Фразеологизмы и этимология слов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Учитель: Савельева М.П.

Внеклассное занятие по русскому языку в 4Б классе

Тема: «Ты наш друг, русский язык!»

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для знакомства  с понятиями «этимология» и «фразеология»,  как о науках происхождения слова  и о значении устойчивых выражений; способствовать формированию умений  использования  этимологии слов  и фразеологических единиц в устной и письменной речи учащихся; обогащение словарного запаса

Оборудование: презентация,  карточка с заданиями, красные и синие смайлы.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомятся с понятиями «Этимология» и «Фразеология»;

Научатся использовать   этимологию  слов  и фразеологических единиц в устной и письменной речи

 

Метапредметные:

Познавательные: Учатся отвечать на вопросы полным предложением; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: определяют и формулируют  цель деятельности на занятии.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.

 

 

Личностные:

Применяют правила делового сотрудничества;

Сравнивают разные точки мнения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастники деятельности)

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Здравствуйте, давайте ребята улыбнемся друг другу и отправимся в путешествие по просторам русского языка.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья

В нём

воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу — выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше…

Константин Бальмонт

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи. 
Н.В.Гоголь

Ребята, прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?

 

 

 

Читает подготовленный учащийся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык очень красивый и богатый и нужно сохранять название вещей, чтобы наш язык был еще богаче

2. Актуализация знаний

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе?

Откуда в язык к нам пришли устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла?

А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы?

Верно. Если не знаешь имен, пропадет и знание вещей. Эта мудрость пережила века. По словам Паустовского, если вы попробовали слово на вкус, на ощупь и на запах, вы никогда не употребите его некстати.

«Хромое слово - хромая речь» как вы понимаете эту пословицу?

Как добиться того, чтобы речь была красива?

 

 

-Ребята, как вы думаете, чему будем учиться на этом занятии?

 

Верно, а самое главное надо прислушаться к слову, заглянуть в его тайну.

И помогут нам в этом две волшебницы, владеющие несметными богатствами и сокровищами  этимология и фразеология.

 

 

 

Отвечают на вопросы. Да, задумывались.

 

 

 

 

Нужно. Если не знаешь имен, пропадет и знание вещей.

Неверно употребленное слово превращает речь в беспорядок.

Для того  чтобы речь была красивой нужно много читать, не употреблять нецензурные слова.

Будем выяснять  почему все вокруг называется так, а не иначе; Будем пополнять свой словарный запас.

 

 

3. Открытие нового знания, способа действия.

Этимология  (от др.гр ἔτυμον «истина», основное значение слова) -  наука, изучающая состав слов.

Фразеология  (от гр. φράσις — «выражение») -  наука, изучающая устойчивые речевые обороты и выражения. Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос, т. е. это устойчивые сочетания слов, в котором одно слово нельзя заменить другим.

 

Читают определения «Этимология», «Фразеология».

4. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Организует беседу. Уточняет и расширяет знание обучающихся  по теме урока.

Отправляемся в гости к природе.

Это удивительное царство, в котором мы живем. Мы должны уважать его интересы, жить в мире с ним, а главное – стараться узнать о нем как можно больше…

Посмотрите на эту птицу. Вы узнаете ее?

ПАВЛИН

Первое место по красоте занимает павлин. Это название родственно слову павильон, которое во французском языке обозначает «шатер, палатка». Почему же его так назвали?

Правильно. Распущенный павлиний хвост, действительно напоминает шатер.

КЛЕСТ

Вслушайтесь в это слово. Как вы думаете, почему она так называется?

Внешность птицы послужила основанием для ее названия. Слово произошло от старинного русского слова клестить,

Что значит «сжимать, сдавливать, стискивать».

Обратите внимания на клюв.

Он у нее крест-накрест. Он как – будто сжат.

МЕДВЕДЬ

Греческое и латинское название медведя – арктос и урсус –прижилось в языках многих народов. Почему же люди переименовали его?

Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древние люди считали, что имя любого существа связано с ним какой-то таинственной нитью. И они решили страшное имя «арктос»  заменить на «медведь». В надежде, что оно поменяет зверя. Но это не помогло. Даже в наши дни некоторые охотники, идя на охоту,  не произносят слова медведь. Говорят просто зверь.

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Распущенный павлиний хвост, действительно напоминает шатер.

 

 

 

Клюв у клеста крест-накрест.

 

 

 

 

 

 

Потому что медведь был самым грозным противником человека.

 

5. Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

 

 

 

2 блок занятия.

 

 

Ребята, а теперь вы поработаете в группах. У каждого будет свой представитель растительного  мира. Подумайте и напишите на листах, почему его так назвали. Вам дается 1 минута, команда обсуждает  и выбирает 1 участника, который озвучит ответ.

Подснежник

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Почему у самого первого цветка такое название – подснежник? Вот что пишет о подснежнике Иван Сергеевич Соколов-Микитов: «Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники...» Вот почему так назван цветок – он появляется как бы из-под снега.

Подорожник.

Весь в пыли (хоть сил немного),

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

Как только выйдешь за порог и отправишься по дороге, сразу заметишь подорожник. Он разросся вдоль всей дороги. Свернули на тропинку – и на ней подорожник. За то, что он всегда растёт около дорог, подорожник и получил своё название.

Подсолнечник (подсолнух).

Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина подсолнечника – Южная Америка. Коренные жители Америки – индейцы – давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок солнца, сын солнца (похожий на солнце). Испанцы, итальянцы, французы называют его повёрнутый к солнцу. И у нас, русских, он считается другом солнца, потому и называем мы его подсолнечник (подсолнух).

Все группы поработали активно, высказали свое мнение.  Молодцы, ребята!

 

А теперь немножко отдохнем, выполним физ. минутку.  Попробуйте написать  глазами   данную для вашей команды символ.

 

 

Организует работу по 2 блоку, обеспечивает контроль за выполнением задания.

 

 

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Следующий наш блок называется фразеология.


Русский язык богат фразеологическими оборотами. Одни из них возникли на основе наблюдений, другие связаны с мифологией, третьи вышли из песен, сказок, загадок… Но все они украшают нашу речь. Итак, отправляемся за меткими словами и выражениями. Посмотрите на доску и назовите фразеологизм. Как вы его понимаете?

Курам на смех – плохо выполненная работа.

С незапамятных времен, курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хоть имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром так много выражений связано именно с этой птицей.

- Какие еще фразеологизмы, связанные с этой птицей вы знаете?

 

 

 

 

Организует работу в группах по карточкам.

Выполняют  задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

 

1 команда – подснежник

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда - подорожник

 

 

 

 

 

 

 

 

3 команда - подсолнечник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 команда – 0

2 команда – @

3 команда - ∞

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

 

 

 

 

Объясняют содержание фразеологизма.

 

 

 

 

«Куриная память» (о забывчивом человеке), «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке), «мокрая курица» (о человеке, имею­щем жалкий вид).

6. Индивидуальная работа.

Организует самостоятельную работу учащихся.

Сейчас вы каждый  поработаете  самостоятельно

Вам необходимо закончить фразеологизм (мимикой, движениями, 1,5 мин); 

 

Голоден как (волк). Нем как рыба.

Хитёр как (лиса). Грязный как (свинья).

Труслив как (заяц). Упрям как (осёл).

Здоров как (бык). Болтлива как (сорока).

Изворотлив как (уж). Колючий как (ёж).

Надут как (индюк).

Озвучивают свои ответы по цепочке.

 

7. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали на занятии?

Какие задания понравились больше всего?

Что вызвало затруднение?

Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой берут красные кружки, а синие берут те, у кого некоторые вопросы вызвали затруднения.

 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Краткий фразеологический словарь русского языка – Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский, 1992 г.

2. Этимологический словарь русского языка том 1,  2 выпуск 7, под редакцией Н.М. Шанского, издательство Московского Университета, 1973, 1980 г.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья В нём воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу — выше, выше. Берёзовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше… Константин Бальмонт

Слайд 2

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи. Н.В.Гоголь

Слайд 3

«Хромое слово - хромая речь» Как добиться того, чтобы речь была красива?

Слайд 4

1 .Этимология (от др.-греч. ἔτυμον «истина», основное значение слова) - наука, изучающая состав слов. 2. Фразеология (от греч. φράσις — «выражение») - наука, изучающая устойчивые речевые обороты и выражения. Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами . Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос , т. е. это устойчивые сочетания слов, в котором одно слово нельзя заменить другим.

Слайд 5

Отправляемся в гости к природе

Слайд 7

Медведь

Слайд 8

Подснежник У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой.

Слайд 9

Подорожник Весь в пыли (хоть сил немного), У дороги он торчит. У него согнулись ноги, Неприметен он на вид.

Слайд 10

Подсолнухи

Слайд 11

Физ. минутка 1 команда – 0 2 команда – @ 3 команда - ∞

Слайд 12

Фразеология Курам на смех

Слайд 13

Закончите фразеологизм мимикой и движениями: 1. Голоден как (волк). 2. Нем как (рыба). 3. Хитёр как (лиса). 4. Грязный как (свинья). 5. Труслив как (заяц). 6. Упрям как (осёл). 7. Здоров как (бык). 8. Болтлива как (сорока). 9. Изворотлив как (уж). 10 Колючий как (ёж). 11. Надут как (индюк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал на тему "Этимология слов"

Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы....

Словарная работа на основе этимологии слов

Знакомство с этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе - один из приёмов изучения словарных слов....

Этимология слов

Материал текстов,  в которых говорится о происхождении 58 слов, часто встречающихся в нашей речи....

Презентация "Этимология слов"

Презентация к внеурочному занятию по русскому языку. Ученики узнают о происхождении слов - школьных принадлежностей:портфель, тетрадь, карандаш......

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ ...

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

"Этимология слова"

Методическая разработка...