Авторская программа "Раз словечко, два словечко..."
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_raz_slovechko._dva_slovechko.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« Раз словечко, два словечко… .»

Учителя начальных классов ОУ СОШ №17

Г. Сызрани. Самарской области

Мосичева Л.А.              

        

                                 

1.Пояснительная записка.

Цель:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
  • обучение нормам языка и их использованию в речи
  • формирование коммуникативной компетенции развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений
  • обучение навыкам культуры речи и речевого общения
  • развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания, чтения
  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности

Задачи:

  • развивать речь учащихся
  • помочь детям осмыслить их речевую практику, дать понятия о том, для чего нужна речь, что такое текст, разновидности текста
  • организовать активную речевую деятельность учеников
  • развивать чувство уместности высказывания, формировать вежливую речь
  • разбудить творческое воображение учащихся

Актуальность, новизна.

     Речь – очень широкая сфера деятельности человека, это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. От того, насколько ученик  овладеет речью в начальной школе,, зависит успешность его дальнейшего обучения. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется  ими, тем лучше он познаёт сложные связи в природе и в обществе. Хорошая речь – залог успешного обучения и развития.  Данная программа по  развитию речи будет решать проблемы развития письменной и устной речи и ей будет заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе.

Обеспеченность программы средствами обучения.

 Тетрадь для творческих работ 1, 2, 3,4 классы

Автор:

Е.Н.Леонович  «В мире языка и речи»

Е.Н.Леонович «Учимся говорить и писать»

Л.Я. Желтовская  «Родная словесность»

М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов»

Обоснование выбора методов, приёмов.

1.Словесные методы.    

2. Наглядные методы.

3. Индуктивные и дедуктивные методы.

4.Репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

5. Метод самостоятельной работы.

Время на изучение.

Программа рассчитана на 4 года (1 – 4 классы)

1 класс – 33 часа, 1 час в неделю.

2 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

3 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

4 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

2.Содержание программы.

Программа каждого класса состоит из трёх разделов.

1. Речь и её значение в жизни

Раскрывать основные функции речи:

  1. Речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми.
  2. Речь является средством передачи и усвоения определённой информации, служит целям познания мира.
  3. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

2. Текст.

1. Научить детей выражать связно свои мысли в

Устной и письменной форме.

      2. Признаки текста: тематическое единство, подчинение основной мысли, целостность текста,( зачин, средняя часть, концовка).

      3.Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

      4. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

      3.Культура общения.

      1.Формировать навыки речевого этикета.

      2. Обогащать речь ребёнка антонимами, синонимами, фразеологическими оборотами.

      3.Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства.

      4. Формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

№ п/п

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Речь и её значение в жизни.

4

5

6

2

2

Текст.

22

24

22

30

3.

Культура общения.

7

5

6

2

Календарно – тематическое планирование уроков.

1 класс

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Наш родной язык.

1

2

Что мы знаем о языке. Звуки и буквы.

1

3

Для чего людям нужна речь. Речь – средство общения.

1

4

Как узнать что-то новое. Речь – средство познания. Слушание, говорение.

1

5

Работа над предложением. Составление предложений из слов.

1

6

Правильная и точная речь. Учимся правильно высказывать свои мысли.

1

7

Составление предложений – ответов на вопросы. Умеем ли мы говорить?

1

8

Восстановление деформированного текста по логически законченным частям с помощью серии картинок

1

9

Говорим и пишем

1

10

Проект «Русские скороговорки»

1

11

Составление устных предложений по наблюдениям

1

12

Культура поведения во время разговора

1

13

Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости» Проект «К нам пришли гости»

1

14

Различные формы приветствия и прощания

1

15

Словарь вежливых слов

1

16

Семь «Я» в одном доме. Проект «Моя семья»

1

17

Загадки. Сочиняем загадки сами.

1

18

Составление предложений из слов

1

19

Деление сплошного текста на предложения.

1

20

Восприятие текста на слух. Рисуем непонятные слова.

1

21

Как составить толковый словарик.

1

22

Составление рассказа по серии картинок

1

23

Устное изложение на основе слухового восприятия.

1

24

Восстановление деформированного текста

1

25

Сотавляем поздравления знакомым и близким. Проект «Поздравительная открытка»

1

26

Что такое рифма?

1

27

Составляем свои рифмовки с заданным набором слов.

1

28

Инсценирование русских народных сказок.

1

29

Как учиться вежливости.

1

30

Составление рассказа по серии картинок.

1

31

Чтение – лучшее учение.

1

32

Помощники речи.

1

33

Слово. Предложение. Речь.

1

2 класс.

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Для чего нужна речь.

1

2

Устная и письменная речь.

1

3

Тембр голоса и темп речи.

1

4

Помощники устного слова: мимика, жесты.

1

5

Деление сплошного текста на предложения.

1

6

Словом можно убить, словом можно спасти.

1

7

Я пришёл в гости.

1

8

Работа с толковым словариком.

1

9

Разговорный и деловой стили речи.

1

10

Ты и твой собеседник.

1

11

Урок – рассуждение «Ежели вы вежливы» Проект «Вежливые слова»

1

12

Что такое текст?

1

13

Тема и основная мысль текста.

1

14

Виды текстов (описание, повествование, рассуждение)

1

15

Умение общаться с друзьями. Мы играем. Проект «Наши любимые игры»

1

16

Построение текста.

1

17

Заголовок и ключевые слова.

1

18

План текста.

1

19

Составление плана текста.

1

20

Что такое пересказ?

1

21

Краткий пересказ.

1

22

Поздравление с праздником или днём рождения устное и письменное.

1

23

Текст - описание.

1

24

Описание животного. Проект «Моё любимое  домашнее животное»

1

25

Для чего нужно сравнение.

1

26

Сравнительное описание внешне похожих предметов.

1

27

План текста изложения.

1

28

Изложение.

1

29

Вежливая речь .Как разговаривать  со старшими или младшими по возрасту.

1

30

Смешилки, дразнилки.

1

31

Практическое занятие. Сочиняем смешилки.

1

32

Откуда вы приходите, слова?

1

33

Значение и смысл слова.

1

34

Урок – обобщение.

1

3 класс.

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Тема текста. Опорные слова. Связь предложений в тексте.

1

2

Что такое диалог и монолог?

1

3

Как вести беседу?

1

4

Культура общения.  Правила поведения в театре.

1

5

Соблюдение речевого этикета в споре и дискуссии.

1

6

Что значит писать и говорить на тему.

1

7

О чём можно узнать их заглавия?

1

8

Для чего нужен план?

1

9

Составление плана изложения. Изложение по составленному плану.

1

10

Что такое сочинение?

1

11

Сочинение по наблюдениям. Проект «Осень в моём городе»

1

12

Составление рассказа по серии картинок.

1

13

Громкость, темп и тон – средства выразительности устной речи.

1

14

Когда и где используется разговорный стиль.

1

15

Книжные стили речи: научный и художественный.

1

16

Практическая работа.

1

17

Практическая работа.

1

18

Изобразительно – выразительные средства языка. Олицетворение.

1

19

Изобразительно – выразительные средства языка.

Метафора. Сравнение.

1

20

Изобразительно – выразительные средства языка.

Эпитет.

1

21

Сочинение загадок. Проект « У бабушки Загадушки»

1

22

Урок-  утренник «У самовара», чаепитие.

1

23

Как описать предмет.

1

24

Текст – рассуждение.

1

25

Клички животных. Хорошо ли давать клички людям?

1

26

Письмо близким людям.

1

27

Расширяйте свой словарь.

1

28

Виды словарей.

1

29

Слова – синонимы.

1

30

Слова – антонимы.

1

31

Знакомство. Как вести себя при знакомстве.

1

32

Вырастешь ты, вырастет и твоё имя. Проект «Моя родословная»

1

33

Этикет и этикетка. Внутренняя культура человека.

1

34

Обобщающий урок.

1

4 класс.

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Жизнь слова. Новые и устаревшие слова.

1

2

Сочинение – описание портрета.

1

3

Что такое риторика?

1

4

Секреты письменной речи.

1

5

Что такое лексика?

1

6

Многозначность слова.

1

7

Сочинение – повествование с элементами описания.

1

8

Просьба. Какой должен быть при этом тон.

1

9

Омонимы.

1

10

Диалектизмы.

1

11

Профессионализмы.

1

12

Жаргонизмы.

1

13

Заимствованные слова.

1

14

Архаизмы и неологизмы.

1

15

Фразеологизмы. Проект .

1

16

Крылатые слова и выражения.

1

17

Умей слушать и слышать.

1

18

Сочинение – рассуждение с использованием фразеологизмов.

1

19

Редактирование сочинения.

1

20

Учимся смотреть и видеть.

1

21

Что такое орфоэпия?

1

22- 24

Благозвучие русского языка. Чтение русских народных сказок, инсценирование их.

3

25

Омографы

1

26

Научный стиль речи.

1

27

Научные слова. Словарные статьи, как пример научного стиля.

1

28

Сочинение по картине.

1

29

Сочинение по опорным словам

1

30- 32

Сочинения по темам

3

33 -34

Уроки повторения и обобщения

2

3.Перечень знаний, умений и навыков.

        К концу 4 класса  учащиеся должны уметь определять тип текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

Определять тип текста( повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

Писать изложение и сочинение( 60-75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление

Список литературы:

1. Учебное пособие «Методическая копилка» для учителей начальных классов. Автор В.П.Шульгина.

2. Н.И.Политова  «Развитие речи учащихся начальных    классов»

3. М.Р.Львов «Методика развития речи младших школьников»

4. М.Н.Мельников «Русский детский фольклор»

5. Л.Д. Мали и др Речевое развитие младших школьников»

6. Воспитание 1, 2, 3 классы. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов педагогических учебных заведений.

7. М.Р. Львов «Словарик антонимов и синонимов»

8. Е.Н.Леонович «Учимся говорить и писать»

                               « В мире языка и звуков»

9. Л.Я.Желтовская и др «Родная словесность»

10. Пособие для учителя «Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раз словечко, два словечко

Внеклассное занятие по выразительному чтению для 1 класса...

Раз словечко,два словечко.

Урок литературного чтения в 1 классе...

Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" (1-4 класс с УУД)

Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" , направленна на углубленное изучение курса русского языка в начальных классах. Содержит теоретические знания, практические упражнения, з...

Авторская программа внеурочной деятельности "Раз словечко, два словечко..."

Программа по развитию речи будет решать проблемы устной и письменной речи и ей будет заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе....

Отчет о проведенной неделе по развитию речи "Раз словечко, два словечко"

С 14 ноября по 19 ноября 2016 года в начальной школе была проведена предметная неделя по развитию речи «Раз словечко, два словечко», целью которой являлось развитие познавательных интересо...

Презентация. Обучающая программа актива детского общественного объединения «Парус» «Раз словечко, два словечко…»

Цель программы: обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей личности, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и практи...