развитие речи. Обучающее сочи-нение «Субботний вечер у нас дома»

1

№ 40 (дидактический материал)

38

Проверочная работа № 2

1

№ 42, 43 (дидактический материал)

39

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»

1

№ 46 (дидактический материал)

40

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант 

1

№ 41 (дидактический материал)

Раздел 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (10 часов)

41

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

1

Узнают, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Правило; № 48 (дидактический материал)

42-43

Знаки препинания в предложени-ях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

2

Узнают правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Учатся пунктуационно оформлять такие предложения

 оформляют цитаты на письме

применяют полученные знания при выполнении самостоятельной работы

применяют знания при выполнении самостоятельной работы

с. 84, № 2;

с. 83, № 1; правило

44

Развитие речи. Обучающее со-чинение «Что сказала мама». Ис-пользование предложений с пря-мой речью в письменной речи

1

с. 84, № 3; упр.97; принести газету

45

Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

1

с. 84, № 4

46

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложе-нии, сложном и в предложениях с прямой речью

1

47

Развитие речи. Обучающее изло-жение «В здоровом теле – здоро-вый дух»

1

48

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложе-нии, сложном и в предложениях с прямой речью

1

49

Проверочный диктант  по теме «Предложения с прямой речью»

1

записывают текст под диктовку, контролируют свое письмо

50

«Пишу правильно» (работа над ошибками)Словарный диктант

1

выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

СЛОВО (93 часа)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (36 часов)

Раздел 5. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (3 часа)

51

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

– определение имени существитель-ного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужс-кой, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими  

№ 53 (дидактический материал)

52

Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существи-тельных в предложении, в речи.

Развитие речи. Обучающее сочи-нение-миниатюра «Вид из окна»

1

– различают имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различают склонения имен существительных

53

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозна-чные слова, синонимы, антонимы

1

Упр. 115

Раздел 6. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (12 часов)

54

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

– определение имени существитель-ного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

  • существительные мужского и женского рода с шипящими
  •  различают имена существитель-ные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существи-тельные мужского, женского и среднего рода;
  •  различают склонения имен существительных;
  • изменяют существительные по числам, падежам (падежные вопросы

с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи»

55

Развитие умения изменять имена существительные по падежам,ста-вить их в разные падежные формы

1

с. 117, № 2

56

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1.

Составить рассказ

57

Развитие речи. Обучающее изло-жение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке»

1.

58

Анализ изложений. Именитель-ный и винительный падежи

1

с. 118, № 3

59

Родительный падеж

1.

упр. 142

60

Административная контрольная работа

1.

61

Работа над ошибками. Дательный падеж

1.

с. 118, № 5

62

Творительный падеж

1.

– изменяют существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

№ 67 (дидактический мат.)

63

Предложный падеж

1.

с. 119, № 6

64

Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам»

1.

составляют устный рассказ, предложе-ния со словами в разных падежах

№ 69 (дидактический материал)

65

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существитель-ных по падежам»

1.

Раздел 7. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 часов)

66

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

1.

Узнают правило, алгоритм определения склонения имен существительных

с. 11, № 1

67

Развитие речи. Контрольное изложение за 1-е полугодие

1.

 

68

Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных

1.

с. 11, № 2

69

Развитие умения определять скло-нение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

1.

с. 11, № 4

70

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1.

Узнают алгоритм морфологического разбора.

Учатся выполнять морфологический разбор имени существительного

с. 11, № 3

71

Развитие речи. Обучающее сочи-нение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложе-ний с однородными членами

1.

Учатся находить, отличать несклоня-емые существительные, определяют их особенности

Раздел 8. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (6 часов)

72

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Словарный диктант

1.

определяют признаки «опасных» мест в словах, записывают по памяти словарные слова, графически обозначают орфограмму

 

с. 12, № 5

73

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных.

1.

с. 12, № 6

74

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графи-ческое обозначение орфограммы.

1.

с. 12–13,  

№ 7

75

Проверочная работа № 4

1

Применяют изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий

№ 81 (дидактический материал)

76

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипя-щих на конце существитель-ных»

1.

№ 83 (дидактический материал)

77

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант

1.

№ 87 (дидактический материал)

Раздел 9. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (9часов)

78

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1.

Определяют начальную форму имени существительного.

Определяют грамматические признаки имён существительных.

Наблюдают за использованием имён  существительных в речи

с. 24, № 1, правило, с. 17–18

79-80

Развитие умения писать безудар-ные гласные в падежных оконча-ниях имен существительных, дей-ствовать по алгоритму

2

с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал)

81

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета»

1.

с. 25, № 3

82-83

Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

2

с. 26, № 4; № 92 (дидактический материал)

84

Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных паде-жных окончаний имен сущест-вительных»

1

составляют устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

с. 27,

№ 2, 4

85

Проверочный диктант  по теме «Правописание безударных паде-жных окончаний имен сущест-вительных»

1

Учатся применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

с. 27, № 3

86

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант

1

Выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

№ 91 (дидактический материал)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17 часов)

Раздел 10. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ (4 часа)

87

Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагатель-ных в речи

1.

Узнают:

– значение и употребление имен прилагательных в речи;

– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;

– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;

– правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)

с. 47, № 1

88

Роль прилагательных-антонимов

в речи

1.

с. 48, № 2

89

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1.

№ 99 (дидактический материал)

90

Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного

1.

с. 48, № 3

Раздел 11. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3часа)

91-92

Изменение имен прилагательных

по падежам

2

порядок морфологического разбора прилагательного

с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал)

93

Словосочетание существитель-ное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании

1.

изменяют прилагательные по родам, числам и падежам, выполняют морфо-логический разбор прилагательного

с. 49, № 5

Раздел 12. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (10 часов)

94

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Узнают правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Учатся применять правило на практике, графически обозначать орфограммы

с. 49, № 6

95

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи-чески обозначать выбор написа-ния

1.

с. 50, № 7

96

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графи-чески обозначать выбор написания

1

с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал)

97

Обучающее изложение «Первое путешествие»

1.

используют в сочинении имена прилагательные

№ 111 (дидактический материал)

98

Анализ изложений. Упражнения на повторение

1

№ 114, 115 (дидактический материал)

99

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

№ 104, 101 (дидактический материал)

100

Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1.

с. 51, № 3

101

Закрепление изученного материа-ла по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6

1.

актуализируют знания, выполняют словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

с. 51, № 4

102

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

1.

применяют изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

с. 51, № 2

103

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант

1

выполняют работу над ошибками

№ 102 (дидактический материал)

ГЛАГОЛ (40 часа)

Раздел 13. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ (4 часа)

104

Роль глаголов в предложении,

в речи. Правописание глаголов с частицей не

1.

Узнают:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.

№ 124, 125 (дидактический материал)

105106

Значение и грамматические признаки глагола

2

№ 129, 130 (дидактический материал)

107

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

№ 134 (дидактический материал)

Раздел 14. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (3 часа)

108

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

1.

Наблюдают за ролью глаголов в речи.

Образовывают и употребляют в речи глаголы в различных формах времени.

Выделяют суффикс -л- в форме прошедшего времени.

№ 138 (дидактический материал)

109110

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

2

№ 140 (дидактический материал)

Раздел 15. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (20 час)

111

Как определить спряжение гла-гола, если окончание безударное

1

Узнают:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

с. 94, № 1

112-113

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

2

с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал)

114-115

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

2

Наблюдают за ролью глаголов в речи.

Правильно учатся писать частицу не с глаголами.

с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал)

116

Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам

1.

с. 95, № 4

117-118

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончани-ями. Анализ сочинений

2

Наблюдают за ролью глаголов в речи.

Образовывают и употребляют в речи глаголы в различных формах времени.

Выделяют начальную (неопределённую ) форму глагола и преобразовывают глагол в другой форме в начальную.

с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал)

119

Разбор глагола как части речи

1.

№ 153 (дидактический материал)

120

Проверочный диктант  по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1.

