Конспект урока по русскому языку на тему "Речь устная и письменная."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Предмет: русский язык.

Класс: 1-3

Тема: Речь устная и письменная.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.

Предметные:

- дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

- уметь различать речь устную и письменную

 - ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

- уметь списывать предложения.

Личностные:

- осознание ценности изученного материала.

 - формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.

-ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_i_pismennaya_rech.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 1-3

Тема: Речь устная и письменная.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.

Предметные:

- дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

- уметь различать речь устную и письменную

 - ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

- уметь списывать предложения.……

Личностные:

- осознание ценности изученного материала.

 - формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….

-ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: учебник, презентация.

                                                                                               

Этапы  урока

Время

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формирование УУД

1.  Орг. момент

3 мин

– Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Проверяем, мой дружок,

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки?

– Проверили? Всё на месте? Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику.

Подготовка класса к работе.  Настрой на дальнейшую работу.

 

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация  знаний.  

10 мин

1. Минутка чистописания.

На доске написаны слоги: на, ба, ры, ва, за, та, ас, лу, ка.

– Узнайте, какую букву будем сейчас писать. (Букву а.)

– Объясните свой выбор. (Она чаще других встречается в данных слияниях.)

– Что она означает? (Гласный звук [а].)

– На что похожа буква а? (На крышу домика, овал с крючочком, ручку от зонтика и петельку.)

– Давайте напишем прописную и строчную буквы а и строчную букву а в соединении с согласными.

Объясняет особенности написания буквы а.

Зрительные элементы буквы – один (малый) овал.

Начало написания – над нижней рабочей линией рабочей строки.

Направление написания – от себя (в сторону) с закруглением по нижней линии рабочей строки с прописыванием элемента – крючок.

Тактирование под счет «и – раз».

2. Введение в тему урока.

На доске записан диалог двух первоклассников.

– Ребята, прочитайте, что написано на доске.

Два ученика читают диалог по ролям вслух.

– У меня новая книжка с волшебными сказками.

– А я больше люблю читать энциклопедии про животных.

– А в сказках можно встретить волшебных животных: золотую рыбку или Конька-Горбунка.

– Эти животные придуманы сказочниками и не существуют на самом деле, поэтому в энциклопедии о них не пишут.

– Ребята, а каких сказочных животных вы знаете? (Ответы учащихся.)

– А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали? (Слушали, разговаривали.)

– А если бы мы записали все это в тетрадь, то чем бы мы занимались? (Писали.)

Отделять умения от неумения

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов, формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3.  Постановка учебной задачи

10 мин

1. – Прочитайте тему урока, записанную на доске. (Речь устная и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи.)

– Значит, чему мы получим возможность научиться сегодня на уроке? (Различать устную и письменную речь. Правильно записывать письменную речь.)

– Молодцы, ребята!

1.Знакомство с новым материалом.

Работа с учебником. Упражнение 1, с. 6.

– Рассмотрите картинку и прочитайте диалог девочки и мальчика.

– Что так, а что не так в этой речевой ситуации? (Девочка  маленькая и не может понять, о чем говорит мальчик.)

– Какова цель речи малышки? (Она жалуется.)

– Какова цель речи мальчика? (Он успокаивает и отвлекает девочку.)

– А как бы вы успокоили девочку? Какой у вас будет голос, жесты, выражение лица? Давайте попробуем разыграть такую ситуацию.

Инсценируют речевую ситуацию.

– К какой речи относятся эти средства? (К устной речи)

Отделяют умения от неумения

Обучающиеся пишут букву в прописи самостоятельно.

Активное включение в образовательный процесс

Критерии правильности:

-соблюдение строки;

-наклон;

-аккуратность;

-правильность написания элементов букв;

-размер

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Предметные Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД

Физминутка

2 мин

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в танцоров превратитесь.

Веселее в пляс пускайтесь

И танцуйте, не стесняйтесь.

(Движения под музыку.)

переключают внимание, снимают утомление мышц туловища.

Выполнение движений, показанных учеником

Личностные УУД.

4. Решение частных задач

15 мин

2. Продолжение работы по учебнику. Упражнение 3, с. 6.

– Напишите правильно слово, которое девочка еще не выговаривает.

– Какие звуки она не произносит? (Звуки [ш] и [р].) Что вы знаете об этих звуках? (Это согласные звуки.) К какой речи относятся звуки, а к какой буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.)

Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения 4, с. 7.

– Прочитайте пословицу:  Слово – речи основа.

– О чем она? (Речь человека состоит из слов.) Назовите отмеченные опасные места. (Начало предложения пишем с заглавной буквы и в конце предложения ставим точку.)

– Запишите пословицу в тетрадь. Помните о правилах списывания.

2. Выполнение упражнения 5, с. 7.

– Ребята, а когда вы были маленькими, все ли звуки вы могли выговаривать? (Ответы учащихся.)

– Дома вам предстоит провести исследование (поиск информации) и узнать у родителей об особенностях своего произношения в раннем детстве. Запишите эти слова правильно. Отметьте буквы, которые вам было трудно произносить.

Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.

Критерии правильности.

Дети выполняют проверку в тетради соседа.

Личностные УУД

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД

Предметные: уметь различать устную и письменную речь.

5. Итог урока.

Рефлексия

5 мин

– Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? (Научиться отличать устную и письменную речь.) К какой речи относятся звуки, а к какой буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.) Как оформляется письменная речь? (Записываем предложения. Начало предложения начинается с заглавной буквы, а в конце ставим точку.)

– Все справились с учебной задачей? А в чем испытали трудности? Что было самым интересным на уроке?

– Все молодцы! Спасибо за урок!

Определяют выполнение поставленных цели и задач в начале урока.

Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке.

Личностные УУД

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

Конспект урока по обучению чтению на тему: «Устная и письменная речь» 1 класс

Задачи:1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и пи...