Урок по русскому языку по теме "Родственные слова. Закрепление."4 коррекционный класс (8 вида)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Журина Людмила Васильевна

 Задачи урока:                                                                                                        

     Образовательная:

   - создать условия для развития умения распознавать родственные слова по двум их признакам; формировать умения различать родственные слова среди других слов, учить писать одинаково корень.                                                                                                                 

    Коррекционно-развивающая:

– создать условия для развития и коррекции внимания, мышления;

- формировать (развивать) словесно – логическое мышление (умения видеть и устанавливать логические связи);                                                                                  

- умения работать по словесной и письменной инструкции;                                                

  - умения планировать деятельность.                                                                       

Воспитательная:

- создать психологический благоприятный климат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_moy_4_kl.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

 «Барнаульская  общеобразовательная  школа-интернат №6»

План-конспект урока

Русский язык

4 коррекционный класс (8 вида)

«Русский язык», А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.

Разработчик урока:  Л.В. Журина, учитель начальных классов.

Барнаул 2016

Тип урока – комбинированный.

Тема урока: Родственные слова. Закрепление.

 Задачи урока:                                                                                                                    Образовательная:   - создать условия для развития умения распознавать родственные слова по двум их признакам;                                                                                                                                  - формировать умения различать родственные слова среди других слов, учить писать одинаково корень.                                                                                               Коррекционно-развивающая:  – создать условия для развития и коррекции внимания, мышления;                                                                                                                                          - формировать (развивать) словесно – логическое мышление (умения видеть и устанавливать логические связи);                                                                                                  - умения работать по словесной и письменной инструкции;                                                         - умения планировать деятельность.                                                                        Воспитательная: - создать психологический благоприятный климат.

Оборудование урока: план урока в виде значков, деревце, картинки птиц, картинки домики, карточки, сигнальные карточки, листья трёх цветов, тренажёр Базарного В.Ф., мешочки с фасолью.  

 

1. Организационно-подготовительный этап

Психологический настрой. Покажите глазками, что мы можем начать урок.

Прозвенел звонок,                                                                                                              Начинается урок.                                                                                      Наши ушки на макушке,                                                                               Глазки широко открыты,                                                                           Слушаем, запоминаем,                                                                                  Ни минутки не теряем.

Я надеюсь, что вы сегодня на уроке будете правильно отвечать, грамотно писать, думать, соображать, то есть творить «Добрые дела»

Какое сейчас время года?  (весна)

Отгадайте загадку.                 Ручейки бегут быстрее,                                                                                     Светит солнышко теплее.                                                                                  Воробей погоде рад,                                                                                  Заглянул к нам месяц (март). —  Это 1 месяц весны.

Итак, откроем тетради, запишем число. Какое сегодня число? (сегодня 22 марта, день недели вторник).

2.Основной этап

Работать мы будем как обычно по нашему плану. Итак, с чего начнём урок?                         (с минутки чистописания).

 Сначала подготовим пальчики рук к работе.  (Физминутка для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук – мешочки с фасолью).

 Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто, перебирая пальцами фасоль. В это время приговариваем:                                                 «Месим, месим тесто,                                                                                  Есть в печи место.                                                                                          Будут-будут из печи                                                                          Булочки и калачи».

Я вам загадаю две загадки, отгадав их, вы узнаете, над написанием каких букв мы сегодня поработаем.

- Я нашёл сучок в лесу, он похож на букву - (у).

- Обруч, мяч и колесо, вам напомнят букву – (о).                                                     – Какой звук обозначают эти буквы? (гласный)

Пропишите строчку этих букв.  (Показ на доске).

                 Подчеркните те соединения, которые вы считаете, у вас получились правильные и красивые.

                 Покажи зелёный сигнал те, кто своей работой доволен, так как считает, что большинство букв и их соединений правильны.  Молодцы!

Продолжаем творить «Добрые дела» (словарная работа).

       В начале урока я вам загадала загадку про месяц март. Вспомните -  кто погоде рад? (воробей)

- Прочитай, какие словарные слова записаны на доске? (воробей, ворона, сорока)                – Что общего в написании этих слов? (оро)

Запомни, напиши по памяти.

                 Сравни написание слов в своей тетради с записью на доске.

                 Покажи, зелёный сигнал у кого все слова написаны правильно.

Следующее «Доброе дело» (тема и цель урока).

Тема урока будет понятна из задания, которое мы с вами сейчас выполним.

   С наступлением весны просыпаются все жители леса. Давайте заглянём в лесную школу.

На лесной полянке

Собрался лесной народ

Все водили хоровод.

Перепуталась родня,

Не поймут, где, чья семья.

Долго велся разговор,

Разгорелся даже спор!

Тут сова на ветку села,

Всем молчать она велела

И сказала: «Я, друзья,

Расскажу, где, чья семья»

Ёж, ежонок и ежиха.

Слон, слонёнок и слониха.

Тигр, тигрята и тигрица.

Вот так умница сова

Не ошиблась голова.  (На доске записаны все слова – семьи)

- Какие семьи собрались на лесной полянке? Перечислите членов каждой семьи.                  – Назови одним словом, кем они являются друг другу?                                                                                                                                                    (Ёж, ежонок и ежиха) – родственники.                                                                                                                                       (Слон, слонёнок и слониха) - родственники.

                                                                       (Тигр, тигрята и тигрица) - родственники.

- Рассели каждую группу слов по домикам.

