Урок русского языка в 3 классе. Тема " Изменение глаголов по числам" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Горшкова Татьяна Константиновна

Цели:  Актуализировать умение определять главные члены предложения.

Научить:

— определять число глагола и обосновывать своё мнение;

— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о единственном и множественном числе глаголов;

— рассказывать правило определения числа глагола;

— определять число глагола, используя правило;

— писать текст, дополняя его глаголами;

— писать глаголы, распределяя их по группам соответственно форме числа;

— писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилом;

— использовать речь для регулирования своего действия в рамках учебного диалога.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «число глагола» и использовать его в активном словаре;

— определять число глагола и обосновывать своё мнение;

— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с правилом.

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;

— слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога;

— согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.

•Определять:

— морфологические признаки глагола;

— глаголы единственного и множественного числа;

— член предложения, выраженный глаголом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagolov_po_chislam.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Т.К. Горшкова,

учитель начальных классов,

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.П. Кочнева г. Нерюнгри»

Тема: «Изменение глаголов по числам». 3 «Г» класс.

Тип урока: построения системы знаний.

Цели:  Актуализировать умение определять главные члены предложения.

Научить:

— определять число глагола и обосновывать своё мнение;

— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о единственном и множественном числе глаголов;

— рассказывать правило определения числа глагола;

— определять число глагола, используя правило;

— писать текст, дополняя его глаголами;

— писать глаголы, распределяя их по группам соответственно форме числа;

— писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилом;

— использовать речь для регулирования своего действия в рамках учебного диалога.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «число глагола» и использовать его в активном словаре;

— определять число глагола и обосновывать своё мнение;

— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с правилом.

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;

— слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога;

— согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.

•Определять:

— морфологические признаки глагола;

— глаголы единственного и множественного числа;

— член предложения, выраженный глаголом.

Предметные умения:

•Рассказывать:

— о ед. и мн. числах глагола;

— правило определения числа глагола.

•Определять:

— число глагола, используя правило;

— член предложения, выраженный глаголом.

•Писать:

— текст, дополняя его глаголами;

— глаголы-антонимы;

— глаголы, распределяя их по группам соответственно форме времени;

— текст, вставляя пропущенные орфограммы.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока

1) Организационный момент. Психологическая подготовка.

Презентация. Слайд № 1

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.

-Ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку.

-Наш девиз урока:

 Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать мнение других.

Я желаю сегодня вам успеха.

2) Проверка посадки.

-Руки?-На месте.

-Ноги?-На  месте.

-Локти?-У края.

-Спина?-Прямая.

Я тетрадочку открою

 И наклонно положу.

 Я друзья от вас не скрою:

 Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

3)Пальчиковая гимнастика.

4) Минутка чистописания. Слайд №2

а) - Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.

 лллл оооо гггг аааа лллл гггг

- А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г

- Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи. (ГЛАГОЛ)

-Запишем число и классную работу с комментированием.

5) Актуализация знаний.

-С какими частями речи вы уже знакомы? (Прилагательное, существительное, местоимение, глагол, предлоги) Слайд №3

-Ребята, распределите слова на колонки. В первую перенести имена существительные, во вторую глаголы. (работа на интерактивной доске).

6) Словарная работа.

Слайд №4.

– Звуковой картинный диктант.

Ворона, воробей, медведь, заяц, топор, молоток, лопата, кровать.

– Взаимопроверка соседа по парте на интерактивной доске. Оценка смайликами. Слайд №5

7) Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое глагол?Слайд6

-Ребята, давайте проверим наши знания?

Анимация на интер. доске.

 Задание в парах.

1. Прочитайте слова на карточках. Какая это часть речи?

Плывёт, читают, звенит, играют.

2. Разделите слова на две группы.

3. По какому признаку разделили?(Ед. и мн. число)

-Ребята, вспомните, что обозначают глаголы в ед. числе? На какие вопросы отвечают?

-Ребята, вспомните, что обозначают глаголы во мн. числе? На какие вопросы отвечают?

4. –Как вы думаете, о чём продолжим говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (записать на доске открывается) Слайд6 

-Сегодня мы продолжим работать по теме: «Изменение глаголов по числам».

-Проверим наши знания с нашим вторым учителем интер. доской, всё ли правильно мы проговорили?

Анимация на интер. доске.

8) Реализация построенного проекта. (Один ученик у доски). Слайд № 7 

1) – Посмотрите на картинки и составьте предложения. (Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют.)

2) – Измените предложения, чтобы в них действовал один предмет и запишите их.

 – Что пришлось изменить в предложениях? (Существительные)

 – Что произошло с глаголами? (Они тоже стали  единственного  числа.)

-Что изменилось в словах? (окончание).

-Какой вывод сделаем? (при изменении числа меняется окончание).

9)Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

 Скачем мы на правой ножке,

 И по этой же дорожке

 Скачем мы на левой ножке,

 По тропинке побежим,

 До лужайки добежим.

 На лужайке, на лужайке

 Мы попрыгаем, как зайки.

 Стоп, устали, отдохнем

 И опять пешком пойдем.

10) Задание по рядам на интер. доске.

Подберите глаголы в форме единственного или множественного числа.

11) Работа по учебнику.

Учебник с. 79 упр. 141. Выписать глаголы парами из предложений левого и правого столбиков по образцу.

Образец. Поёт-поют.

Приплывёт-приплывут.

Звенел-звенели.

Сделаем вывод:

Настоящее время глагола показывает, что действие совершено в момент речи(поёт)

Будущее время глагола показывает, что действие будет происходить помсле момента речи(приплывёт).

Прошедшее время глагола показывает, что действие происходило до момента речи (звенел).

12)Физминутка (для глаз).

13)Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, назовите главные члены предложения?

-Какой частью речи является подлежащее, сказуемое?

-Закрепим наши знания.

-Выделите главные члены предложения, определите число глаголов?

14. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд № 12

-Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

ДУМАЕТ                        ШУМЯТ

         БЕЖИТ                          ИГРАЮТ

         ЗЕЛЕНЕЕТ                    ПЛЫВУТ

         ЖИВЁТ                         НАСТУПАЮТ

         СВЕТИТ                         ЖУРЧАТ

Слайд № 13

15. Итог урока.Слайд №15 

1)Как изменяются глаголы?

2)В каком числе употребляются глаголы?

3)Что обозначают глаголы в единственном числе?

4)Что обозначают глаголы во множественном числе?

16) Бланк «Оцени себя».

Справляюсь самостоятельно.

Нужна помощь.

Не спраляюсь.

Я умею находить глаголы в предложении.

Я могу без ошибок определить ед.ч. глагола.

Я могу без ошибок определить мн.ч. глагола.

17. Выставление оценок за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Разделите слова на группы.

Плывёт, читают, звенит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.

Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.

Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:       -    знать особеннос...

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК Школа России

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК Школа России...

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по временам" УМК Школа России

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по временам" УМК Школа России...

Урок русского языка 4 класс.Тема: "Изменение по падежам имен прилагательных".

Урок русского языка 4 класс.Тема: "Изменение по падежам имен прилагательных"....