Конспект урока на тему "Разбор имён прилагательных по составу." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_imyon_prilagatelnyh_po_sostavu._shkola21003klass.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016 г

Тема: Разбор имён прилагательных по составу

 Цели: – Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста.Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа, диалог,

 2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания.

1. Блиц-опрос. 

– В тетрадях рядом с цифрой задания поставьте «+» (если высказывание правильно) или «–» (если оно неверно).

1) Имена прилагательные образуются от основ прилагательных и существительных.

2) Имена прилагательные образуются с помощью окончаний.

3) Прилагательные красный и красноватый – это разные слова.

4) В слове длинный пишется две буквы н, так как корень оканчивается на н и добавляется суффикс -н-.

5) Прилагательное настольный образовалось с помощью суффикса -н-.

6) В прилагательном юный пишется одна буква н.

7) Суффикс прилагательного -оват-, -еват- является ласкательным.

Сверка с ответами на доске (слайде): + – + + – + –

Повторное чтение вопросов с объяснениями учеников.

2. – Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная буква согласного на стыке корня и суффикса.

Проверка разбора слов по составу на доске (3 ученика: слова с суффиксами -н-, -оват-, -еньк-.)

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

10мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

– Мы наблюдали, как образуются имена прилагательные, а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу.

– Что это значит – разобрать по составу? (Выделить все части в слове.)

– Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? (Часть речи и порядок разбора.)

– Вспомните порядок разбора слова по составу (например, имени существительного). В каком направлении мы идём? (От конца слова – окончания, суффикса и/или приставки к корню.)

– Проверьте себя.

На слайде (доске) памятка разбора по составу (он дан в части 1 на с. 159).

Методическая рекомендация: напоминаем, что для правильного разбора по составу нужно опираться на словообразовательный анализ: устанавливать через объяснение, какая это часть речи, от какого слова шло образование, устанавливаем путём сопоставления двух основ, с помощью чего образовалось данное слово. Эти части сразу выделяем, а лишь затем обозначаем корень и подбираем однокоренные слова.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Формулируют тему и цели урока.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа,  диалог, упражнение.

15 мин

Работа в учебнике.

1. Упр. 340 – развивается умение разбирать прилагательные по составу, правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять удвоенные написания букв.

Алгоритм выполнения:

а) Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

б) Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

в) Устный подбор подходящего существительного.

г) Запись прилагательного и разбор его по составу.

(Коричневат ый.)

2. Упр. 341 – развивается умение находить антонимы в тексте, анализировать их структуру (разбирать по составу с опорой на образование).

Ученики выписывают однокоренные слова, находят среди них антонимы, разбирают по составу. Взаимопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Упр. 342 – развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов.

– Назовите сложное слово. Как оно образовано?

4. Задание № 7, тема 9 в рабочей тетради.

– Что объединяет все слова в задании № 7? (Они однокоренные.)

– Почему слово честь лишнее? (Существительное.)

– Назовите антонимы.

Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре

Физ. мин.

2мин

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

13мин

1. Наблюдение над сложными прилагательными.

– Прочитайте сочетания слов. (Они записаны на доске.)

Белые ромашки, ярко-жёлтые лимоны, тёплый вечер, светло-голубой колокольчик.

– Есть ли среди прилагательных сложные слова?

– Чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов?

– Что общего в значении этой группы сложных прилагательных?

– Послушайте сказку про цветные прилагательные.

Живёт среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче. Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается.

(По О.Л. Соболевой)

2. Запись на доске под диктовку.

Тёмно-синее море выбросило на горячий ярко-жёлтый песок красивую бледно-розовую раковину.

– Подчеркните волнистой линией все прилагательные. Назовите сложные прилагательные. Как вы их написали? Что нужно запомнить?

– Проверьте, как вы усвоили разбор слова по составу.

– Выполните задание № 8, тема 9 в рабочей тетради.

Работают с учебниками, выполняют упражнение,

отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, слушают друг друга.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Итог урока

Методы: словесный,

Приемы: беседа,

2 мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание.

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

1мин

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания.

Домашнее задание

Упр. 3, 7, с. 101–102. «Это ты знаешь и умеешь».

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-игры по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных»

Данный урок учитель может провести при закреплении знаний учащихся по теме: «Склонение имён прилагательных». Он поможет учителю  обогатить словарный запас учеников, проверить знания детей по изуч...

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" (3 класс)

Презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" 3 класс, посвящённому ко дню космонавтики...

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 4 класс. Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».К уроку прил...