Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Мурашкина Светлана Викторовна

В данной статье рассматривается использование методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мурашкина С.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яковлевская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района  Белгородской области», п. Яковлево Белгородской области

          Приоритетной целью современного российского образования является полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно ставить учебную проблему, планировать этапы ее разрешения, осуществлять контроль и оценивать полученный результат. Из этого следует, что сегодняшнего ученика необходимо вооружить универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться, самосовершенствоваться и самореализовываться в стремительно изменяющемся обществе. Научить каждого за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности немалый объем информации – вот основная цель обучения в начальной школе. Важнейшим показателем всесторонне и гармонично развитой личности является наличие высокого уровня мыслительных способностей.

          В данной статье я рассмотрю одну из педагогических технологий, которая готовит ученика к поиску самостоятельного решения, технологию проблемно-диалогического обучения. Вспомним, что же такое технология? Технология – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. Цель технологии проблемно-диалогического обучения – научить детей самостоятельно решать проблемы, особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, учитель лишь направляет деятельность обучающегося и помогает подвести итог. Использование  этой  технологии позволяет детям не сидеть «сложа руки», а самим включаться в работу, избегая позиции пассивного слушателя. На проблемных уроках ученики больше думают, говорят, идет активное развитие их мышления и речи.  Актуальность технологии проблемного диалога определяется развитием высокого уровня учебной мотивации, активизации познавательных интересов учащихся при разрешении возникающих противоречий и проблемных ситуаций на уроке. Активизация познавательной деятельности учащегося может быть реализована на различных этапах урока.              Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «как учить», чтобы ребята ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке открытия нового знания должны быть проработаны два звена:

- постановка учебной проблемы – этап формулирования темы, выявление проблемного вопроса;

- поиск решения – этап формулирования нового знания.

 Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. А также существует три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к проверке гипотез диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог.

Обязательными условиями использования вышеназванных методов и приёмов является:

– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста;

– учёт уровня знаний и опыта детей;

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений -  правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Необходимо хорошо продумать создание проблемной ситуации, это можно сделать следующими способами: «с затруднением» или «с удивлением».

  Приведу примеры, как вышеперечисленные методы постановки учебной проблемы и приемы активизации познавательной деятельности реализуются на уроках русского языка. Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. Так на уроке обучения письму «Письмо строчной буквы х» учитель создает проблемную ситуацию, диктуя детям слова: мама, рот, кот, соль, хлеб. Ребята записывают первые четыре слова, а затем останавливаются, испытывая затруднение.

Учитель: - Что случилось, почему не пишите?

Дети: - Не знаем, как пишется первая буква в слове хлеб.

Учитель: - Предположите тему нашего урока. Чем займемся сегодня?

Дети: - Тема урока «Письмо строчной буквы х». Мы научимся писать    

            строчную букву х.

Вот еще один пример создания проблемной ситуации на уроке по теме: «Письмо строчной буквы д» в 1 классе. На этом уроке учитель обращает внимание детей на запись слова на доске (Лида).

Учитель: - Прочитайте слово. Проверьте мою работу. Что вы заметили?

Дети: В этом слове третья буква д является печатной, а остальные буквы      

           прописные.

Учитель: - Как вы думаете, почему я написала печатную букву д?

Далее ученики формулируют тему урока, ставят задачи, предлагают пути выхода из создавшейся проблемной ситуации, составляют план, по которому будут знакомиться с начертанием новой буквы.

Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. Например, урок по теме «Правила переноса слов».

На доске в одной строке написаны слова, далее учитель читает загадку о березе, пытается поместить слово береза на строке, ученики наблюдают, что новое слово на строке не помещается, учитель обращается за помощью к ребятам, предлагая им поработать в группах, и предложить свой вариант переноса слова. Далее на заготовленном шаблоне учитель фиксирует варианты переноса, обращая внимание, что задание было одно, а вариантов его выполнения несколько (осознание противоречия):

Учитель: - Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

Дети: - Мы не знаем, как переносятся слова.

Учитель: - Верно. Кто сформулирует тему урока?

Дети: - Тема урока «Правила переноса слов».

Рассмотрим пример применения метода сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал:

Учитель: В этой букве нет угла,

                Оттого она кругла.

                До того она кругла,

                Покатиться бы могла.

                                 Е. Тарлапан

- Догадались, о какой букве идет речь в стихотворении?

- Какова тема урока?

Принимая во внимание все написанное ранее, можно с полной уверенностью сказать, что применение технологии проблемно-диалогического обучения на практике позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Следует учитывать, что успешная реализация технологии возможна лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда последнему предоставлена свобода выражения своих мыслей и взглядов, при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье даётся описание проблемно - диалогического обучения на уроках русского языка. Также приведены примеры этапов урока с применением данной технологии....

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....