Урок русского языка во 2 классе на тему: "Большая и маленькая буквы в одинаково звучащих словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сафарханова Ляйля Расулевна

Открытый урок для конкурса "Учитель года 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.58 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx13.56 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx19.18 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx832.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент (3 мин)

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

- Ребята, у нас сегодня необычный урок! Мы пригласили дорогих гостей! Поприветствуйте их (повернулись назад, поздоровались кивком). А сейчас  всё внимание сюда (повернулись), поделитесь, пожалуйста, со мной своей улыбкой (улыбаются)! Как хорошо и тепло стало на душе! Спасибо! Тихонечко садитесь (сели). Теперь подарите свои улыбки друг другу и пожелайте удачи на уроке (хлопки в ладони с соседом по парте).

- Ребята, я вас попрошу поделиться своим настроением и со всем классом. Для этого обратитесь к картинкам с изображением морей. Значение каждой из них можете увидеть на экране:

светло-голубое  море – у меня отличное настроение

темно-синее море – мне грустно

Вывод: 1) как радостно, что все мы в приподнятом настроении начинаем урок;

 2) будем надеяться, что у некоторых ребят к концу урока настроение поднимется;

3) в таком случае, предлагаю не терять время и приступить к уроку, чтобы в усердной работе поднять своё настроение)

- Ребята, обратите внимание на экран (читаю). Как вы понимаете эту китайскую пословицу:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»

(Для того, чтобы была польза от знаний, человеку нужно самому усердно работать,  добывая их, а не сидеть без дела, слушая объяснения других)

- Совершенно верно! Это и станет девизом нашего урока.

  1. Актуализация знаний (3 мин)

- Ребята, прочитайте про себя предложение на экране: На берегу Чёрного моря стояла девочка в чёрном платьишке. (один ученик читает вслух)

-  Скажите, что необычного вы заметили в этом предложении? (в нем есть одинаковые слова)

- В чем их сходство? (они звучат одинаково)

- А в чем же их различие? (они пишутся по - разному: с большой и с маленькой буквы)

- Подумайте, почему эти два слова пишутся по-разному? (в первом случае это название моря, поэтому пишется с заглавной буквы, а во втором – цвет, поэтому с маленькой)

- Ребята, вспомните, какие слова пишутся с большой буквы? (имена собственные)

- А как называются остальные слова, которые пишутся с маленькой буквы? (имена нарицательные)

- Правильно! Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? (над одинаковыми по звучанию словами, в которых пишется либо большая, либо маленькая буквы)

- Сформулируйте тему урока? ( Правописание заглавной и маленькой буквы в словах, имеющих одинаковое звучание)

3. Постановка учебной задачи (2 мин)

- Ребята, по вашему мнению, чего нужно добиться к концу урока? (научиться различать, какие слова пишутся с большой буквы, а какие – с маленькой)

- Ребята, какими будут ваши действия при работе с одинаково звучащими словами,  чтобы понять, большая или маленькая буква пишется в слове? (выводят алгоритм действия):

  • Читаю слово.
  • Размышляю над смыслом слова.
  • Это имя собственное?
  • Да                                                   Нет
  • Пишу с большой буквы               Пишу с маленькой буквы

4. Открытие новых знаний (5 мин)

- Возьмите белую карточку. Вставьте в предложения буквы Р и р, п и П (на выполнение 1 мин):

Под деревом вырос …ыжик (р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П)

У поросёнка пятачок был запачкан молоком  (п)

- (Взаимопроверка по образцу) Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Исправьте ошибки, если они есть.

- Обратитесь к набору цветных ленточек  на своих партах (значение каждого цвета на экране): зеленый – безошибочно выполнил задание;

                             желтый – возникли небольшие сложности;

                             красный – нужна помощь

5. Физминутка (2 мин)

- Ребята, а сейчас предлагаю немного подвигаться (показываю движения, например, Алёнушка и девочка):

* имена собственные – прыжок и хлопок (Снегурочка, Белоснежка, Буратино, Дюймовочка, Россия.

Москва, Казань, Пушкин, Александр, Сергеевич)

* имена нарицательные – приседание (погода, звонок, ученик, карандаш, воробей.