№ 154 (дидактический материал)

121-122

Работа над ошибками. Знакомство

с возвратной формой глагола.Пра-вописание глаголов с -тся и -ться

2

с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал)

123

Знакомство с орфограммой «Бук-ва Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами

1.

№ 279; правило,

с. 86

124-125

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

2

№ 161, 162 (дидактический материал)

126-127

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных око-нчаниях

2

№ 163, 164 (дидактический материал)

128

Обучающее изложение «Первые школы»

1

№ 290

129

Работа над ошибками. Редактирование текста изложений

1

редактируют текст изложений

№ 159 (дидактический материал)

130

Контрольное списывание по теме «Глагол»

1

№ 160 (дидактический материал)

Раздел 16. РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ (13 часов)

131132

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

2

выполняют разбор глагола по составу (по алгоритму)

№ 165 (дидактический материал)

133

Обучающее сочинение. Исполь-зование в письменной речи гла-голов в форме настоящего време-ни с изученными орфограммами

1.

Учатся использовать в письменной ре-чи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами

№ 167 (дидактический материал)

134-135

Анализ сочинений. Развитие уме-ний разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов

2

Учатся разбирать глаголы по составу

Узнают:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

№168 (дидактический материал)

136

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

1.

№ 306

137

Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы»

1.

№169 (дидактический материал)

138-139

Работа над ошибками в сочине-нии, редактирование текста. Пов-торение по теме «Глагол». Конт-рольный словарный диктант 

2

№ 307;

с. 107, № 4

140

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1.

с. 107, № 5

141

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закреп-ление орфографических, пунктуа-ционных и языковых умений

1

с. 107, № 6

142

Административный контрольный диктант

1.

Пишут под диктовку, применяют изученные орфографические правила

№ 170 (дидактический материал)

143

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

1.

применяют правила, выполняют работу над ошибками

с. 107, № 3

Раздел 17. ПОВТОРЕНИЕ (10 часов)

144-145

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

2

Применяют в системе полученные знания

№ 172, 173 (дидактический материал)

146

Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут)

1.

№ 174 (дидактический материал)

147

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста

1.

выполняют работу над ошибками, редактируют текст

№ 175 (дидактический материал)

148-149

Повторение по теме «Имя существительное»

2

выполняют итоговое тестирование по пройденному материалу

№ 313 (дидактический материал);

№ 78

150-151

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Применяют в системе полученные знания

№ 96, 97 (дидактический материал)

152-153

Повторение по теме «Глагол»

2

применяют

в системе полученные знания

№ 179 (дидактический материал)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия:

  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 4 класса. М., «Баласс»
  • Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комиссарова «Методические рекомендации для учителя. Русский язык 4 класс».
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Дидактический материал к урокам русского языка. 4 класс»
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Проверочные и контрольные работы. 4 класс» Тетради на печатной основе

ТСО (средства ИКТ)

  • Магнитофон
  • Проектор
  • Компьютер

Цифровые образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

http://www.ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

http://ndce.edu.ru

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

http://www.rostobr.ru

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

http://www.rostobrnadzor.ru

Учительская газета

http://www.ug.ru

Газета "Первое сентября"

http://ps.1september.ru

Газета "Начальная школа"

http://nsc.1september.ru

Журнал "Вестник образования России"

http://www.vestniknews.ru

Школьная пресса: информационный портал

http://portal.lgo.ru

Издательство «Баласс»        

www.school2100.ru

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»        

www.lbz.ru

Издательский центр "Владос"        

www.vlados.ru

Издательский центр "Мой учебник"        

www.my-tbook.ru

Издательство Московского государственного университета        

www.msu.ru/depts/MSUPubl2005

Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)

http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2

Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://roipkpro.ru/index.php/do-progr

edu.ru - ресурсы портала для общего образования        

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.И. Петленко и др. (4,5 часа)

Данная рабочая программа составлена с пояснительной запиской на 4,5 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку в 3 классе "Школа России", 170 часов

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по русскому языку В.П. Канакина и В.Г. Горецкий 3 кл по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 4 часа в неделю

рабочая программа по русскому языку 4 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 5 часа в неделю

рабочая программа по русскому языку 5 часа в неделю...