Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шупенько Екатерина Валентиновна
  • Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
  • Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
  • Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3.doc75.5 КБ
Office presentation icon pravopisanie_predlogov_i_pristavok2.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

 по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Цели урока: 

  • Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
  • Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
  • Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.

Содержание урока

№ слайда

Ход урока

I. Организационный момент

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Объявление темы и цели урока

- На  экране Классмейта ПК кроссворды, разгадав их, узнаете тему урока.

По горизонтали:

1.

Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги) 

2.

Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это?
(Дорога)

3.

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное русское любить.
(Ученик)

4.

Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами.
(Класс) 

5.

Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата)

По вертикали:

6.

Перед корнем подставляем
Эту часть как называем?
(Приставка)

Кроссворд

По горизонтали:

1.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки —
Что угодно для души.
(Пенал)

2.

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

3.

Назовите-ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год.
(Декабрь)

4.

Сверху ряска,
А наступишь — вязко.
(Болото) 

По вертикали:

1.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
(Предлог)

Кроссворд

Кто может назвать тему урока? (Правописание приставок и предлогов.)

Запишите в тетради дату и тему урока “Правописание приставок и предлогов”.

Сегодня на уроке мы отправляемся в необыкновенное путешествие в один из городов страны Грамматики, город Приставок и Предлогов. В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть проездные билеты — тесты, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными. Во время путешествия вы будете учиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.

Теперь в путь! Готовы ли вы?

III. Минутка чистописания

Станция «Самая чистая»

Жители страны очень чистоплотны. Они любят чистоту и порядок во всем, особенно в своих записях. Задание первое: угадайте, что вы будете сегодня писать на минутке чистописания?

а)

Поиграл да поплясал,
Посчитал да помечтал,
Поел, полежал, пошил, попел,
А потом порисовал да в тетрадке пописал,
А потом пошел, поспал.
А приставки ты узнал?

- Почему по-, а не па- ? (Приставки па- не существует.)

б)

Подряд три предлога возьмем,
На дереве часть ветки найдем
(сук).

Обратите внимание, что в русском языке есть только предлог с, но не з.

IV. Формирование новых знаний

Что такое приставка? Как она пишется со словом? Почему?

(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.)

Что такое предлог? Как он пишется с о словом? Почему?

(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)

Правописание приставок и предлогов — это орфограмма. А теперь будем учиться различать приставки и предлоги.

а) Образуйте слово с корнем -кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали? Это какая часть речи? (Глагол.)

Составьте с этим словом предложение, употребив предлог с. Например, дети скатились с горы.

б) -беж-, приставка по-, предлог по. Например, мальчики побежали по дороге.

(На доске.)

Слова какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните!

С глаголами предлоги никогда не употребляются.

Повторите хором; про себя.

Почему “с горы”, “по тропе” написали раздельно?

Докажите, что это предлоги. (С высокой горы, по узкой тропе.)

Правильно, между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово. В этом и есть отличие предлога от приставки.

V. Отдыхай-ка

Физминутка.

Я зачитываю слава, если слово с приставкой, вы встаете, а если с предлогом — хлопаете.

Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подол.

VI. Выбирай-ка

Едем дальше. И учимся различать приставки и предлоги. Перед вами карточки с тестом. Прочитайте предложения.

О каких чертах характера говорится в первом предложении? Во втором? (О лени и трудолюбии.)

Я думаю, что в нашем классе все ребята, как Вася с Павликом, трудолюбивые, а не как в первом предложении.

Нужно из текста задания выписать слова по вариантам: 1 — слова с приставками, 2 — с предлогами. Работаете только со словами, в которых нужно раскрыть скобки. (2 ученика у доски.)

1) (От)ложил дела (без)дельник

(Со)среды (на)понедельник.

2) Вася (с)Павликом молодцы:

(Про)пололи и (по)лили огурцы.

Докажите, что верно выполнили задание.

VII. Поиграй-ка

Зашел, забег, запад, заход.

Найдите лишнее слово. Почему? Запишите слова с приставками, выделите приставки. (Запад, так как там нет приставки.)

Придумайте предложение, где за — предлог (устно). Докажите.

VIII. Исправляй-ка

На этой остановке живет Незнайка. Он написал диктант. Проверьте, нет ли у него ошибок. Исправьте и объясните написание слов.

Шыроко раз лилась рика. Сонце зо катилось. Багрянец неба отражался вводе. Уног сердито плискалась халодная рика.

Я читаю. Есть непонятное слово?

IX.  Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами.

Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили. Что вы запомнили о правописании приставок. Что вы запомнили о правописании предлогов?

Оценки за урок.

Спасибо за работу!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3 и 4

Слайд 5 и 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС Тема. Правописание приставок и предлогов.

Слайд 2

Делу время, потехе час. Послушайте мой рассказ. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Слайд 3

6 1 2 3 4 5

Слайд 4

КРОССВОРД №1 1 По горизонтали: 1. Сшили их из черной кожи, В них теперь ходить мы можем. И на слякотной дороге Не промокнут наши ноги. 2. Куда бежит — сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает, Споткнется у порога. Что это? 4. Что за комната такая! Очень светлая, большая. Парты ровными рядами, А за партами мы сами. 5. Рядом с дворником всегда я. Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. По вертикали: 6. Перед корнем подставляем Эту часть как называем? 3.Ты учишь буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На все смотреть и все запо.минать, И все родное русское любить

Слайд 5

1 1 2 3 4

Слайд 6

КРОССВОРД №2 По горизонтали : В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки Что угодно для души. 2. Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут. 3. Назовите-ка , ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем новый год. 4.Сверху ряска, А наступишь — вязко. По вертикали : 1. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает.

Слайд 7

Станция «Самая чистая» Город Приставок и предлогов

Слайд 8

СТАНЦИЯ «САМАЯ ЧИСТАЯ» Поиграл да поплясал, Посчитал да помечтал, Поел, полежал, пошил, попел, А потом порисовал да в тетрадке пописал, А потом пошел, поспал. А приставки ты узнал? Подряд три предлога возьмем, На дереве часть ветки найдем. сук

Слайд 9

Город Приставок и предлогов Станция «Отдыхай-ка»

Слайд 10

СТАНЦИЯ «ОТДЫХАЙ-КА»

Слайд 11

Город Приставок и предлогов Станция «Выбирай-ка »

Слайд 12

СТАНЦИЯ «ВЫБИРАЙ-КА» 1) (От)ложил дела (без)дельник (Со)среды (на)понедельник. 2) Вася (с)Павликом молодцы: (Про)пололи и (по)лили огурцы. Нужно из текста задания выписать слова по вариантам: 1 — слова с приставками, 2 — с предлогами. Работаете только со словами, в которых нужно раскрыть скобки. Работа по карточкам

Слайд 13

Город Приставок и предлогов Станция «Поиграй-ка

Слайд 14

СТАНЦИЯ «ПОИГРАЙ-КА» Зашел, забег, запад, заход. Найдите лишнее слово.

Слайд 15

Город Приставок и предлогов Станция «Поиграй-ка Станция «Исправляй-ка

Слайд 16

СТАНЦИЯ «ИСПРАВЛЯЙ-КА» Шыроко раз лилась рика. Сонце зо катилось. Багрянец неба отражался вводе. Уног сердито плискалась халодная рика.

Слайд 17

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание предлгов и приставок"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание предлгов и приставок"...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Урок русского языка составлен для детей с задержкой психического развития без ФГОС.  На всех этапах урока предусмотрено использование разборных схем-опор. Схемы-опоры позволяют наглядно объяснить...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок"

План урока русского языка с применением технологической карты....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание приставок в глаголах"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание предлогов и приставок".

Данный урок проводится при обобщении знаний о предлогах и приставках в 3 классе по программе "Школа России".. В конспекте представлены различные интересные задания. Например,задание с пословицами восп...