Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Корольчук Любовь Валентиновна

Большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся. Предлагаемые методы,  формируют орфографическую зоркость в зависимости от индивидуальных особенностей младших школьников, облегчают усвоение материала на уроках русского языка и активизируют творческие способности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов обучения  на уроках русского языка

Корольчук Любовь Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 37 имени Новикова Г.Г.» г. Кемерово  

       Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся. Актуальность данной задачи заключена в том, что личность, способная себя реализовать, востребована в современном обществе, что отмечено в нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику государства.

       Самореализация обучающихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся.

       Процесс обучения по своей природе, прежде всего коммуникативный, поэтому мы создали условия для развития речевых умений обучающихся в орфографической деятельности.

       Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности. В процессе общения происходит не только обмен информацией, но и деятельностью, её результатами, опытом, знаниями, умениями.

       Гуманистическая направленность обучения признаёт общение важнейшим условием и средством развития личности, когда ученик выступает субъектом обучения.

       Мы определяем диалог как вопросно-ответную форму общения, которая включает в себя обмен мнениями, идеями, предположениями. Диалоговая ситуация связана с проблемной. Это побуждает к способу рассуждений, пробуждает стремление к интеллектуальной новизне. В диалоге совершается продуктивная познавательная деятельность. Она требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

       1)  создания проблемной ситуации,

       2)  побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации,

       3)  побуждения к формулированию учебной проблемы,

       4)  принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

       Мы считаем, что создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у младших школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Одновременно предъявляем классу противоречивые факты или сталкиваем разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый  материал. В основе проблемной ситуации может лежать  и противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.

       В основе же проблемных ситуаций с «затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание.

     Мы использовали побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации, представляли отдельные вопросы, которые стимулировали школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Текст побуждения для каждого приёма свой, т. к. проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приёмами.

       При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Мы  не реагировали на них отрицательной оценкой, а побуждали учеников к переформулировке учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе?»  

      Прочитайте слова.

       Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

Чем они похожи? Чем отличаются? Над какой темой будем работать?

       Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, а подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы  с мотивирующим приёмом незначителен.

       Существуют разные методы организации интеллектуальной деятельности. Мы   использовали эвристические разминки, они обеспечивают снятие психологического барьера перед началом умственной работы, активизируют мозг на осмысленное выполнение учебной деятельности, дисциплинируют ум и направляют мысли на продуктивное решение учебных проблем. Например,

       1.   «Угадай слово».

       Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова.       Дети записывают составленные слова.

       Го- ( город, горох, гореть, горизонт)

       И наоборот, можно дать конец слова, а обучающиеся придумывают начало.

       Слова спокойно жили в книжке,

       Но книжку вдруг погрызли мышки.

       От слов начало откусили, из книжки в норку утащили.

        …суда, …рёза, …сква.

     2.  Чайнворд.

       В клетки квадрата, круга, и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

       3.  Шарада.

       Узнай слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красный. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

       4. Познавательные игры.

       Познавательные игры обучают школьников думать, тренируют и развивают их ум [2].  

       а)  Игра «Собери слово».

        пус, ка, та; роз, мо; же, нер; тор, трак;

       б)  Игра «Расшифруй слово».

       Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

       2 10 13 6 20                                  26 16 22 7 18

       (билет)                                             (шофёр)

       33 2 13 16 12 16

       (яблоко)

        в) Игра «Ступеньки».

       В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

       берег

       гореть

       агроном      и т.д.

       г) Игра «Волшебные домики».

       Играют две команды. На доске записаны в два столбика слова с пропущенными буквами:

       лаг.рь                                т.традь

       к.стёр                                с.рень

       р.бята                                св.бода

       Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

        5.   В нашей работе над развитием орфографической зоркости мы использовали методы проблемного обучения. Выбор метода зависит от особенностей орфографического материала, от типов орфограмм; возрастных особенностей младших школьников, их языковой подготовки, от изучаемого материала по курсу русского языка; психологических условий – возможности опоры на зрительный, слуховой, логический, мыслительный фактор.

       При традиционном  введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, деятельность учащихся репродуктивна.

       При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование младшими школьниками вопроса для исследования ими темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, деятельность учащихся творческая.

       Учебная деятельность творческого типа может иметь разный характер: в одних случаях она адекватна творчеству, в других является лишь его имитацией.

       Мы ориентировались на три метода постановки учебной проблемы:

       1)  заостряли противоречие проблемной ситуации и сообщали проблему;

       2) младший школьник сам осознавал противоречие и формулировал проблему;

       3)   побуждали диалогом обучающихся осознать противоречие и сформулировать проблему.  

       В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь открытия знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки         гипотез.

       Важным этапом является принятие совместных решений. Мы способствовали стремлению обучающихся советоваться, открыто ставить вопросы, выражать согласие и несогласие.

       Положительному общению учит начало каждого урока, проводимое как приветствие в парах, группах, кругу и др. В результате  происходит взаимообмен знаниями, опытом. Учащиеся постепенно учатся принимать мнения других, выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных позициях.

       Мы ориентировались на три варианта: а) лично выдвигали или проверяли гипотезу; б) обучающийся сам выдвигал или проверял гипотезу; в) лично побуждали младших школьников выдвигать и проверять гипотезу;

       Проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск     решения  –  понимание материала большинством класса.

       При проблемном монологе учителя, школьники наблюдают за его творческим процессом, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является очень редким случаем. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог,  который стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулирования проблемы, по выдвижению и проверке гипотез.   Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

       Для этой цели мы использовали такие задания:

     1. - Придумайте, как кончилась встреча двух белок с котом?

Горе - охотник.

       Этой осенью в саду было много орехов. Сюда повадились две белочки.

       Однажды в орешнике белки столкнулись с непонятным зверем. Это был кот. Он замяукал, зашипел. Вот-вот бросится на них. Белки растерялись.

       Но потом…(По Л. Савоненковой)

       Анализ творческих работ позволяет наглядно показать необходимость тщательного отбора языковых средств в письменной речи для точной и выразительной передачи мыслей.

       Мы считаем, что предлагаемые интерактивные методы,  формируют орфографическую зоркость в зависимости от индивидуальных особенностей младших школьников, облегчают усвоение материала на уроках русского языка и активизируют творческие способности.

       Таким образом, реорганизация системы профессионального образования в России предполагает как   стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на   оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода.

Список литературы:

  1. Бельдина, Е. В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями  – М., Просвещение, 2003.
  2. Гобова, Е. С. Понимать детей – дело интересное. Психология реабилитация  – М., Аграф, 2001.
  3. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций - Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
  4. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителей - М., Просвещение, 1982.
  5.  Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин  - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
  6. Львов,  М. Р. Общие вопросы методики русского языка – М., Просвещение, 2001.
  7.  Львов,  М. Р. Правописание в начальных классах – М., Просвещение, 2011.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Актуальность темы заключается в том, что информационная компетентность всё больше определяет уровень образования....

«Симфонический оркестр» Урок музыки в 4 классе с использованием интерактивных методов обучения

«Симфонический оркестр» Урок музыки в 4 классе с использованием  интерактивных методов обучения.Тип урока: комбинированный урок.Цель урока: развитие познавательной и коммуникативной деятельн...

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе...

Использование ассоциативного метода на уроках русского языка в обучении детей младшего школьного возраста

В  статье предложены примеры практического использования ассоциативного метода, нацеленных на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка...

«Использование интерактивных методов на уроках английского языка»

Методический семинар для учителей английского языка, работающих в начальных классах....