Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx347.33 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МАОУ гимназия №5

Климова Е.А

ПРИСТАВКИ

Без - (бес-), вз - (вс-,  взо-), воз – (вос-), вы -,  до -,  за -, из – (изо-,  ис-), на -, над- (надо-), не-, недо-, низ-, нис-, о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз-(рос-), с- (со-), су-, у-, через- (чрез-, черес-).  

Развитие навыков морфемного анализа и синтеза.

Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове подметать,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? … подкова.

Я имею два корня, друзья.

Как кольцо, соединительная гласная моя.

Первый корень возьму у ПАПА,

А второй у слова ХОДИТЬ.

Угадайте, что я за слово? …Пароход.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ.

Окончание у слова ЛИСА.

Суффикс у слова КНИЖКА,

Приставку возьму у слова ПРИВЕЗТИ

Что получится? … приманка.

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ.

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ.

СУФФИКСЫ

 - онок (- ёнок), -ик, -ек,- ер,  -ищ,  -ин, -чик, –ик, -к, -ок, -ор, -тель, –онк, -ник, -ниц, -ист, –изм, -арь, -лив, -ическ, -изн, -ость, -от, -ишк, -чанин, -ар, -яр, -ун, ец, -очк, -ечк, -щик, -инк, -ушк, -ив, -ак, -як и т. д.

Весёлые рифмы.

Состав слова.

Вы помните, дети, что мы о корнях

Беседу вели уже с вами на днях,

Когда говорили о них - безударных,

Капризных и скрытных, но,  в общем, не странных.

Помимо корней – может, вам это внове?

Другие есть части различные в слове:

Приставки и суффиксы есть, посмотри,

Да окончание не прогляди!

Скажу по секрету и в виде награды:

Приставки и суффиксы месту так рады!

Приставки – перед корнем,

А суффиксы за корнем.

Ты только не пугайся,

А твёрдо это помни!

Приставок много, всех не счесть,

Но среди них, такие есть,

Что не назвать никак нельзя,

Вполне уверена в том я.

Ведущее их назначенье –

Указывать действиям направленье.

Одно, сознайтесь, дело ЕХАТЬ,

Другое – в гости к вам ПРИехать,

Ещё другое – НЕДОехать

Или потом совсем Уехать.

Приставки ПРИ, и ПРЕ, и ОТ,

ЗА, С, В, ПЕРЕ, ПОД.

Суффикс за корнем, как мы говорили.

(Вы это, ребята, ещё не забыли?)

Но сколько их, сколько?

За счёт взялся Колька,

Он хоть и великий у нас математик,

И множество всяких прочёл он грамматик,

Всех суффиксов так и не смог сосчитать,

Поскольку их все не сумел отыскать.

У суффиксов важное есть назначенье,

Они изменяют в словах их значенье,

Любые суффиксы возьмём,

И место в слове им найдём.

Чик-щик, ник, ак-як, ер, ец…

Слова придумал? Молодец!

Вот мальЧИК-с пальЧИК, вот ямЩИК,

Вот удалЕЦ, вот поставЩИК,

Вот учиТЕЛЬ, школьНИК, учеНИК,

РыбАК, хомЯК, и баловНИК.

ИЩ – суффикс не простой,

Нагрубит он нам с тобой,

Скажет: вымазал ручИЩи!

Так пойди , помой их чище.

Климова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории,  Пасько Татьяны...

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...

Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...