Конспект урока по теме:"Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кучерявая Наталья Владимировна

В данном конспекте я описываю мою работу по ТРИЗ-технологии на уроке обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote_1klass_triz-igry.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обучению грамоте.

Г. Калининград. МОУ лицей №17

Учитель: Кучерявая Наталья Владимировна.

Тема: «Сильная и слабая  позиция фонем. Понимание смысла текста.»

Учебник : Азбука (авторы: Н.В. Нечаева,  К.С. Белорусец)

Цели и  задачи урока:  формировать  умение определять сильную и слабую позицию фонем; постановка ударения в словах;  упражнять в делении  слов на слоги; понимать смысл текста; развивать устную речь учащихся, развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, словарный запас учащихся; расширять кругозор  детей, развивать фонематический слух; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.

        Ход урока:

 I.Организационный момент

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица. Ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения  друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих  удач!

- Сегодня у нас  на уроке  присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

-Начинаем наш урок.

II Актуализация знаний  

1.  Игра «Да - Нет»   (по ленте букв)

-Ребята, я  загадала букву. Угадайте её, задавая мне  любые вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет».  ( загадала букву «Д»)

2.Аукцион слов

-Придумайте слова на эту букву  

(двор,  дом, дым, дверь, Даша, Дима, дракон, друг, дача, дерево, диво, дуб)

( Кто последним назвал слово, тот и выиграл)

А я  тоже придумала слово, его вы узнаете, когда мы поиграем.

3. Игра «Слово спряталось»

-Пользуясь алфавитом, определите,  какие буквы спрятались. Составьте слово из этих букв.

 Г…Е      П…С       Т…Ф      В…Д

Какое слово спряталось?

ДРУГ

-Составьте звуковую схему этого слова ( 1 ученик - у доски, остальные на  «Корабликах» )

-Как произносим последний звук в этом слове?

- Есть ли расхождение в произношении и написании этого слова?

- В слове ДРУГ в какой позиции находится согласный звук?

- Сегодня на уроке мы и продолжим разговор о расхождении произношения  и написания слов, выясним, в сильной или слабой позиции находится звук

(ПОЗИЦИЯ – это место положения звука в слове)

III Работа по теме урока.

Игра «Мои друзья»    

-Сейчас мы поиграем в игру «Мои друзья». Возьмите жёлтые карточки со словами. Каждый из вас играет роль слова напечатанного на карточке.

    (Даны  слова:     СНЕГ, ГРИБ, ЗУБ, ЛУГ, ПРУД,  СТОЛБ,  ЛЁД,  ГЛАЗ, ГРАЧ, САДИК, ГРУЗ, СЛОВА, ВОДА, ДОМИК, ГРОЗА, СОВЫ, ТРАВА, СОСНЫ, СТОЛИК, СЛОНЫ, СВИСТОК)

       - Мои друзья – слова, в которых чётко слышен звук «О», его написание  нельзя спутать. (СТОЛБ, ДОМИК, СОВЫ, СОСНЫ, СТОЛИК)

-Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья.

-Мои  друзья  –  слова, в которых  можно ошибиться в написании  согласной  в конце  слова ( ГРИБ,  СНЕГ, ЗУБ, ЛУГ, ГЛАЗ,  ЛЁД,  СТОЛБ, ГРУЗ,)

-Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья.

- Мои друзья – слова, в которых буква обозначает гласный звук в слабой позиции. (СЛОВА, ВОДА, ГРОЗА, СЛОНЫ)

-Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья

-Мои друзья – слова, в которых чётко слышен звук «А» в середине слова. (ГЛАЗ, ГРАЧ, САДИК).

-Молодцы! А теперь поработаем по учебнику.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ ( «Азбука». Стр. 66)

СПОРТ        СВИСТ        ЛОЗУНГИ        ФЛАГИ

СП…РТИВНЫЙ        СВ…СТОК        ЛОЗУН…        ФЛА…

1)-Прочитайте слова в столбиках, с указанием ударения.

-Какое задание можно предложить?

-Вставьте  букву в первом столбике. Какая это буква?  (О)

 Докажите.  ( спорт – «о» в сильной позиции, значит и в слове спортивный тоже  – «о» т.к. слова однокоренные)

-Вставьте букву во втором столбике. Какую букву вставили? Докажите. (И)

-В какой позиции стоят гласные в словах СПОРТИВНЫЙ, СВИСТОК? ( в слабой позиции).

-Какую букву вставим в третьем столбике? Обоснуйте свой ответ. (Г) (формы одного слова)

-Какую букву вставим в последнем столбике? Докажите. (Г)

-Какой вывод можно сделать?

(Слова, в   которых  ЕСТЬ  расхождения между произношением и написанием -  СЛАБАЯ позиция,  а  в которых  НЕТ  расхождения  -  СИЛЬНАЯ  позиция.  Слабая  позиция  проверяется   сильной.)

-Дети, а почему СЛАБАЯ  позиция называется СЛАБОЙ, а СИЛЬНАЯ -  сильной?

   2) Игра «Расселите слова по домикам».

- По какому  признаку расселим слова по домикам?

            -Из данной группы слов исключите «лишнее» слово. По какому принципу это  можно сделать?

( спортивный – отвечает на вопрос «какой?», это имя прилагательное, а остальные слова -  имена существительные, отвечают на вопрос « что?»)