Овощи, человек, ребята, тетрадь, собака)

6. Первичное закрепление (5 мин)

- Ребята, обратитесь к учебнику на странице 108 упражнение 158 (устно).  Что нужно сделать? (один ученик читает вслух)

- По цепочке:

- (Орёл – город, орёл – птица. Тигр – кличка животных, тигр – хищник из семейства кошек. Пушок – кличка животных, река в Якутии, пушок – пух, ворс. Лев – мужское имя, лев – хищник из того же семейства кошачьих, что и тигр. Рыжик – кличка животных, рыжик – съедобный гриб. Клин – город в Московской области, клин – заострённый книзу и расширяющийся кверху кусок дерева или железа, употребляемый для раскалывания чего-либо. Лилия – женское имя, лилия – цветок. Шарик – кличка животного, шарик – резиновый шар на празднике, геометрическая форма. Роза – женское имя, роза – цветок. Мишка – мужское уменьшительно-ласкательное имя, мишка – мягкая игрушка. Земля – планета, земля – почва, суша. Уголёк – кличка животных, уголёк – горючее полезное ископаемое, остатки дров на костре)

Оценивание.

- Ребята, как вы думаете, почему в любом предложении хотя бы одно слово всегда будет написано с большой буквы? (потому что предложение начинается с заглавной буквы)

(если не догадаются – дать предложение на экране: Орёл – птица крупная и хищная)

- ДАТЬ ДОМ.ЗАДАНИЕ: А на дом у вас будет замечательное творческое задание. Обратите внимание на упражнение 161, страница 110. Что предлагает вам учебник? (один ученик читает задание вслух). Есть вопросы по нему?

7. Включение новых знаний в систему знаний и повторение (4 мин)

- Работаем на карточках цветных:

Соедините стрелками:

белый                                                  пушок

кот                                                       Пушок

щенок                                                  снежок

первый                                                Снежок

рыжая                                                 Белка

собака                                                  белка

Оценивание.

8. Самостоятельная работа (3 мин)

- В тетрадях, работа в парах, проверка: проговаривая вслух (выборочно читать полученные предложения)

 Составьте предложения со словами: снежок и Снежок, роза и Роза

Оценивание.

9. Рефлексия (3 мин)

- Ребята, вспомните пожалуйста, какую задачу в начале урока мы перед собой ставили?

- Как вы думаете, нам удалось решить поставленную задачу?

- Ребята, покажите,  насколько вам понятна тема урока:

Оценивание.

(ребятам с зелеными карандашами «5» за урок, с желтыми – «4», остальные еще поработают на следующих уроках и тоже получат хорошие оценки)

- Хочу и я оценить наш сегодняшний урок. Хотите узнать моё мнение? (показываю зеленый). Мне очень понравилось с вами работать! И урок прошел незаметно!

- А сейчас прошу вас вновь обратится к изображению морей. Поделитесь своим настроением!

- На этом наш сегодняшний урок подошел к своему завершению. Вы большие молодцы! Спасибо всем за работу! Отдыхайте.



Предварительный просмотр:

Под деревом вырос …ыжик (Р,р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р,р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П,п)

У поросёнка …ятачок был запачкан молоком (П,п)

Под деревом вырос …ыжик (Р,р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р,р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П,п)

У поросёнка …ятачок был запачкан молоком (П,п)

Под деревом вырос …ыжик (Р,р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р,р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П,п)

У поросёнка …ятачок был запачкан молоком (П,п)

Под деревом вырос …ыжик (Р,р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р,р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П,п)

У поросёнка …ятачок был запачкан молоком (П,п)

Под деревом вырос …ыжик (Р,р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р,р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П,п)

У поросёнка …ятачок был запачкан молоком (П,п)

Под деревом вырос …ыжик (Р,р)

Во дворе громко лает …ыжик (Р,р)

Всем было известно, что …ятачок боится темноты (П,п)

У поросёнка …ятачок был запачкан молоком (П,п)

Соедините стрелками:

белый                                                  пушок

кот                                                       Пушок

щенок                                                  снежок

первый                                                Снежок

рыжая                                                 Белка

собака                                                  белка

Соедините стрелками:

белый                                                  пушок

кот                                                       Пушок

щенок                                                  снежок

первый                                                Снежок

рыжая                                                 Белка

собака                                                  белка

Соедините стрелками:

белый                                                  пушок

кот                                                       Пушок

щенок                                                  снежок

первый                                                Снежок

рыжая                                                 Белка

собака                                                  белка



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Учитель: Сафарханова Ляйля Расулевна

Предмет: Русский язык

Класс: 2В              

Дата: 26.01.16.          

