Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Ериклинцева Ирина Борисовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.

           Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2002г.

           Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  1. Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  2. Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  3. Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  4. Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  5. Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие фонетико-фонематических представлений;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

      Учащиеся должны уметь:
      составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
      анализировать слова по звуковому составу;
      различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
      определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
      списывать текст целыми словами;
      писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
      Учащиеся должны
знать:
      алфавит.

Программа рассчитана на 175 часов, по 5 часов в неделю.

Содержание программы

ПОВТОРЕНИЕ

      Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

      Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
      Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные
и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
      Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
      Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами
и, е, ё, ю, я.
      Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой
ь.
      Разделительный
ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
      Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание
жи, ши, ча, ща, чу, щу.
      Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (
гриб — грибы). 

СЛОВО

      Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
      Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
      Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам
что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
      Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
      Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
      называние признака (качества) данного предмета по вопросам
какой? какая? какое? какие?;
      нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
      подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (
снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
      согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
      Предлог. Умение находить предлоги
к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
      Разделительный
ъ.
      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

      Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
      Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
      Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
      Составление предложений из слов, данных в начальной форме (
столяр, строгать, доска).
      Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

      Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
      Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
      Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
      Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

      Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
      Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
      1-я группа —
и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
      2-я группа —
л, м, ц, щ, ь, ы;
      3-я группа —
б, а, ю, ф, б, в, д, з;
      4-я группа —
с, е, ё, ч, ъ, я;
      5-я группа —
э, х, ж, к;
      письмо заглавных букв:
      1-я группа —
И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
      2-я группа —
О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
      3-я группа —
У, Н, К, Ю, Р, В;
      4-я группа —
Г, П, Т, Б, Ф, Д.
      Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
      Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
      Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
      Выборочное списывание по указанию учителя.
      Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
      Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

УСТНАЯ РЕЧЬ

      Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
      Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
      Повторение пройденного за год.

      

Русский язык

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

1

Повторение о предложении

1

2

Практическое занятие (построение предложений)

1

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в вопросах

1

4

Заканчивание предложений

1

5

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

1

6

Алфавит

1

7

Употребление мягкого знака на конце слова

2

8

Употребление мягкого знака в середине слова

2

9

Звукобуквенный анализ слов

1

10

Разделительный «ь» перед гласными

2

11

Разделительный «ь», обозначающий мягкость согласного в словах

1

12

Повторение изученного материала

3

13

Разделительный «ь» перед гласными «е», «ё»

1

14

Нахождение слов в словаре

2

15

Повторение изученного материала

3

16

Звуки гласные и согласные

1

17

Звуки гласные и согласные

1

18

Слогообразующая роль гласных

1

19

Деление слова на слоги

2

20

Тренировочные упражнения

1

21

Гласные и, е, ю, я, э в начале слова

2

22

Перенос части слова при письме

2

23

Тренировочные упражнения

1

24

Ударения

2

25

Постановка ударения в двухсложных словах

2

26

Гласные ударные и безударные

2

27

Тренировочные упражнения

1

28

Диктант

1

29

Работа над ошибками

1

30

Повторение изученного материала

4   2чет.

31

Согласные твердые и мягкие

2

32

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я

2

33

Тренировочные упражнения

1

34

Словарный диктант

1

35

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь

2

36

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и

3

37

Списывание с печатного текста

1

38

Шипящие согласные

2

39

Сочетание гласных с шипящими

2

40

Правописание жи, ши

1

41

Парные звонкие и глухие согласные

2

42

Звонкие и глухие согласные на конце слова

2

43

Проверка написания путем изменения формы слова

1

44

Тренировочные упражнения

1

45

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов

2

46

Слова, отвечающие на вопрос: кто? что?

2

47

Тренировочные упражнения

3

48

Собственные имена

1

49

Большая буква в названиях городов

1

50

Знание своего домашнего адреса

1

51

Словарный диктант

1 3 чет.

52

Большая буква в названиях городов

1

53

Слова, обозначающие действия предметов

3

54

Слова, отвечающие на вопрос: что сделал? что сделает?

2

55

Словарный диктант

1

56

Парные звонкие и глухие согласные

1

57

Диктант

1

58

Работа над ошибками

1

59

Повторение изученного материала

1

60

Слова, обозначающие признаки предмета

3

61

Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте

3

62

Подбор и название ряда признаков данного предмета

1

63

Определение предмета по ряду признаков

1

64

Сравнение двух предметов по их качествам

2

65

Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающими предмет

2

66

Тренировочные упражнения

2

67

Предлог

2

68

Умение находить предлоги в предложении

1

69

Диктант

1

70

Работа над ошибками

1

71

Разделительный ъ

3

72

Правописание слов с непроверяемыми согласными

2

73

Работа со словарем

1

74

Тренировочные упражнения

1

75

Практическое знакомство с простым предложением

1

76

Составление предложений с употреблением В.п.

1

77

Составление предложений с употреблением Р.п.

1

78

Составление предложений с употреблением Д.п.

1

79

Составление предложений с употреблением П.п.

1

80

Составление предложений с употреблением Т.п.

1

81

Диктант

1

82

Работа над ошибками

1

83

Выделение в тексте предложений на тему, заданную учителем

1

84

Составление предложений на заданную тему

1

85

Умение закончить предложение или дополнить его по одному – двум вопросам

1

86

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

1

87

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ

1 4 чет.

88

Тренировочные упражнения

1

89

Работа с трудными словами

1

90

Коллективное изложение

1

91

Звукобуквенный анализ слов

1

92

Алфавит

1

93

Расположение в алфавитном порядке

1

94

Звуки гласные и согласные

1

95

Деление слова на слоги

1

96

Перенос части слова при письме

1

97

Ударение

1

98

Гласные ударные и безударные

1

99

Согласные твердые и мягкие

1

100

Разделительный ь перед гласными

1

101

Шипящие согласные

2

102

Сочетание гласных с шипящими

2

103

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

2

104

Слова, отвечающие на вопрос: кто? что?

2

105

Собственные имена

2

106

Большая буква в названиях городов

2

107

Слова, обозначающие предмет

2

108

Слова, обозначающие признак предмета

2

109

Слова, обозначающие действие предмета

2

110

Предлог

2

111

Разделительный ъ

2

112

Составление предложений

2

113

Умение пользоваться словарем

2

114

Сочинение по картине «Весна»

2

115

Повторение изученного материала

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....

Рабочая программа.Русский язык 1 (2)- А класс (для обучающихся с ОВЗ)

Рабочая программа. Русский язык 1(2)-А класс  (для обучающихся с ОВЗ)...

Рабочая программа "Русский язык и обучению письму" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс...

Рабочая программа. Русский язык . Домашнее обучение

Рабочая программа по русскому языку . 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение....