Учебно-методический комплект по русскому языку "Имя собственное и нарицательное", 2 класс, Перспектива
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока+ презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные».

Тип урока: урок-закрепление.

Цель деятельности учителя: научить определять имена собственные и нарицательные и научить отличать их друг от друга.

Планируемые результаты:

личностные

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях;

- формировать интерес к истории личных имён, топонимов.

метапредметные

- развивать речь учащихся при работе с текстом, при составлении рассказов-описаний, при образовании имён и фамилий по заданному образцу;

- развивать мышление при сопоставлении омонимичных имён собственных и нарицательных.

предметные

- формировать представление об основном назначении имён собственных как названий единичных предметов;

- знать значение терминов имена собственные и имена нарицательные;

- понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных;

- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Оборудование урока:

- русский язык 2 класс: система уроков по учебнику Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.;

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык / рабочая тетрадь 2 класс;

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие по урочным разработкам 2 класс (с. 249);

- презентация, карточки с наглядность.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

 Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

≈ 3

- Ребята, здравствуйте! Давайте с вами знакомиться. Меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Девиз нашего урока: «Кто хочет, тот добьётся». Давайте прочитаем его хором. Это поговорка приведёт нас к новым знаниям и умениям, главное – придерживаться нашего девиза.

Слушать, приветствовать, смотреть презентацию.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: словарн. работа.;

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

- Ребята, откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 23 января. А начнём мы наш урок со словарной работы. - Я буду диктовать слова, а вы их записывайте: (аллея, группа, перрон, ванна, Анна, жужжать, рассада). - Подчеркните орфограммы. – А теперь посмотрите на доску, и сравните, всё ли вы сделали правильно? (слайд со словами и выделенными орфогр.) – Что объединяет все эти слова? (удвоенная согл.) - А теперь найдите лишнее слово (Анна – т.к. имя собственное). Мы нашли лишнее слово, тогда давайте определим цель нашего урока: научиться видеть и отличать имена собственные и нарицательные. Над эти мы будем работать в течение урока.

Записать дату, провести словарн. работу, ответить на вопросы, определить цель урока.

К: формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

3.

Решение частных задач

Практич.: работа с карточками;

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником - письменное упр.;

Словес.: ответы на вопросы.

Взаимопроверка.

Практич.: письмен. упр.;

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.: физминутка.

Практич.: работа в группах с письм. упр.;

Словес.: ответы на вопросы, фронт. проверка.

Практич.: работа с упражнением в раб.тетради;

Словес.: чтение скороговорки, устные ответы.

Самопроверка

≈ 25

- Ребята, вы знаете, когда я готовилась к вашему уроку, злой волшебник заколдовал слова, перепутал буквы. Давайте расколдуем эти слова? Сейчас я раздам вам карточки с заколдованными словами. Посоветуйтесь с соседом и исправьте ошибки. (карт: животные, кошка, собака, конь, мурка, пушок, бобик).

- Кто расколдовал слова? - Выходите к доске и объясните свой выбор. – Какие слова вы расколдовали? (им. собств.) – Что перепутал волшебник? (им. собств. писать с заглав. буквы). – Перечислите, в каких словах были ошибки? – У кого не так? Докажи. – Кто прав из ребят? Почему?

- Ребята, откройте учебники на странице 16 и прочитайте задание к упражнению №17. Почему выделенные слова написаны со строчной буквы? (им. нарицат.) – Как можно сказать о девочке? (девочка, ученица, школьница, второклассница, дочь, внучка)     – Как пишутся эти слова? Почему? – Запишите слова в тетрадь через запятую, в конце поставьте точку.

- Ребята, обратите внимание, что это тоже имена, но имена нарицательные. Теперь проведём взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте на полях «!» - если вы считаете, что всё выполнено правильно, и «?» - если выполнено, но с ошибками. - А теперь поднимите руки те, у кого на полях «!». Спасибо. – Поднимите руки, у кого на полях «?». Спасибо.

- Ребята, пока вы работали с упражнением, в гости к нам прилетел совёнок, он хочет с вами поиграть и проверить, различаете ли вы имена собственные и нарицательные. Но сначала нужно вспомнить, какие же слова мы называем собственные (особое имя предмета), а какие нарицательные (слова, общие для целой группы похожих предметов). Давайте вместе с совёнком выполним упражнение №18 на стр. 16.

- «…», прочитай, пожалуйста, задание к упражнению.

– Что нужно сделать? Прочитаем слова. – На какие 2 группы нужно их разделить? (собств. и нариц. им.)          – Девочки, выпишите в тетради только имена собственные. – Мальчики, выпишите в тетрадь только имена нарицательные. Двоих я приглашаю работать у доски. Один из вас (д) напишет только имена собственные, а другой (м) только нарицательные. – Напоминаю, что слова в столбик пишутся без запятой. (После того, как выполнили упр.): - Ребята, у кого получились другие столбики? - Почему? – Мальчики, проверьте, правильно ли у девочек написаны им. собств? – Девочки, проверьте у мальчиков, правильно ли написаны им. нариц? - Спасибо, молодцы. - Совёнок остался вами доволен, но вынужден был улететь к другим ребятам.

- Ребята, проведём физминутку (используется эл. физминутка).

- Ребята, а теперь давайте выполним ещё одно упражнение. Для этого нужно объединиться в группы по 4 человека. – «…», прочитай задание к упражнению №19 на стр. 16-17. Спасибо. – Что нужно сейчас сделать? – Прочитайте слова. – Чем отличаются слова?

- «…», прочитай первое предложение. – Ребята, о каких домиках может идти речь? (о скворечниках). Для кого скворечники? (для скворцов). Какая пара слов подойдёт к 1 предложению (Скворцов, скворцов).         – Теперь вам нужно группой подумать, какие пары слов подходят к остальным предложениям и быстро вписать их в места пропусков на карточках, которые я вам раздам. (После того, как сделали): Посмотрите на 2 пару слов. – Какое предложение сюда подходит? – У кого другое предложение получилось? – Объясните.     – С какой буквы вы писали фамилии? (с заглавной)                       - Молодцы.

- Ребята, давайте выполним ещё одно интересное упражнение. – Что такое скороговорка? (Что-то, что нужно сказать очень быстро, но правильно).                       – Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 11, и прочитайте задание к №123. – А что нужно, чтобы прочитать саму скороговорку? - Чего не хватает в словах? – Буквы «М». Вставьте пропущенные буквы.     – «…», прочитай, пожалуйста, теперь скороговорку.      – Сравните свою работу с образцом на доске. – У кого так же, поставьте на полях «!».

Слушать учителя, работать с карточками, отвечать на вопросы.

Работать с учебником, выполнять упражнения, проверять и оценивать свою работу.

Работать с учебником, выполнять упражнение, отвечать на вопросы, проверять свою работу, рассуждать.

Проводить физминутку.

Разбиться в группы, обсудить пример, работать над упражнением, отвечать на вопросы.

Работать с тетрадями, отвечать на вопросы, читать скороговорку, проверка по доске.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока Рефлексия

Практич.: оценка своей работы с помощью «Дерева успеха»;

Словес.: ответы на вопросы.

 

≈10

- Ребята, вы сегодня отлично поработали. А теперь встаньте те, кто считает, что плохо справился с сегодняшней задачей. Почему? – А теперь встаньте те, кто считает, что понял тему урока и знает, как различить имена собственные и нарицательные. Спасибо. – Ребята, на столе у меня лежат листочки, а на доске изображено дерево, а теперь возьмите такой листочек, как вы бы оценили урок. (розовый = хорошо; зелёный – средне; жёлтый – плохо), и прикрепите его к дереву. Спасибо, до новых встреч!

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы, работать с «Деревом успеха».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто хочет, тот всегда добьётся!»

Слайд 2

Словарная работа:

Слайд 3

Словарная работа: А лл ея, гру пп а, пе рр он, ва нн а, А нн а, жу жж ать, ра сс ада. А нн а,

Слайд 4

Цель урока: Научиться видеть и отличать имена собственные и нарицательные.

Слайд 5

К С М Б Ж П А

Слайд 6

Давайте вспомним: Имя собственное – особое имя определённого предмета. Имя нарицательное – общее для группы похожих предметов.

Слайд 8

Собирала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."

Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Имена собственные и нарицательные" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Имена собственные и нарицательные». Цели деятельности учителя: формирование представления об основной функции имен собственных, орфографического...