Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока63 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Автор:

Гладкова Юлия Юрьевна  учитель начальных классов  МОУ «Коршуновская СОШ»

 Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

 Цель: Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

 Задачи:

 Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

 Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

 Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

 Планируемые результаты

 Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

 Метапредметные результаты:

 - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

 - проговаривает последовательность действий на уроке;

 - работает по коллективно составленному плану;

 - фиксирует затруднения в выполнении заданий;

 - оценивает правильность выполнения действий;

 - планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 - высказывает свои предположения;

 - строит краткое устное высказывание по теме;

 - слушает и понимает речь других;

 - ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

 - участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

 Медиапродукт: презентация.

 Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 Дидактические материалы:

 - сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

 - картинки животных,

 - текст загадок,

 - ребусы,

 - толковый словарь С. И. Ожегова,

 - карточки для индивидуальной работы,

 - звук: стук дятла.

 Ход урока

 1. Организационный момент

 Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

 Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

 Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

 Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

 - Руки? – На месте!

 - Ноги? – На месте!

 - Локти? – У края.

 - Спинка? – Прямая.

 2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

 Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

 Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

 Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

 Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

 Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

 Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

 Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

 Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

 Черепаха понимает,

 Что домой не опоздает.

 При луне, как при свече,

 Подползает к букве…

 Дети. Ч

 Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

 Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

 Учитель. Отгадаем вторую загадку.

 Щуке в речке каждый день

 Щёткой зубы чистить лень.

 Позвала к себе леща-

 От леща осталась…

 Дети. Щ (ща).

 Учитель. Что вы знаете о букве щ?

 Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

 Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .

 Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?

 Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

 Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

 Слайд 3 - 4

 На интерактивной доске правописание букв .

 Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

 Чч Ччч

 Щщ Щщщ

 3.Самоопределение к деятельности.

 Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

 Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

 Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

 Слайд 5-6 (Ребусы)

 Какое задание можете предложить?

 Ученик. Разгадать ребусы.

 Учитель. Попробуем их разгадать.

 Ученик. Чашка, щука.

 Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

 Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

 Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

 Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

 Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

 Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

 Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

 Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

 Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

 Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

 ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

 Слайд 7 (картинки животных)

 На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

 Учитель. Кто изображён на картинках?

 Ученик. Животные.

 Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

 Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

 4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

 Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

 Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

 Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

 Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

 На какие группы у вас получилось разбить слова?

 Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

 Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

 Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

 Что общего у всех слов?

 Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

 Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

 Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

 Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

 Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

 5. Физкультминутка.

 Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

 Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

 Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

 Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

 Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

 Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

 Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

 Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

 Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

 Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

 Слайд 8

 На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

 Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

 Ученик. В них спрятались слоги.

 Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

 Ученик. Составить из слогов слова.

 Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

 Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

 Ученик. Это такая трава.

 Ученик. Это кислое растение.

 Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

 Ученик. В толковом словаре.

 Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

 Ученик читает значение слова в словаре.

 Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

 Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

 Ученик. Составить предложение.

 Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

 Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

 Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

 Ученик. Маша сорвала щавель.

 Ученик. Из щавеля сварили щи.

 Ученик. В огороде растёт щавель.

 Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

 Ученик. Мне последнее.

 Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

 Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

 Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

 Что же это за задание?

 Ученик. Найти главные слова в предложении.

 Учитель. Выполните работу самостоятельно.

 Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

 Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

 Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

 Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

 Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

 Дети. Да, конечно.

 6. Физкультминутка для глаз

 Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

 Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

 Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

 Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

 Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

 А как называется такой лес?

 Ученик. Чаща.

 Слайд 11

 Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

 На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

 Кто же этот невидимка?

 Ученик. Дятел.

 Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

 Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

 Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

 Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

 Ученик. Они ищут пищу.

 Учитель. Запишите предложение.

 Какие правила подчеркнём?

 Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

 Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

 Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

 Что понадобится для этой игры?

 Ученик. Веер букв.

 7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

 Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

 Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

 Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

 Слайд 12

 На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

 Задания на карточках.

 Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

 Слова на доске:

 Ч…йка уш… скач…

 уж…н щ…кА тащ…

 дач… рощ… кач…ет

 Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

 Учитель. Это слова действия.

 Учитель. Какое слово «лишнее»?

 Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

 8. Итог урока

 Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

 Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

 Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

 Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

 Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

 Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

 Слайд 13

 ЧА – ЩА пиши с буквой …

 ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

 9. Рефлексия учебной деятельности

 Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

 Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

 Слайд 14

 На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

 Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

 Учитель. Урок окончен.

 ***

 На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

 Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

«________»____________2016 г.

                                                                                                Директор:___________А.В.Глущенко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, 1 класс учитель:Гладкова Ю.Ю.

Слайд 2

Ж Ш Ч' Щ' СОГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ ПАРНЫЙ ГЛУХОЙ ГЛУХОЙ ГЛУХОЙ ПАРНЫЙ НЕПАРНЫЙ НЕПАРНЫЙ МЯГКИЙ МЯГКИЙ ТВЁРДЫЙ

Слайд 5

,, , Ч А ШКА

Слайд 6

Щ , Щ У КА

Слайд 8

ЩА ВЕЛЬ ЧУ НИК ЧАЙ ЛОК КА ЩУ

Слайд 9

Щ А ВЕЛЬ /

Слайд 11

05.05.17

Слайд 12

Ч…йка уш… скач… уж…н щ…ка тащ… дач… рощ… кач…ет

Слайд 13

Ч А – Щ А пиши с буквой … Ч У – Щ У пиши с буквой …

Слайд 14

- всё получилось сегодня - были сомнения - постоянно требовалась помощь

Слайд 15

Галанжина Е. с. Учимся писать буквы Щ, Ч. http://www.slideboom.com /presentations/296841/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B-%D0%A7%2C-%D1%87%2C-%D0%A9%2C-%D1%89 http://photo.sunduk.ru/przima/… чаща http://prikol.bigmir.net/view/… волк http://pesiq.ru/forum/showthre… белка http://horek.net/viewtopic.php - сорока http://www.mybirds.ru/forums/l… галка http://www.trendgifts.ru/goods часы http://fable.ro/forum/18-4814-… рука Используемые ресурсы http://galt-auto.ru/publ/168-1… -щавель http://new2012.comcouponcode.c… - заяц http://xn----btblb4acma9as1h.x… - шкаф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия. Цель. Создание условий для з...

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Заглавные буквы Ц, Щ. Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу"

Форма проведения: урок.Тип урока: комбинированный.Дидактические принципы:    Принцип научности;    Принцип доступности;    Принцип систематичности...

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия....