Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Герасименко Оксана Сергеевна

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе. Скудный словарный запас служит преградой в освоении орфографии, синтаксиса, а также в понимании текстов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Одним из важнейших условий освоения школьной программы является овладение навыками устной и письменной речи, поскольку умение читать и понимать тексты требуется на всех уровнях получения новых знаний. Но не столько усвоение новой информации становится ключевым в современном образовательном процессе, сколько формирование полноценной, всесторонне развитой, творческой личности выходит на первый план, когда мы говорим о задачах, стоящих перед учителем сегодня. И снова развитие грамотной речи играет огромное значение в процессе воспитания такой личности. Человек, не способный высказывать и доказывать свою точку зрения, будет испытывать сложности в социальной, профессиональной жизни.

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе. Скудный словарный запас служит преградой в освоении орфографии, синтаксиса, а также в понимании текстов.

На каждом уроке русского языка можно давать небольшие задания, которые будут способствовать пополнению лексического запаса учащихся. Слова, которые включены в такие упражнения, часто связаны также с темой уроков. Например, при изучении орфограммы «Безударная гласная в корне слова» в заданиях учащимся потребуется вспомнить правило, чтобы не допустить ошибки.

Загадки

Опрокинулась под ноги,                              

Растянулась по дороге,                            

На меня она похожа,                                    

Будто я шагаю лежа.

 (Тень)

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон  прозрачный.

В этом домике жильцы – все прекрасные пловцы.

(Аквариум)

Задания при изучении темы «Имя существительное»

1. Замени в каждом слове одну согласную буку так, чтобы получилось неодушевленное существительное:

лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь. 

(Ответ: липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь)

2. Напиши названия всех овощей (изображение овощей лучше всего представлять в виде слайда презентации)

Ответ.

  1. Помидоры
  2. Картофель
  3. Огурцы
  4. Белокочанная капуста
  5. Брокколи
  6. Лук репчатый
  7. Лук зелёный
  8. Цуккини
  9. Кабачок
  10. Цветная капуста
  11. Перец болгарский
  12. Чеснок
  13. Горький перец (чили)

Задания для отработки правописания словарных слов

 «Шифр»

Детям очень нравится играть в шифровальщиков и расшифровщиков. Эту игру я использую для повторения словарных слов. Я даю задание сначала расшифровать мои слова, а потом дети придумывают свои.

1. ивлбтмьоао – автомобиль
3. нтеясрьб – сентябрь
4. нзяаьбео – обезьяна
5. чкинеу – ученик
6. уакшягл – лягушка
7. ощрпйа – прощай

Подобные упражнения можно использовать и на уроках литературного чтения, когда необходимо закрепить знания по литературоведческим терминам или другому теоретическому материалу.

«Отгадай моё слово»

Слова и их лексические значения может подбирать как сам учитель, так и учащиеся. Если задание готовит школьник, то необходимо продумать форму, в которой он будет представлять свою работу (презентация, чтение вслух или карточки).

Примеры:

1. С помощью этого чертят окружность.

2. Дом для машины.

3. Этот овощ используется для изготовления носа у снежной бабы.

4. Этот день недели – первый среди двух выходных.

5. Популярная игра на льду – 

6. Обучение животных – 

7. Рисунок в газете, журнале, книге – 

(Ответ: циркуль, гараж, морковь, суббота, хоккей, дрессировка, иллюстрация)

Ребусы

(кар+тина = картина)

Шарада

Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.

(ПИ+РОГ = пирог)

Задания при изучении тем «Имя прилагательное»

«Опиши предмет с помощью имен прилагательных»

Например:

зеленая, колючая,

душистая, морозная.      

(елка).

«Вставь слово»

(Какой?)… в  сентябре  лес – в нем  рядом  весна и осень. 

(Какой?)…лист  и  (какая?)… травинка.  

(Какие?)…травы  и (какие?)… цветы. 

  (Какое?) … солнце и (какой?)  ветер.

От данных слов образуйте имена существительные

  1. Сильный – …
  2. Ленивый – …
  3. Глупый –…
  4. Смелый – …
  5. Старый - …

Задания при изучении темы «Синонимы и антонимы»

Учащиеся часто испытывают затруднения при описании картин, предметов, явлений, так как в их словарном запасе обнаруживается недостаток лексических средств. В связи с этим учащиеся злоупотребляют неоправданными повторами. Чтобы школьники не просто узнавали о новых понятиях, но и использовали слова, обозначающие их, в речи, необходима работа с обогащением как синонимических рядов, так и антонимических.

