Открытый урок по русскому языку.1 класс."Большая буква в именах,отчествах и фамилиях".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку 1 класс

Тема урока "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс(программа 1-4)

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока:

«Большая буква в именах,отчествах и фамилиях».

Цель урока:

  1. Ознакомление с правилом употребления большой буквы в именах, отчествах и фамилиях.
  2. Развивать умение писать с большой буквы имена, отчества и фамилии.
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своей фамилии.

 Оборудование: рисунки сказочных героев,

                                плакаты с написанными буквами,

                                учебники,

                                 тетради.

Ход урока.

  1. –Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Больших Букв.

Давайте вспомним, когда впервые познакомились с большой буквой,

 что мы о ней знаем.

 - С заглавной буквы, без сомненья

   Начинаем  предложенье.

Минутка чистописания.

Оо   Пп   Лл   Сс   Кк   Ии

Как вас зовут?

-Как вы думаете, кто может вам задать такой вопрос?

  1. –Я задаю вам сегодня этот вопрос. Напишите в тетрадях свое имя.

А теперь давайте  отгадаем какие сказочные герои пришли к нам в гости

               и запишем их имена.

 

В чашечке тюльпана на зеленом  листике  сидела девочка. Она

была маленькая-маленькая, всего в один дюйм.

               Её так и прозвали                   (Дюймовочка)

             

               Девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок,

говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним

солнышком пригрета и нарумянена.

Зовут меня                                  (Снегурочка)

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и

насекомых в сказке К.И.Чуковского?          (Айболит)

Как зовут мальчика – коротышку, который попадал в разные

истории, но имел много друзей и жил в Цветочном городе?

                                                                            (Незнайка)

-С какой буквы написаны эти слова?

(С большой буквы)

-А сейчас давайте послушаем стихотворение

«Заглавная буква» Е.Измайлов.

(Читает заранее подготовленный ученик)

Буква обычная

Выросла вдруг

Выросла выше букв – подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя,

Фамилия

Пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое.

Буква большая – совсем не пустяк,

В букве большой – уважения знак.

-Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим

персонажам, и не нужно долго разгадывать, что они означают.

Все понятно: Снегурочка сделана из снега,

Дюймовочка – за ее маленький рост (2,54 см),

Айболит – за то, что он лечит тех, у кого что- то болит,

Незнайка – за то, что он ничего не знал.

То же мы можем наблюдать и у имен, которые мы носим, но для

этого отправимся дальше.

  1. Ты и твое имя.

Цитирую строки Гомера:

«Между живущих людей безымянным  никто не бывает

Вовсе, в минуту рожденья каждый,

И низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…»

-У каждого из нас есть имя.

Напишите свое имя.

(Дети записывают в тетрадь свое имя.)

-Какое имя ты написал?

-Кто тебя так называет? Это полное или сокращенное имя?

Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть?

-А как твое имя? Это полное или сокращенное имя?

Как вы написали свое имя: с большой или с маленькой буквы?

(Записать свое полное имчя)

-Как вас ласково называют родители?

Запишите ласковые формы своих имен.

-Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение.

Однако нередко слышишь в нашей речи не имена, а «клички»:

Сашка, Юлька, Женька, Лешка, в этих формах звучит пренебрежение к человеку.

  1. Минутка отдыха.

Вова, Вова – карапуз

Съел у бабушке арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается!

-Это, бабушка, не я !

Это кошечка твоя.

  1. Отчество

-Представим себе такую ситуацию:

два человека имеют одинаковые имена и фамилии.

Как еще можно различить их?

(По отчеству)

Слово « отчество» означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца,

т.е. к имени детей добавляется его имя. Отчество всегда дается по полному имени.

Напишите, как вас будут называть, когда вы повзрослеете.

  1. Фамилия.

Каждый человек при рождении получает не только имя, отчество, но и

Фамилию, которую носят члены его семьи.

Раньше фамилии получали по имени отца. Жил Петр, был он сыном Ивана.

Его так и звали – Петр Иванов.

Фамилию получали за отличную работу, по месту жительства.

Фамилия – это история семьи.

Послушайте отрывок из стихотворения «Прадеды».

(Читает подготовленный ученик)

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси?

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину…

С пилой Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражвлся тоже…

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

 Историю России.

-Давайте запишем фамилии, которые вы запомнили в этом стихотворении.

Задумайтесь: а кем был твой прадед на Руси? Спросите у родителей,

что значит ваша фамилия.

  1. Итог урока.

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Чем  запомнился вам урок?

-Что говорит нам большая буква?

-БУКВА БОЛЬШАЯ - СОВСЕМ НЕ ПУСТЯК,
В БУКВЕ БОЛЬШОЙ – УВАЖЕНИЯ ЗНАК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)...

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе « Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: « Имена собственные. Большая буква в именах,отчествах и фамилиях.»...

открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...

Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...

Конспект урока по русскому языку" Употребление большой буквы в именах собственных"

В данном конспекте разработан урок получения новых знаний. Дети узнают, что заглавную букву кроме начала предложения, еще употребляют, когда используют имена собственные....