Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Рассветинская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского района Волгоградской области

     

Работа над  словами с непроверяемым написанием

на уроках русского языка в начальной школе

Выполнила

Савельева Людмила Алексеевна,

учитель начальных классов

Рассвет

         

      Формирование орфографической зоркости – это проблема, которая приобретает всё большую актуальность в современной школе. И решение этой проблемы во многом зависит от умения учителя организовать повседневную практическую работу над словами с непроверяемым написанием.

          Работу над новым словарным словом делю на несколько этапов:

- толкование слова;

- к истокам слова;

- подбор однокоренных слов;

- сочетаемость слов;

- подбор синонимов, антонимов;

- когда так говорят?

- практический материал: загадки, пословицы; поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.

           На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса обучающихся.

            Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.  

  1. Предлагаю детям рассмотреть картинку с изображением предмета (например, моркови, медведя и др.). Ребята называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно выбрать и другой вариант начала работы над словом: прочитать загадку, а дети отгадают ее.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой

 По лесной oпyшкe,

 Белый весь, как снег зимой,

 Ушки на макушке? (Заяц)

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)

Изучаемое слово может быть выделено из текста, воспринятого обучающимися на слух:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

           Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

  1. Дети произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
  2.  Ученики читают слово  орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
  3. Предлагаю решить орфографическую задачу: на  какую букву надо обратить внимание  при  письме и почему?
  4. Под руководством учителя  ребята подбирают к изучаемому слову однокоренные слова.  Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом, когда проводится наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.  
  • Адрес, адресат, адресный, адресок, переадресовка.
  • Берёза, берёзка, березонька,  березняк, березовый, подберёзовик.
  • Болото,  болотный, болотистый.
  • Воробей,  воробушек, воробьиный.
  • Ворона, вороний,  вороненок.
  • Жёлтый, жёлтенький, желтизна,  желток.
  • Сахар, сахарок, сахаринка, сахарный, сахарница.
  1. С любым из однокоренных слов составляются предложения.

Работа над написанием  словарного  слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении. Языковым материалом для проведения упражнений  могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты.

Работа над словарными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Они могут быть посвящены, например, таким темам, как «Слова - пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода». На таких занятиях больше времени можно уделить знакомству с этимологией нового слова. Однако при этом надо помнить, что осознание происхождения слова требует от обучающихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания детей. Пример этимологических справок:

МАЛИНА. Одни ученые связывают происхождение слова малина с корнем мал: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок - зернышек. Другие считают, что ягода получила свое имя за свой темно- красный, малиновый цвет.

МЕТРО. Слово заимствовано из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую подземную дорогу метрополитен - «столичная». Парижане сократили это длинное слово до короткого – метро.

            Некоторые методы и приёмы работы со  словарными  словами, которые я использую ежедневно на своих уроках.

                 *     «лишнее слово»  (из набора предложенных слов выбрать «лишнее»):

                       1) тетрадь, пенал, ветер, карандаш, портфель

                       2) сорока, ворона, воробей, заяц, синица

  • не называя словарного слова, объясняю всем лексическое значение слова. Дети угадывают его и записывают с проговариванием:

1) крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами (медведь)

2) прием пищи в середине дня (обед)

3) состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки) (погода)

  • картинный диктант  (отдельные предметные картинки к определённому словарному слову);

      *  зрительный  диктант  (такой словарный диктант развивает зрительную память, формируя орфографическую зоркость учащихся, создаёт благоприятные условия для прочного усвоения орфографического материала. Наиболее хорошо воспринимаются диктанты из тематически подобранных групп слов).

        Задание: запомните слова, записанные на интерактивной доске, затем постарайтесь записать их в тетрадь без ошибок, не пропуская ни одного слова.  Порядок соблюдать необязательно.

  • выборочный диктант (не только содействует формированию орфографической зоркости, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов или словосочетаний).

Задание: выпиши слова, обозначающие овощи:

К.пуста, п.льто, м.рковь, р.стение, ру.кий, г.рох, к.ртоф.ль

  • кроссворды

По горизонтали
2. Про полёты позабыл, крылья в ласты превратил, рыбку ловит среди льдин антарктический … 
5. Он в берлоге спит весной под большущею сосной. А когда придёт весна, просыпается ото сна.
7. Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка
10. Носит серенький жилет, но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар и кричат: Ка-а-ар!
11. Кто приносит на хвосте много разных новостей?  Всем расскажет все до срока  белобокая … 
12. Спинкою  зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

По вертикали
1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют: не боится он простуды - с первым снегом тут как тут! 
3. Маленький мальчишка в сером  армячишке,  по дворам шныряет, крохи собирает. 
4. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. 
6. Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади – метла. 
8. В реках Африки живет злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит… 
9. Машет радостно хвостом, когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - дом хранить от чужаков. 

При работе с младшими школьниками нельзя забывать о том,  что одним из эффективных источников положительной мотивации учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках.

Игра «Назови  буквы»

Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий –Е и  т.д.

            Игра «Угадай - ка»

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:

КРНДШ ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

           Игра «Собери слово»

            Ь Т Р Е Т А Д

А П Л Е Н

             Игра «Поиск».

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).

            Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).

           Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву было  больше: ЗАЯЦ      ПЕТУХ      СОБАКА       МЕДВЕДЬ

          Работая над этой темой, я пришла к выводу, что систематическая и целенаправленная работа над словами с непроверяемым написанием способствует прочному и успешному их запоминанию, обогащению словарного запаса обучающихся. 

Список литературы


1. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах.- М.:

Просвещение, 1991. 
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989. 
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993. 
4. Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994. 
5. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008. 
6. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Работа над усвоением слов с не проверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

Изучая слова с непроверяемым написанием, запоминание  быстро, почти с первого урока и не требует длительных тренировок, в том случае если изучение их происходит как СЛОВ ПОНЯТИЙ, которыми пользуе...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....