Дательный падеж имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Якобчук Лилия Владимировна

Урок русского языка по теме "Дательный падеж имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Русский язык, 3 класс

Тема. Дательный падеж имён существительных

Цели: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование: таблица «Падежи»,  учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», синквейн, карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания. (У доски работают трое учащихся – проверка разноуровневого домашнего задания)

1) Прочитать текст. Назовите, какие пропущенные буквы в словах вставили.

2) Разобрать слово по составу.

3) Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

2. Каллиграфическая минутка.

- Откройте тетради.

- Запишите число, классная работа.

- Вспомним, как правильно пишется заглавная и строчная буква Зз.

- Запишем её в тетрадь 4 раза. Проверим ваше внимание.

3. Словарная работа.

- Работаем по словарю учебника с. 148. Запишите и запомните написание словарных слов на букву Зз.

- Составим синквейн  со словом земляника.

Что? Земляника

Какая? Сладкая, красная.

Что делает? Растет, радует, цветёт.

Синоним. Ягода.

Предложение. В лесу растёт сладкая земляника.

- Запишем предложение. Найдём главные члены предложения.

4. Игра «Данетка». Проверим правила.

  • Имя существительное это часть речи.
  • Имя существительное изменяется по родам.
  • Имя существительное обозначает действие предмета.
  • Имя существительное имеет 3 числа.
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?
  • Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
  • Имена существительные имеют 7 падежей.
  • Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих м.р. не пишется.
  • Родительный падеж имён существительных отвечает на вопрос кого? чего?
  • Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

Да, да, нет, нет, нет, да, нет, да, да, да.

5. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Определите падеж имён существительных.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже)

- Сформулируйте тему урока.

- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)

III. Постановка учебной задачи

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) 

-  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами ознакомимся с особенностями дательного падежа; будем развивать  умения определять падеж по вопросу и предлогу.

IV. Новый материал

1. Объяснение новых знаний.

Дательный падеж

кому? чему?                                                    к, по

- Запишем словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

-  Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

-  Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

ФИЗМИНУТКА.

- Продолжите и выполните:

Подойдите к чему? (к столу, к доске)

Пройдитесь по чему? (по полу, по скамейке)

Повернитесь к  кому? (к учителю, к другу)

Постучите по чему? (по столу, по руке)

Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)

2. Первичное закрепление (работа в учебнике).

-  Выполним упражнение 83 на странице 46.

-  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

3. Рефлексия. Работа в группах.

- Выбрать капитана (гонца)

- У нас дистанционный диктант.

- ЗАДАНИЕ: списать предложение в именах существительных определить падеж.

Катится колобок по тропинке к лесу.

- Я написала предложение на листиках, но плутовка лиса перепутала все слова. И  вам необходимо из слов составить предложение, а потом определить падеж.

V. Подведение итогов.

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

Выбираем своё высказывание:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что ещё не ясно.

3. Ещё придется потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

ОЦЕНИВАНИЕ.

VI. Домашнее задание с объяснением: стр. 47, упр. 85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Дательный падеж имён существительных.

Данный материал, составленный к уроку русского языка,  направлен на формирование у  учащихся интереса к изучению падежей имён существительных и знаний о дательном падеже, существенных отличи...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Дательный падеж имён существительных. 3 класс

УМК  « Перспективная начальная школа»...

Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс

Конспект  урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...