-Придумайте имена прилагательные, чтобы слову было не «скучно» в домике ( У этого слова должен быть «друг»)

Ребята, а что общего между словами во всех этих столбиках? К  какой теме  они имеют отношение? ( к спорту)

-Вот сейчас мы с вами проведём физминутку, поиграем в игру «Держи вора», используя слова связанные со спортом

3. ФИЗМИНУТКА ( Игра «Держи вора»).                                                    

САМБО        ФИНИШ        ШАХМАТЫ

ГОРОДКИ         ШАЙБА        ФУТБОЛ

ГИМНАСТИКА        ЛОЗУНГИ        СПОРТИВНЫЙ

СПОРТ        БЕГУНЫ        СТАДИОН

ВЕЛОСИПЕД        ТРИБУНА        СКАКАЛКА

РАКЕТКА        ПРЫГУНЫ        КОНЬКИ

-Каждому ряду раздаются  карточки со словами.  Дети встают и ходят с карточками около своих мест туда-сюда. На каждом ряду 1 ведущий. (полицейский)

-Держи вора, в этом слове 2 слога.(полицейские отводят в сторону детей, чьё слово состоит из 2-х слогов) , (САМБО  ФИНИШ  ШАЙБА  ФУТБОЛ  КОНЬКИ)

-Держи вора! Слово начинается с буквы «С».        (САМБО, СПОРТ, СПОРТИВНЫЙ, СКАКАЛКА)

-Держи вора, в нем ударение падает на второй слог. (ГИМНАСТИКА, РАКЕТКА, ТРИБУНА, ФУТБОЛ, СПОРТИВНЫЙ, СКАКАЛКА, КОНЬКИ)

-Держи вора, в этом слове 1 слог. (СПОРТ)

-Молодцы, дружно поиграли. А сейчас поработаем  с текстом.

3.РАБОТА С ТЕКСТОМ

 а) Посмотрите на рисунок справа от текста.

-Предположите, о чём будет текст?

 б) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПРО СЕБЯ

 в) Чтение текста вслух по предложениям.

-О чём прочитали?

- Верно, ли было наше предположение?

-Докажите, что это был не просто праздник.

-Найдите и прочитайте предложения, которые доказывают, что праздник проходил на стадионе.

-Кто участвовал в соревнованиях? Как назвать их одним словом? (спортсмены)

-Кто выступал от первого класса? (Слава Кузин, Саша Зотов, Миша Разин)

-Что заметили в написании этих слов?

-Кто болел за ребят? (мамы, папы, бабушки, дедушки, друзья)

-Как называется место, где начинается забег? (старт)

 А конец забега? (финиш)

СТАРТ        ФИНИШ

-Прочитайте вопрос? (А кто потом?) ( Слава Кузин)

-Докажите.

г) - Подчеркните в тексте слова на тему «СПОРТ».

-Какие слова вы подчеркнули? ( Дети  называют слова. На  доске  выставляются  карточки)

СТАДИОН, БЕГУНЫ, ПРЫГУНЫ, ГИМНАСТЫ, КОМАНДА, ФОРМА, ТРИБУНА, СТАРТ, ФИНИШ

( РАБОТА В ПАРАХ)

-Ребята, выберите из этой группы любое слово и составьте к нему  звуковую схему.  Потом предложите угадать это слово своему соседу по парте.

(Один ученик у доски составляет схему к слову СТАДИОН). Проверка.

д) РАБОТА СО СХЕМОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обратите внимание на схему предложения.

-Что можно сказать об этом предложении?

I______     _____    _____      _____    _____  .          (повествовательное,  состоит из 5 слов)

-Найдите и прочитайте это предложение.

(Стадион украшен флажками и шарами.)

е) ИСТОРИЯ СЛОВА «СТАДИОН»

- О том, как  в нашем языке появилось слово СПОРТ, нам прочитает …(читает подготовленный ученик).

-Ребята, вернёмся к нашему тексту. А кто ещё был на соревновании? (судья)

-А как он командовал? Что стоит в конце? Прочитайте.

- А как можно по-другому назвать текст? Ваши предложения.

- А как лучше?

- А кто из вас занимается спортом?

- А для чего нужно заниматься спортом?

4. РАБОТА С КРОССВОРДОМ

(работа в парах)

Чтение ключевых слов. ( спорт, стрела, парашют, обруч, ракетка, тир)

III ИТОГ УРОКА

-Что интересного открыли для себя на уроке?

- Что вас удивило на уроке?

-Какое настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)...

План-конспект урока по теме: Текст. Части текста.

План-конспект к уроку Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания...

Конспект спортивной прогулки Тема: «Сильные, смелые, ловкие»

Конспект спортивной прогулкиТема: «Сильные, смелые, ловкие»...

Конспект урок на тему "Конкретный смысл умножения"

Конспект урок на тему "Конкретный смысл умножения"...

Конспект урока по теме " М.М.Зощенко Золотые слова. Смысл названия. Особенности юмористического произведения"

Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией М.М.Зощенко»;формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информацию в тексте. Планируемые  результ...

Конспект урока по теме "Закрепление. Конкретный смысл действия деления" (с помощью решения задач на деление по содержанию) (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «конкретный смысл деления».Планируемые результатыПредметные: Уметь: выполнять действие деление; решать задачи на деление;Знать: конкре...