1 домик                                2домик                                         3домик

ёж (ш)                                   слон (о)                                           тигр (и)

ежонок (ж)                           слонёнок  (а)                                   тигрята (и)

ежиха (ж)                              слониха   (а)                                    тигрица (и)

- Как называются слова каждой группы?  (Родственными)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

 (Родственные слова.)

Итак, цель урока?

 (Учусь распознавать родственные слова)

- Какие слова называются родственными?

Родственные слова (назови признаки)

Имеют общую часть.                      Близки по смыслу.

                                             Корень

                                  (пишется одинаково)

- Слова каждой группы животных близки по смыслу?  (Да)

- Есть ли у них общая часть? (Да)

- Выделите общую часть каждой группы.

Итак, слова каждой группы являются родственными.

Какое следующее «Доброе дело» будем делать?  (работа по учебнику) – с. 168, 170,174.

Я предлагаю сначала провести физминутку для улучшения мозгового кровообращения, для глаз.

Темп медленный: (сидя на стуле) голову наклонить назад, голову наклонить вперед, голову наклонить вправо, голову наклонить влево, махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, махом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть направо.

Физминутка для  глаз (тренажёр над доской)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i.jpeg

- Что будем делать по учебнику? (работать с правилом). С.168,170.

Прочитай правило и подчеркни, по каким признакам мы узнаём, что слова являются родственными.

- Прочитай, что подчеркнули?  (близки по смыслу, общая часть - корень).

   Сравни свои выводы с правилом в учебнике.

С.174      Прочитай правило и подчеркни, как пишется корень в родственных словах.

-  Прочитай, что подчеркнули?  (пишется одинаково).                                                                Сравни свои выводы с правилом в учебнике.  (Добавляем на доске - пишется одинаково).

Итак, вернёмся к нашим героям.

-  Произнеси слова 1 группы, определи, какой согласный звук слышим в корне слова. (Обозначают букву звуком).

-  Произнеси слова 2 группы, определи, какой гласный  звук слышим в корне слова. (Обозначают букву звуком).

-  Произнеси слова 3группы, определи, какой гласный  звук слышим в корне слова. (Обозначают букву звуком).

Итак, корень в родственных словах произносится по-разному, а пишется одинаково.

Следующее «Доброе дело» (работа по учебнику и в тетради).

Я предлагаю сначала провести физминутку на внимание.

Стоя: 1. рука правая на поясе, 2. рука левая на поясе, 3. руку правую на плечо правое,        4. руку левую на плечо левое, 5. руку правую вверх, 6. руку левую вверх, 7. руку правую на пояс, 8. руку левую на пояс, 9. руку правую опустить, 10.руку левую опустить.       (Темп ускоряется).

Предлагаю выполнить упражнение 12 стр. 173

Прочитай задание.

- Кто прочитает вслух?

- Что будем делать? (В каждой строчке найду родственные слова).

- Что будем делать дальше? (Записывать родственные слова и выделять корень).

Кто понял задание и может самостоятельно выполнить,  положи сигнальную карточку зелёным цветом вверх, у кого остались вопросы положи сигнальную карточку красным цветом вверх.  

Выполняем.

 (2 ученика выполняют упражнение по учебнику самостоятельно.2 ученика выполняют упражнение (частично), объясняет учителю, как понял задание и выполняет самостоятельно . 1 ученик выполняет упражнение (частично) – напечатано крупным шрифтом, читает слова, объясняет и пишет с учителем методом «рука в руке»).

Проверь себя. Сравни свою работу с образцом, исправь ошибки.

(образец раздаю каждому ученику) 

              Покажи, зелёный сигнал те, кто выполнил работу без ошибок.

- Чему учились, работая по учебнику?        

                                                                             (Распознавать родственные слова).

3. Заключительный этап

Итак, следующее «Доброе дело» (домашнее задание)

Упражнение – карточка каждому ученику.

Всем   

   – Буквы « спорят» в словах. Разреши их спор. Объясни свой выбор. Выдели корень.

Соль – с(о,а)лить, небо – н(е,и)беса, обе(д,т) – обедать, сне(г,к) – снеговик

- Прочитай задание.

- Что надо сделать? (Определить какую букву надо написать в корне слова, записать  в тетрадь и выделить корень в родственных словах).

2 ученикам (дополнительно)

  -  В каждой строчке найди родственные слова. Выпиши родственные слова.    

 Хлеб, хлебница, батон.

 Вода, водолаз, водитель.

 - Прочитай задание.

- Что надо сделать? ((В каждой строчке найду родственные слова и запишу в тетрадь).

Итак, какую цель ставили на уроке? (Учусь распознавать родственные слова)

Сейчас каждый из вас подведёт итог урока для себя.

У вас у каждого на парте есть листики: красный, жёлтый, зелёный.

Выбери и приклей листик на деревце зелёного цвета, если мне на уроке было легко, и я усвоил новый материал; листик жёлтого цвета, если большая часть изученного материала была понятна, но всё- таки остались ещё какие – то вопросы, возникла какая – то трудность; листик красного цвета, если мне на уроке было трудно, и я не понял изученного материала, мне нужна дополнительная помощь.

Выставлены всем оценки за работу на уроке.

Урок окончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в начальной школе. В ней раскрывается смысл выражения "родственные слова", по каким признакам слова считаются родственными, наглядно показыв...

Урок русского языка по теме "Родственные слова"

Конспект урока русского языка по программе "Школа 21 века".  На уроке используются знания детей их жизненный опыт....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"

Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")...

Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова" с использованием ТРКМ....

Урок русского языка по теме "Состав слова. закрепление" 2 класс УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме "Состав слова.  закрепление"  2 класс УМК "Школа России"...