                                                             

Тема занятия: «Правописание заглавной и маленькой буквы в словах, имеющих одинаковое звучание»

Цель урока: научиться правильно писать большую или маленькую буквы в одинаково звучащих словах

Задачи урока:

1) образовательная – выявить алгоритм действий при правописании заглавной или маленькой буквы в словах, типа Орел, орел;

2) развивающая – развить умение использовать ранее изученные знания при работе над новой темой;

3) воспитательная – способствовать воспитанию интереса к русскому языку, товарищеского отношения друг к другу

Образовательные ресурсы: Учебник «Русский язык», Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, дидактический материал к учебнику Л.Ю.Комиссарова, интернет-сайт http://www.n-shkola.ru/Журнал «Начальная школа», http://www.uchportal.ru/ «Учительский портал»

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

личностная

1.Мотивация учебной деятельности

Создание  доброжелательной атмосферы, рабочего настроения

Настрой класса на позитивную активную работу, формирование на уроке УУД

Знакомятся с мудростью китайской пословицы

Дети делятся друг с другом своим настроением, желают удачи

Использование притчи,  как девиза урока

Положительное отношение друг к другу,  к изучению русского языка

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Наводящие вопросы

Пытаются решить задачу известным способом

Слушают учителя

Постановка цели урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Составление алгоритма

3.Проблемное объяснение нового материала

Поиск решения учебной задачи

Организация устного коллективного анализа учебной задачи

Применение правила при выполнении упражнений

Осознанное построение речевых высказываний

Следование алгоритму действия

Дети делятся друг с другом своими успехами: проверяют ошибки соседа, помогают при возникновении ошибок

4. Закрепление

Самостоятельно справиться с предложенными заданиями

Организация учебного взаимодействия учеников, контроль

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций

Проговаривание своей работы вслух

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

5. Итог урока. Рефлексия

Сохранить доброжелательную атмосферу на уроке, получить от детей адекватную оценку своей работы

Похвала успехов и поддержка, ободрение неудач, создание атмосферы доверия, психологической безопасности, одобрения, сотрудничества, здоровьесбережения

Выполняют работу, анализируют, контролируют, оценивают

Анализ своей деятельности за время урока

Осуществление пошагового контроля по результату

Осознание уровня полученных на уроке знаний, удовлетворение за свои успехи

 

Цель урока достигнута. Поставленные задачи выполнены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МОЁ НАСТРОЕНИЕ У МЕНЯ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ МНЕ ГРУСТНО

Слайд 3

Девиз урока

Слайд 4

На берегу Чёрного моря стояла девочка в чёрном платьишке.

Слайд 5

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ: С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ: С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ

Слайд 6

Алгоритм действия Читаю слово Размышляю над смыслом слова Это имя собственное? Да Нет Пишу с большой буквы Пишу с маленькой буквы

Слайд 7

Вставьте вместо пропуска нужную букву Под деревом вырос … ыжик ( Р,р ) Во дворе громко лает … ыжик ( Р,р ) Всем было известно, что … ятачок боится темноты ( П,п ) У поросёнка … ятачок был запачкан молоком ( П,п )

Слайд 8

Вставьте вместо пропуска нужную букву Под деревом вырос рыжик. Во дворе громко лает Рыжик. Всем было известно, что Пятачок боится темноты. У поросёнка пятачок был запачкан молоком.

Слайд 9

Оцените себя Б езошибочно выполнил задание В озникли небольшие сложности Нужна помощь

Слайд 11

Орёл – птица крупная и хищная.

Слайд 12

Соедини стрелками белый пушок кот Пушок щенок снежок первый Снежок рыжая Белка собака белка

Слайд 13

Соедини стрелками

Слайд 14

Составьте предложения со словами Васильков и васильков, роза и Роза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».

Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....