Урок русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова. Корень.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шевчук Наталья Владимировна

 

Тема: Состав слова. Корень.

Цель: расширить знания детей о составе слова

Тип урока: Урок освоения новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок русского языка в 3 классе.

Подготовила Шевчук Наталья Владимировна

Тема: Состав слова. Корень.

Цель: расширить знания детей о составе слова

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- повторят части слова, научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

- получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, выделять графически корень слова

Метапредметные:

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

- сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные:

- получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок. Любите ли вы разгадывать кроссворды?

2. Словарная работа. Актуализация знаний. Определение цели урока.

А)  - Предлагаю вам разгадать кроссворд (работает 1 ученик у доски, дети – индивидуально)

Он  поможет определить тему урока.  Замените одним словом:

1) школьная комната    (Класс)

2) группа людей, объединённых  общей работой    (Коллектив)

3) срок в 30 суток     (Месяц)

4) цвет листьев берёзы осенью   (Жёлтый)

5) плоды этого кустарника помогают при простуде   (Малина)

6) пожелание при прощании      (До свидания)                7) Состав

 Фронтальная проверка по образцу на доске.

б) - По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.

- Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали.

(Состав числа, состав поезда, состав лекарства).

- Когда встречается это слово в русском языке? О чём мы с вами сегодня будем говорить?  

Тема: «Состав слова» - на доске.         (слайд)

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

 Слова тоже состоят  из своих частей…

- Сформулируйте мой следующий вопрос:  «Из чего  «состоят» слова?»

- Где найти ответ на возникший у нас вопрос?  (в учебнике)

в) Работа с текстом учебника  стр. 94  

 - Найдите главную мысль в высказывании профессора

– Какими людьми мы стремимся быть? (грамотными)

- Какие ещё знания необходимы грамотному человеку? (об устройстве слова)

- У нас есть эти знания? (не уверены)

 Вывод: мы должны вспомнить,  как устроено слово

Иллюстрация: - Как же «устроено» слово?  Какая часть в слове главная?

Все ли могут объяснить  - почему?

 

Цель, задачи урока:  нам предстоит найти точные ответы на вопросы:         (слайд)

ЧТО такое корень (должны научиться определять корень в слове),  

ПОЧЕМУ  это главная часть слова (научиться подбирать однокоренные слова),  

КАК пишутся корни родственных слов (потренироваться в правильном написании  корня)

г) - Где найти точный и полный ответ на вопрос  «что такое корень слова»?

В правиле стр. 95 – прочитайте про себя, вслух, разделите правило на 3 части, найдите ответы на 3 вопроса: что, почему, как?

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется
 Ответ наш готов.

- Перефразируйте правило и ответьте на вопрос:  какие слова называются родственными?

- Для чего нужно знать правило? (использовать в практике)

3. Работа по теме урока. Выполнение заданий в группах.        

Учитель: Сегодня  вы будете работать в группах.

- Вспомните правила работы в группе                 (слайд)

- Я надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общую работу, будет внимательно выслушивать других участников группы, не перебивать их, уважительно относиться к их точке зрения.  Каждый участник группы  будет выполнять определённую роль и соответствующие ей обязанности. Эти роли вы должны были распределить между собой заранее. Давайте проверим, кто какую роль в группе будет выполнять.  5 групп по 5 детей.

Роли участников группы:                 (на слайде)

-   руководитель (лидер группы);

-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);

-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);

-   организатор (следит за активностью каждого участника группы);

- контролёр (отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).

А) Задание для группы:  из данных в каждой строчке слов вам нужно будет выбрать только однокоренные слова, доказать, что эти слова являются однокоренными, лишнее – зачеркнуть.  

Карточки с заданиями. Каков алгоритм вашей работы?

(алгоритм нахождения корня в родственных словах: прочитать;  сопоставить смысл;  убрать лишнее слово;  найти общую часть; выделить корень)

№ 1. Рис, рисовая, рисовать.

Желток, железо, жёлтый.

№ 2. Летать, лето, лётчик.

Белила, белка, белый.

№ 3. Столовая, столбик, столб.

Вода, водитель, подводный.

№ 4. Смелый, храбрый, смельчак.

Лень, лентяй, бездельник.

№ 5. Часовщик, часть, час.

Добрый, чуткий, доброта.

Ответы учащихся:

1. Рис, рисовая. Желток, жёлтый. (корень -рис-, -жёлт-)

2. Летать, лётчик. Белила, белый.

3. Столбик, столб. Вода, подводный.

4. Смелый, смельчак. Лень, лентяй.

5. Часовщик, час. Добрый, доброта.

Проверка по группам:  аргументируйте свой ответ словами правила.  

- Проверьте правильность выполнения задания         (слайд)

- Чему мы научились? (отбирать  родств. слова, находить, выделять корень)

Физминутка:

-Встаньте, нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.

-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.

-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.

Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

Б) Учитель:  А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у  всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево.

На корнях дерева записан корень - сад-, - лес-,  -лис-, -мор-, -вод-,

Придумайте несколько однокоренных слов  и запишите их на листочках, выделите в словах корень. Слова в группе не должны повторяться. Оформитель записывает слова на листья. Редактор должен проверить правильность выполнения задания.

Учитель:  А теперь каждая группа  прикрепит своё дерево. У нас вырос сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном

                                                                                              (Е.Измайлов)

Учитель:

- Назовите 2 условия родственных слов (общая часть, близки по смыслу)

- Как написан корень во всех однокоренных словах? Объясните словами правила.

- Чему мы научились в этом задании?

4. Домашнее задание: составить и записать текст,  используя в предложениях  родственные слова одного корня, кому это задание покажется сложным  - упр. 159

5. Первичное закрепление. Самопроверка, контроль знаний.  

- Вспомним тему сегодняшнего урока?

- Нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы: ЧТО, ПОЧЕМУ, КАК?

- Чему научились?

- Кто может рассказать правило?

- Проверим наши знания:

А) Тест   «Однокоренные  слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Корень содержит …                                                         знаю

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

Однокоренными называются слова ...                                        знаю

а)  с похожим значением;

б)  сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в)   с похожим звучанием и общим смыслом.

Какие слова являются родственными?                                        умею

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

Укажи корень данных родственных слов.                                        умею

Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –

б) Рефлексия. Самопроверка.        (слайд)

Фиксация  своего результата в таблице:

Знаю, что заключено в корне слова

   …..

Зная, какие слова называются однокоренными

Умею находить родственные слова

Умею выделять корень

Поставьте себе смайлик.                        (слайд)

6. Подведение итогов урока.          

-Выполнили мы задачи урока?

-Что вызвало затруднения?

- Все ли части слова мы повторили? Над какими темами будем работать на следующих уроках?

Резерв:

Закрепление. Работа с текстом.

Работа с деформированным текстом.

В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.

Разделите текст на предложения.

Запишите  в тетрадь первое предложение и разберите  его по членам предложения. Выпишите однокоренные слова. Поставьте в них ударение.

Проверка на оценку: прочитай, назови основу 1 предложения, назови однокоренные слова

 (кедр, кедровник, кедровые, кедровка). Как называется лес, в котором растут кедры?

(показ кедровой шишки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.

Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися  понятия "родственные слова", умение ...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Урок русского языка, 2 класс. Тема: Состав слова.

Урок русского языка в 2 классе. Тема урока: Состав слова. УМК "Планета знаний"...