Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дурыгина Ольга Фёдоровна

Урок русского языка с использованием опорных схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Дурыгина О.Ф.          

                                                                                     учитель начальных  классов

                                                                                    МБОУ «Воезерская  основная школа»

                                                Урок русского языка в 4 классе

                                                   ТЕМА: «НАРЕЧИЕ»

Цель: получить представление о наречии

Учебные задачи: совершенствовать  умение находить наречия в тексте, правильно писать их, разбирать наречия по составу.

Планируемые результаты:

       1. Личностные  УУД                                                                                                                                      

      - способность к самооценке;

      - осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

        2.Метапредметные:

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу.

Познавательные УУД

- находить необходимую информацию в различных источниках;

      - выделять существенную информацию ;

      - моделировать информацию в схемы

       Коммуникативные УУД                                                                                                                                          - строить монологическое высказывание;

       - сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

       -  распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнеров.

        3.Предметные:

       Обучающийся научится:

       - находить наречия в тексте;

       -правильно писать наречия;

       - разбирать наречия по составу.

       Обучающийся получит возможность:

       - работать со схемами-опорами.

ХОД УРОКА

Презентация «Наречия»

1 Организационный момент (слайд 1)

2.Чистописание. Словарная работа (слайд 2)

Замени выражения одним словом:

    1.Иметь стремление к осуществлению чего-либо, хотеть.   2.Воздушный транспорт.3.Независимость.  4.Название нашей страны.  5.Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.  6.В данный момент.    7.Этот день.   8.Устройство для посева семян.   9.Антоним к слову справа. 10.Антоним слову  сверху.  11.Принимать пищу вечером.  12.Переговорное устройство.   13.Антоним к слову белый.   14.Синоним к слову правдивый.    15.Линия между небом и землей.    16.Дорога с твёрдым покрытием.  17.Водитель автомобиля

-СЛОВА КАКИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ВАМ ВСТРЕТИЛИСЬ? (слайд 3)

-У каких слов вы не могли определить часть речи?

3.Какую учебную задачу вы поставите для себя (слайд 4)

4.Общее понятие о наречии (слайд 5)

1)Прочитай текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Крупная полярная сова ярос..о  напада..т на песца, ловко увёртыва..ся от зубов хи..ника. Песец  давно чует впереди беспомощных совят и стреми.ся туда. Сова реша..т обмануть  врага и взмывает  вверх. Песец броса..ся вперед, но  вдруг сам взлет..т в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и оторвала от земли.  ( ПО М.Звереву)

2)Найдите в тексте словосочетания с выделенными словами и запишите их. Покажите связь слов в словосочетании. С какой частью речи связаны  выделенные  слова?

Увертывается (как?)  ловко, чует (как?) давно, чует (где?) впереди, взмывает (куда?) вверх, бросается (куда?) вперёд

Какой частью речи являются выделенные слова?

Познакомьтесь с опорой 1. Прочитайте её.

ОПОРА 1 (слайд 6)

  • Чтобы определить, является ли слово НАРЕЧИЕМ, нужно:

1. Поставить вопрос к слову.

Если слово отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? — надо:

2. Определить, что обозначает слово. Если слово обозначает ПРИЗНАК, ВРЕМЯ, МЕСТО или НАПРАВЛЕНИЕ  ДЕЙСТВИЯ, то это НАРЕЧИЕ.

Задайте вопросы от глаголов? Что обозначают данные слова?

Увертывается (как?) ловко- признак действия,   чует (как?) давно- время действия, чует (где?) впереди-направление, взмывает (куда?) вверх-направление, бросается (куда?) вперёд-направление.

 Сформулируйте определение глагола и занесите его в конспект. (слайд7)

Конспект

  • 1.-----------------------— это часть речи, отвечает на вопросы---------------------------------------------------------------------------------------------

 обозначает признак, время, место или направление действия.

5. Понятие о наречии как неизменяемой части речи. Прочитайте материал, данный в опоре 2.Поставим к глаголам вопросы и изменим по временам (слайд 8)

ОПОРА 2

Чтобы определить изменяется ли форма наречия  по родам, числам, временам, лицам  нужно:

1.Определить  изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода, числа,  времени, лица.

РОД -  пришёл (когда?)  рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.

ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.

ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются (когда?) рано, цветут (когда?) рано.

ЛИЦО -  встаю (когда?) рано,  встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.

НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это  неизменяемая  часть речи.

но с глаголами разного рода, числа,  времени, лица.

РОД -  пришёл (когда?)  рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.

ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.

ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются ( когда?) рано, цветут (когда?) рано.

ЛИЦО -  встаю (когда?) рано,  встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.

НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это  неизменяемая  часть речи.

Что вы заметили? Какой вывод сделаем? Занесите свой вывод в конспект (слайд 9)

2. Наречие-  ------------------------------- часть речи (слайд 9)

6. Роль наречия в предложении (слайд 10)

Спиши  предложения.

   Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу всюду появились  голубые озера.

Найди в тексте наречия.

Сделай синтаксический разбор предложений. Но для этого взглянем на опору 3 (слайд 11)

ОПОРА 3

Чтобы определить каким членом в предложении является наречие, нужно:

Определить с какой частью речи связано наречие.

Поставить вопрос: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

Если вопрос подходит, то это наречие является ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.

Вывод: Чем является предложениях наречия? Занесите вывод в конспект (слайд 12)

3. В предложениях наречия являются----------------------------.

Обычно наречия связаны с глаголами

7.Правописание суффиксов в конце наречий (слайд 13)

Разбери слова по составу. Слева, изредка, дочерна, направо, заново, влево.

Как вы думаете  от чего зависит правописание суффикса(слайд 14) Сверьте свои догадки с опорой.

   ОПОРА 4

Чтобы определить какую букву нужно писать в суффиксе наречия, нужно:

1.Разобрать слово по составу.

2 . Если  слово с приставками ДО -, ИЗ -, С -, то нужно писать в суффиксе букву  - А.

Если  слово с приставками В -,  НА -, ЗА -, то нужно писать в суффиксе букву -  О.

Вывод: С какими приставками пишется суффикс о, с какими а. Занесите вывод в конспект (слайд 15)

4.Наречия с приставками до -, из -, с - имеют суффикс------------

   Наречия с приставками   в -, на -, за - имеют суффикс-------------

8. Систематизация знаний о глаголе (слайд16)

 Расскажи с помощью опоры, что вы узнали сегодня о наречии.

9. Рефлексия (слайд17)

 Сегодня на уроке я:

Научился….     Было интересно…   Было трудно…. Мои ощущения…. Этот урок дал для жизни…..

10.Итог урока  Какая  была тема урока? Какова цель? Достиг ли цели урок?

ОПОРА 1

  • Чтобы определить, является ли слово НАРЕЧИЕМ, нужно:

1. Поставить вопрос к слову.

Если слово отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? — надо:

2. Определить, что обозначает слово. Если слово обозначает ПРИЗНАК, ВРЕМЯ, МЕСТО или НАПРАВЛЕНИЕ  ДЕЙСТВИЯ, то это НАРЕЧИЕ.

ОПОРА 2

Чтобы определить изменяется ли форма наречия  по родам, числам, временам, лицам  нужно:

1.Определить  изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода, числа,  времени, лица.

РОД -  пришёл (когда?)  рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.

ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.

ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются (когда?) рано, цветут (когда?) рано.

ЛИЦО -  встаю (когда?) рано,  встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.

НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это  неизменяемая  часть речи.

но с глаголами разного рода, числа,  времени, лица.

РОД -  пришёл (когда?)  рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.

ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.

ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются ( когда?) рано, цветут (когда?) рано.

ЛИЦО -  встаю (когда?) рано,  встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.

НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это  неизменяемая  часть речи.

ОПОРА 3

Чтобы определить каким членом в предложении является наречие, нужно:

Определить с какой частью речи связано наречие.

Поставить вопрос: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

Если вопрос подходит, то это наречие является ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.

ОПОРА 4

Чтобы определить какую букву нужно писать в суффиксе наречия, нужно:

1.Разобрать слово по составу.

2 . Если  слово с приставками ДО -, ИЗ -, С -, то нужно писать в суффиксе букву  - А.

Если  слово с приставками В -,  НА -, ЗА -, то нужно писать в суффиксе букву -  О.

3..Наречия с приставками до -, из -, с - имеют суффикс------------

   Наречия с приставками   в -, на -, за - имеют суффикс-------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...