Ещё немного из истории слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Задачи: Пополнять знания учащихся о возникновении слов, совершенствовать умения и навыки по решению  грамматико-орфографических задач

 

 Цели: Развивать интерес к предмету, наблюдательность, навыки анализа, самоконтроля, сотрудничества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Ещё немного из истории слов

Задачи: Пополнять знания учащихся о возникновении слов, совершенствовать умения и навыки по решению  грамматико-орфографических задач

 Цели: Развивать интерес к предмету, наблюдательность, навыки анализа, самоконтроля, сотрудничества

Методы: Объяснительно- иллюстрационный,  побуждающе-репродуктивный,  поисковый.

Оборудование:      Мультимедиапроектор, загадки, карточки со словами, раздаточный материал

Этапы урока

Содержание

I

Организация класса.

-психологический настрой на урок. Добрый день, добрый час!

Очень рада видеть вас,

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели.

Я думаю, что этот урок поможет вам открыть новые тайны русского языка.

II

III

IY

 

Y

YI

Словарный диктант «Ты мне – я тебе»

Сообщение темы, задачи и цели урока.

Работа по теме урока

Работа в группах. Викторина «В царстве природы» Инсценирование диалога бабочек

Физминутка

Карандаш, класс, лопата, машина, мороз, Россия, сапоги, ученик.

Слайды с картинками.

Всех, кто любит родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует присхождение слов. Историей происхождения слов занимается наука- этимология. Значит мы будем на уроке выступать в роли учёных – этимологов.  Не забудем о частях речи, и решение главной нашей задачи-нахождение ошибкоопасных  мест в словах. Сейчас мы с вами всё узнаем о словарных словах.

Выступление ребят.

Этимология словарных слов

Машина

Сапоги

Ученик

Класс

Россия-это слово прозвучит ещё на уроке

Лопата

Мороз

-Данные слова к какой части речи относятся? Подобрать прилагательные к словам (мороз, машина,  ученик, определить род)

- Откуда пошло название птиц?

Горихвостка, мухоловка, вертишейка, камышовка.

Лимонница, крапивница

Слайды насекомых

Есть волшебная точка у нас,

Будем крутить её каждый час.

От простуды помогает,

От инфекции спасает.

От безделья, лени – тоже

ХЭ-ГУ – точка всем поможет.

Стало скучно, не грустите –

ХЭ-ГУ – точку покрутите.

Утром, днем и перед сном

Дружно с точкой мы живем.

    Каждый день по утрам делаем зарядку.

   Очень нравится нам  это делать по порядку:

   Весело шагать, руки поднимать.

   Приседать и вставать

   Прыгать и скакать

YI

Работа с учебником.

Слайд

Работа над  упр.№567  учебник

Как вы понимаете слово столица?

Составление предложения по схеме. Назвать страну, в которой живёшь, столицу. (Вспомнить правила письма при записи предложения).

Столица России –Москва.

Что учёные ещё у вас спрашивают?

(Красная площадь)

YII

YIII

Работа в задачниках.

Объяснительный диктант

Упр.№568

Заголовок к тексту. Столица. История слова.

Стлать-стол-стольный-столица.(с-с)

слайд

Упр.№570

Из истории слов месяц, неделя.

IX

Устная работа

Этимология слова  каникулы

слайд

- Какие ещё вы знаете слова, которые всегда употребляются во множественном числе?(макароны,грабли,ножницы)

- Какими словарями вы можете пользоваться?

X

«Заморочки из бочки»

Показ презентации «Работа с фразеологизмами»

XI

XII

Подведение  итога

- С какой новой тайной русского языка познакомились на уроке?

Д. З. УПР. №570  дописать про неделю

 Выставление оценок

Карандаш, класс, лопата, машина, мороз, пальто, Россия, сапоги, ученик.

Что за комната такая!

Очень светлая , большая.

Парты ровными рядами,

А за партами- мы сами.

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто он? Это - ….

 

Замечательный художник

У окошка побывал

Отгадайте- ка, ребята,

Окна кто разрисовал?

Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги…

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал.

Рядом с дворником всегда я.

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

В любую погоду

Готовы к походу.

Дорога для них – не труд,

Их носят – они идут.

Встану утром спозаранку,

Сразу сяду за баранку..

Я баранку покручу и по свету полечу!

Удивляются соседи:

- Ох-ох- ох! Ах- ах- ах!

На четырёх баранках едет,

Держит пятую в руках.

Это слово уже известно очень давно. Оно пришло к нам из древнего языка и переводится как «собачьи  дни». Почему так – вот объяснения учёных.

Люди хорошо знали созвездие БОЛЬШОЙ ПЁС., а самую яркую звезду называли собакой.  А собака на языке тех людей означала –

« каникула». Летом в самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. В это время в жару люди делали перерыв в занятиях, работе и наступала, я не ошибся именно наступала  каникула. А сейчас у этого слова нет единственного числа, а только множественное. И сейчас у нас не только летние, но весенние, зимние, осенние каникулы.

Слово карандаш пришло из тюркского языка, где «кара» - чёрный, Даш – камень.

Класс- происходит от латинского каларе – звать.

Буквально класс- созванные вместе.

Лопата – старославянское слово, означает широкая как лист, лопа –означало лист.

Машина- француское слово , означает сооружение.

Мороз – древнеславянское слово, мерз – холодный. От него же образовано и слово мёрзнуть.

Сапоги-  учёные предполагают, что данное слово произошло от слова  соп- что значит труба

Ученик- произошло от древнего слова укъ –учение, наука, привыкать, учить.

РОССИЯ-ПРОИЗОШЛО ОТ СЛОВА  РУСЬ – ОБРАЗОВАНО ОТ НАЗВАНИЯ ПЛЕМЕНИ РУСОВ.

Пальто – французское слово, парра верхнее пальто.

Салют – латинское слово означает, будьте здоровы.

Салазки- произошло от слова слазить, спускаться

Заяц- старославянское слово. Исходное значение прыгун.

Завод- образовано от глагола завести, устроить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Немного из истории(о кошке).

Из истории одомашнивания кошки и соотнесение возраста кошки и человека....

Технологическая карта урока по теме "Еще немного из истории слов"

Технологическая карта для урока русский язык. Урок предназначен для учеников 3 класса УМК "Гармония"...

"Из истории слов"

Представленный материал создан совместно с учащимися. Из данного сборника дети узнают интересные истории происхождения различных слов русского языка....

Немного из истории сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность....

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...

"Немного из истории театра при Петре I"

Петр I – один из наиболее выдающихся государственных деятелей не только России, но и мира. Пётр I был серьёзным покровителем театра. При этом российский император требовал, чтобы спектакли шли н...