Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку по теме

Каргачинская Наталья Владимировна

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

В этом материале рассмотрены и проанализированы разнообразные ме­тоды и приемы словарно-орфографической работы, используемые мной на уроках и

способст­вующие прочному запоминанию правильного написания слов с непроверяемыми написаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Адыгея

Кошехабльский район

х. Казенно-Кужорский

МОУ ООШ №12

Работа со словами

с непроверяемыми написаниями

на уроках русского языка

в начальных классах.

УМК «Школа России»

(Из опыта работы)

Учитель начальных классов

Каргачинская Наталья Владимировна

Программой по русскому языку в начальной школе преду смотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши бок?

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным  задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Давайте рассмотрим  и проанализируем разнообразные ме тоды и приемы словарно-орфографической работы, используемые мной на уроках и способст вующие прочному запоминанию правильного написания слов с непроверяемыми написаниями.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматиче ским явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка.

В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются на выки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

Активизация словаря - одно из важней ших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в актив ный словарный запас учащегося. Слово счита ется активизированным, если ученик использо вал его хотя бы один раз в пересказах, расска зах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Вла дение словом подразумевает знание его семан тики, сочетаемости и сферы употребления.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запо минается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное уча стие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Так какой словарь русского языка нужен младшему школьнику? Орфографический?  Да! Орфоэпический? Да! Толковый? Конечно! Кроме этого, малышу неплохо бы иметь и этимологический словарь, и фразеологический, и словарь синонимов, и словарь антонимов, и словарь сочетаемости слов русского языка, и словарь правильного словоупотребления. В этом плане мне, как нельзя лучше, помогает учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, который включен в федеральный перечень учебников системы «Школа России» и  по которому вот уже четвертый год я занимаюсь со своими учениками.

Каждый из учебников для II- IV клаcсов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого состоит из трех разделов: «Текст», «Предложение», «Слово». Раздел «Слово», в отличие  от такого же раздела в учебниках Л. М. 3е лениной, Т.Е. Хохловой, содержит, прежде всего, сведения по лексике, а потом уже  грамматический и орфографический материал. Во II классе даются понятия о лексическом значении слова, его многозначности, прямом и переносном значении, синонимах и антонимах; в III классе - об омонимах; в IV классе - о фразеологизмах и заимствованных словах. В соответствии с  ходом усвоения материала в конце каждого  учебника появляются соответствующие типы словариков. В результате дети, заканчивающие начальную школу, знакомятся ко со всеми основными типами словарей: толковым, орфографическим, орфоэпическим,  словарями синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и иностранных слов.

Но если взять и обрушить на ребенка младшего школьного возраста все это важное и нужное море словарей, малыш рискует утонуть в нем, вместо того чтобы научиться плавать. Оптимальной может стать, как это обычно и бывает в жизни, золотая середина: дать в руки учащегося начальных классов не несколько разных словарей, а один. Но этот один словарь должен соединять функции разных типов лингвистических словарей русского языка.

Такой словарь или похожий  мы начинаем составлять и использовать с первого класса. Ну во-первых, это даже не  словари, а рабочие словарики. Название подчеркивает объем словаря: не «взрослый», а «детский».  Словарь русского языка для младшего школьника не может быть большой и толстой книгой, включающей в себя тысячи слов. Рабочие словарики – это словари-минимумы. Тот самый минимальный объем, который реально может быть освоен каждым школьником на уроках в начальных классах в течении четырех лет обучения.

Во-вторых, индивидуальные словарики организуют реальную работу школьника со словом: классную и домашнюю. Наш словарик выступает на уроках русского языка и как справочник, к которому можно обратиться при помощи необходимой информации, и как учебное пособие, закрепляющее осваиваемый программный материал. Это и разнообразный дидактический материал для коллективной, групповой и индивидуальной работы. Рабочий словарик в этом смысле – бесценный помощник и друг не только ученика, но и учителя. Любое программное понятие может быть закреплено именно с помощью словаря. Неслучайно многие учителя начальных классов охотно практикуют домашние задания по словарю, а не по учебнику. Например, в первом классе дети выписывают из словаря слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? какой? Во втором – существительные мужского, женского и среднего рода. В  третьем – определяют падежи существительных в предложениях, составленных со словарным словом, или находят в этом предложении грамматическую основу. В четвертом – выписывают существительные 1, 2, 3-го склонения, глаголы I и II спряжения.

В-третьих, рабочие словарики – не просто справочники, не просто учебные пособия по русскому языку – это живые, занимательные книжки-игрушки для детей, только вступающих на путь лингвистических наблюдений и открытий.

Наши помощники-словарики не про стые, а с подсказкой, с рисунком, что так необ ходимо для детей начальных классов. Слова рик - это обычная тетрадь, разделенная на две части. В первой части словарика дети записыва ют словарные слова и по мере возможности ста раются выполнять «иллюстрацию» к новому слову, чтобы лучше его запомнить, например:

морковь

м?рковь

 

Вторая половина индивидуального словарика творческая. Она самая интересная для детей. Ребенок фан тазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определенным словом, значит, его па мять надолго сохранит все то, что творчески помогало ему работать. А творчество ребенка в работе со словариком должно быть направле но на запоминание словарных слов. На это и рассчитана вторая половина словарика. Задача учителя состоит в том, чтобы нацелить ребен ка на эту творческую работу. Задания могут быть различными: составь кроссворд с опреде ленными словами; нарисуй или начерти схему к словам, имеющими одинаковую непроверяе мую гласную; составь рассказ или сказку, в которых упо требляется много раз словарное слово. Если вы, уважаемые учителя, предложите своим де тям, чтобы они составили творческие задания для определенных слов из словарика для своих одноклассников, то убедитесь, что все дети «талантливы» и ошибок в словарных словах у них будет минимальное количество. Этот сло варик помогает и самому учителю творчески подойти к словарной работе, оживить ее.

Придя в школу, дети уже умеют запо минать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запомина ние), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказы вают большое влияние на быстроту и прочность запоминания, поэтому дети лег ко запоминают песни, стихи, сказки, кото рые вызывают яркие образы и сильные пе реживания.

Учитель может предложить ученикам следующие приемы запоминания:                

  1. проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);
  2. молча посмотреть на слова, прочиты вая их про себя по слогам; потом за крыть глаза, чтобы представить его на писанным; снова открыть глаза и про верить себя (для учащихся со зритель ной памятью);
  3. проговаривать слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова про говаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Фактически первый способ запомина ния предполагает сочетание трех факторов: зрения (ученик видит слово), моторики (слова проговариваются), слуха (ученик слышит то, что проговаривает).

На этапе введения нового слова целесо образно предоставить ученику возможность самостоятельного решения данной орфографической задачи.

В словарно-орфографическую работу необходимо включать считалки, скорого ворки, различные рифмовки слов, так как они, вызывая положительное отношение детей к работе, способствуют более эффек тивному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.

Как показывает практика, проблема формирования навыка правописания непроверяемых орфограмм может эффектив но решаться при использовании мнемони ческих1 приемов. (1Мнемоника, мнемотехника - системы различных приемов, облегчающих запоминание и увели чивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.)

Психологами И. Митюхиным, И. Рыб никовой выделены наиболее эффективные методы организации мнемонической деятельности детей младшего школьного воз раста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических ассоци аций, метод звуковых (фонетических) ассо циаций, комбинированный метод. Основаны они на связи трудной орфограммы словарного слова  с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок, обозна чающий само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква. Этот рисунок должен хорошо запоминаться и легко вспоминать ся, т.е. в нем должна быть четко выражена запоминаемая буква. Самостоятельное придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления.

Я  охотно использую такие методы на уроках. Вот некоторые примеры.

Метод графических ассоциаций.

На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

гурец                 мроз                 пртрет

пмидор                ркета                ягда

яблко                рех                        крндаш

Придуманные ассоциации записываем в рабочий словарик. Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Со временем на вык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки.

ягда       яблко      пмидор      пртрет    

Метод звуковых (фонетических) ассоци аций

используется при удачном созвучии фра зы и словарного слова:

На завтрак рак.

Кричи ура.  (Из книги «Веселая грамматика».)

Или:

дед в деревне

завтра на завод

дети дежурные

машина у Маши

пенал моют пеной

В этом случае слова называем не провероч ными, а словами-подсказками, одновременно придумываем маленькую сказку, например, как грязный пенал мыли пеной; девочка Маша любила играть машиной и др.

А сколько бывает проблем со словом соба ка! Мы с детьми придумали сказку.

Жила-была собака, она любила спать, её прозвали Соня.

Собака     Соня.

Использую и такую фразу:

Костя носит костюм, а Павел в пальто.

А так как мы живем в предгорье, то

На горизонте у нас горы,

А на земле – земляника.

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется. Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.

Комбинированный метод – это использование при запоминании слова и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

 Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками. Иногда мы фиксируем этимологические сведения в свои рабочие словарики в виде рисунков, слов-помощников (проверочное) и т.д.

Объяснение учителя:

Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др. (Деревня – проверочное: дерево).

Земляника – от слова «земля»; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли).

Коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

Проиллюстрируем все сказанное приме ром из практики. Проведем работу со сло вом петух.

1. Предлагается загадка: «На заборе си дит, утром рано голосит, просыпаться всем велит!». Ученики называют отгадку.

2. Учащиеся проговаривают слово пе тух орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.

3. Перед учащимися ставится задача: «В тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму (опасное место)!».

Такой подход повышает степень само стоятельности школьника в постановке и решении орфографической задачи, опира ется на работу эмоционального вида памя ти (ученику интересно узнать, какая буква должна быть в «окошке!».

4. Далее предлагается прослушать эти мологическую справку как дополнительное средство к мнемоническим приемам: «Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух важностью походки и зади ристостью характера. Недаром говорят: «Важный, как петух...!» Но главное, чем сла вится петух - это своим пением. Петух – своеобразные поющие часы. С петухами (на рассвете) люди просыпались. С петухами (на закате) ложились спать. Сигналом слу жил петушиный крик. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха пе тухом...»

После этимологической справки учи тель задает вопрос: «Какую же букву, по вашему мнению, надо написать в первом слоге?»

Этимологическая справка как дополни тельное средство к мнемоническим прие мам способствует эффективному запомина нию орфографического облика слова.

5. Правильность ответа предлагается проверить по орфографическому словарю.

 6. Проговаривание слова петух орфо графически.

7. Вставка в «окошко» нужной буквы: е.

8. Повторное орфографическое чтение слова и самостоятельная запись нового сло ва учениками.

9. Для закрепления написания слова ис пользуется мнемонический прием:

         Петуха спросили дети:

«Отчего зовут вас Петей?»

Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!»

(Можно использовать и рисунок.)

В процессе работы рождается детское творчество, ученики сами придумывают «подсказки-запоминалки» и записывают их в индивидуальные словарики.

Итак, если использовать в обучении де тей младшего школьного возраста мнемо нические приемы, способствующие форми рованию навыка правописания непроверяе мых орфограмм, то результативность рабо ты значительно повысится.

Разнообразить задания при работе над словами из «Словаря» поможет и наглядный материал. Мне хочется поделиться своими маленькими находками, которые помогают в обучении мо их питомцев. У нас в классе есть необычное дерево, нари сованное на большом плакате. Это «словарное дерево», или

«дерево-словарь». (См. Приложение 2,3) Оно сразу при влекает и завораживает детей. Согласитесь, что это уже немало –  привлечь внимание детей и сконцентрировать его на словарной работе.

Предлагаю детям загадку или вопрос, напри мер: как называется столица нашей Родины?

А ответом на этот вопрос будет карточка со словарным словом Москва, которая «выраста ет» на «дереве-словаре», закрепленная про стой скрепкой. Знакомимся со словарным сло вом, читаем его по слогам, записываем в рабочий словарик, обозначаем безударную гласную, ставим ударение, устно или письменно с новым сло вом составляем предложения, проводим творческую работу по запоминанию слова во второй части словарика.

Карточки со словами, словно птички, «об лепили» «словарное дерево». И карточка со словами не простая: одна сторона служит для знакомства со словом, другая –  для проверки:

Москва

М?сква

На каждом уроке русского языка мы обра щаемся к нашему дереву с различными зада ниями: «Проверь себя! Спиши все словарные слова, помещенные на дереве, вставляя пропу щенные буквы. Составь предложение со сло вом и запомни. Диктуй слова всему классу». Иногда наше дерево может опустеть –  карточ ки все убираем. На уроке прошу детей вспом нить словарные слова на определенную тему, например: «Школа», «Огород», «Осень» и т.д. Дети вспоминают словарные слова, непрове ряемые безударные гласные, и на дереве вновь появляются слова. Эти минутки работы с «де ревом-словарем» помогают лучше и надолго запомнить словарное слово.

Расскажу  о карточках с картинками, которые я использовала на уроках русского языка в 1 классе во втором полугодии и во 2 классе в первом полугодии. Карточки с картинками можно готовить по разным темам, например: «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда» и т.д.

Карточки с картинками готовятся следую щим образом. В сложенном вдвое альбомном листе с правой стороны проделываем око шечко (5 х 12 см). Над окошечком пишем те му, например «Овощи», а по вертикали вдоль окошечка ставим номера. На остальной части листа приклеиваем или рисуем картинки, на которых изображены овощи (7 – 10  штук), пронумеровываем каждый овощ (см. рис.).

1.    2.            3.   4.   5.    6.

7.    8.         9  

          линия  сгиба

ОВОЩИ

                                                  окошко

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                                                     

Раздаю детям карточки с картинками и лис точками, вставленными внутрь

карточки для за писи. Дети начинают рaбoтать: рассматривают овощ, произносят слово про себя, а рядом, в окошечке, под этим номером пишут название.

Можно также дать учащимся задания придумать предложения на каждую картинку, охарактеризовать данный предмет (в данном случае овощ), прочитать стихотворение на данную картинку, отгадать загадку и т.д.

Карточки с картинками помогают не только проводитъ словарные диктанты, но и определить лексический запас учащихся по дaнным темам, обогащают кругозор детей, пробуждают у них интерес и любовь к рус скому языку.

Приведу еще несколько приемов, которые помогают детям лучше за помнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Иногда я пользуюсь таблицей, куда включены те слова, которые рекомендуются программой, т. е. слова из «Словаря». (См. Приложение 4)

Их несколько, с разным набором слов. Изучаемые орфограммы выделены, обозначены красным цветом и закрываются полосками бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице активизирует дея тельность учащихся, особенно при закреп лении написания определенных слов, эконо мит время. На уроке я провожу «пятиминутки» с помощью данной таблицы. Таблица использовалась мною и при выпол нении разнообразных заданий. Вот некото рые из них:

1) запись слов по порядку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем про веряют по таблице написание слов, откры вая полоски бумаги;

2) устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я. Называю слова из таблицы, а дети поднимают сигнальную карточку с нуж ной орфограммой;

3) выписывание из таблицы слов с не проверяемыми безударными гласными по ва риантам (l-й вариант с гласной а, 2-й ва риант с гласной о);

4) выписывание из таблицы слов, отве чающих на вопросы кто? или что?;

5) выписывание из таблицы слов, в ко торых два слога (мороз, завод и т. п.), три слога (карандаш, ученик и т. п.);

6) выписывание из таблицы слов, которые соответствуют разным схемам (схемы зара нее вычерчиваются к словам из таблицы);

7) выписывание из таблицы слов по за данной теме, например: «Учебные принад лежности», «Животные» и т. п.

8) Или  например  прошу записать по памяти все слова, начинающиеся на букву «м»,  «о» и т.д. А затем можно проверить записи по таблице.

Предлагаемые задания соотносятся с изучаемой по программе темой.

Все учащиеся с большим интересом ра ботают над словами из таблицы и с не терпением ждут, когда я буду давать им задания.(См. Приложение 1)

В конце учебного года дети пи шут на доске и в тетрадях изученные слова по памяти. Я уже не диктую им, а про вожу работу над словами из «Словаря» в виде таких игр, как «Молчанка», «Кто больше запомнит?» и т. п. Такая работа также ак тивизирует память детей, выявляет пробелы в их знаниях, формирует у них навыки на писания слов с непроверяемыми безударны ми гласными, т. е. слов из «Словаря».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Савельева Л. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе. СПб.,2001.

Канакина В. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.

Бакулина Г. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. №3.

Бобровская Г. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2003. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.

Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...