«Подбери антонимы»

Конец…
Холод…
Злость…
Сила…
Счастье…
Наказание…
Молодость…
Аккуратность…

(Ответ: начало, жара, доброта, горе, награда, старость, неряшливость)

Раздели слова на 2 группы:

Красный, рубиновый, синий, голубой, бордовый, небесный, бирюзовый, алый, лазурный, пурпурный, багряный, аквамариновый, гранатовый, румяный.

(1.Красный, рубиновый, бордовый, алый, пурпурный, багряный, гранатовый, румяный.2.Синий, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный, аквамариновый.)

Сиреневый, янтарный, лиловый, золотой, лимонный, фиалковый, яичный, аметистовый, соломенный.

(1.Сиреневый, лиловый, фиалковый, аметистовый. 2.Золотой, лимонный, янтарный, соломенный, яичный.)

Напиши синонимы, состоящие из такого же количества букв

лес –

беда –

хотеть –

стужа –

(бор, горе, желать, мороз)

«Запоминалки»

Младшие школьники с трудом подбирают синонимы даже к знакомым и понятным словам, поэтому я часто сама составляю синонимические ряды, а работа учащихся заключается в запоминании этих слов.

Задание: запомни слова в этом порядке. Все они являются синонимами слова... (зелёный)

  1. Хаки
  2. Малахитовый
  3. Изумрудный
  4. Салатовый

Словообразовательные задачи

Шарада

Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове “дневник”,
Целым же – в космос проник.

(С+ПУТ+НИК = спутник)

Корень – в слове МОЛОДОЙ.

Суффикс – в слове КОСЦЫ.

Окончание – в слове ТРАВЫ.

(МОЛОД + Ц +Ы = молодцы)

Как называются жители этих стран?

Россия – россияне

Англия –

Франция –

Узбекистан –

Япония –

Чехия –

Дания –

«Исправь ошибки»

Цыпленок - цыплёнки

Метро – метра

Бедро – бёдры

Лень – лени

Ведро – вёдры

Козлёнок – козлёнки

(цыплята, метро, бёдра, нет, вёдра, козлята)

Творческие задания

«Реклама»

Одним из самых интересных для учащихся заданий является составление рекламных текстов. Важно, чтобы предметы или явления, о которых нужно рассказать, отличались от тех, которые можно увидеть в реальной рекламе. Тогда детям придется использовать не стандартный набор фраз, а придумывать свои.

Календарь

Внимание! Внимание!

У нас сегодня последний день распродажи новых, только что напечатанных календарей на 2015 год! Только посмотрите, какие яркие, сочные краски, какая гладкая качественная бумага! Оформление каждой недели удивит Вас оригинальностью и вдохновит на свершение новых дел в наступающем году! Нигде Вы не найдете такой белоснежной козочки, которая изображена на наших календарях! Приходите! И ложка козьего молока в подарок!

Составь монолог  перегоревшей лампочки, сломанного чайника,
разбитой чашки, грязного платья и т.д.

Примерное начало

Вы когда-нибудь были в Нью-Йорке? А я жила там долгие-долгие месяцы, потому что освещала жизнь одной из самых шумных улиц этого города.

Но однажды со мной произошел странный случай, который перечеркнул мое яркое прошлое и блестящее будущее.

«Ассоциации»

Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному.

Например: война — зло, взрыв, страх, кровь, блокада, оружие, фашизм, конфликт, бой, победа, поражение, солдат, командир, агрессия, партизан, слезы, плен, смерть.

Большинство заданий ориентированы на учащихся 3-4 классов, но подобные упражнения подойдут и для первоклассников, если адаптировать изучаемую лексику к их возрасту.

Школа учит литературному языку в его различных вариантах. Нужно учитывать, что это подразумевает большой объём новой информации для учащихся, усвоение которого потребует определенного количества времени, сил и терпения. При работе над обогащением словарного запаса школьников необходимо уделять внимание не только открытию новых слов, но и закреплению уже изученных понятий, ведь часто ребенку бывает сложно оформить в нужный момент свои мысли в речи, так как слова остаются в пассивном запасе, не переходя в активный. Нужно регулярно создавать ситуации, когда у учащихся возникнет потребность применить полученные знания.

Включение в ход урока подобных заданий на пополнение словарного запаса школьников может быть не только полезным с точки зрения усвоения новых понятий, фактов, знаний, но также поможет сделать уроки более интересными, творческими, ведь такие упражнения отличаются от стандартных, включенных в учебники.Для поддержания положительной мотивации необходимо подавать данный материал в виде соревнования, игры, открытия нового знания. Дети смогут больше прочувствовать те особенности родного языка, которые для них были не столь очевидны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...

Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка.

В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных зада...

Пути обогащения словарного запаса младших школьников

В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Обогащение словарного запаса младших школьников.

Обогащение словарного запаса младших школьников....

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....