Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макаренко Лариса Александровна

На данном уроке, опираясь на полученные ранее знания, составляется схема-алгоритм определения спряжения глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagolov.docx211.54 КБ

Предварительный просмотр:

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Цель урока: опираясь на полученные ранее знания, составить схему-алгоритм определения спряжения глаголов.

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глаголов;
  • закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глаголов;
  • сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме и по форме глагола 3 лица множественного числа;
  • развивать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, различать глаголы-исключения;
  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
  • развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать в учащихся дружелюбие, терпимость, уважение к одноклассникам.

Ход урока

I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Всем доброе утро!

Ребята, поприветствуйте гостей, которые пришли к нам на урок. А теперь садитесь и мы начинаем.

- Посмотрите на экран. Я вам предлагаю несколько пословиц. Какая из них может быть девизом любого урока?

На экране:  Начнёшь в учении с малого, постигнешь и большое.
                                Грамоте учиться - всегда пригодится.
                                Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
                               Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Запишите эту пословицу.

- А мы с вами будем учиться, чтобы много знать.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Чем будем заниматься?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  1. - Какое правило, связанное с глаголами вы наблюдаете в этой пословице?

(отрицательная частица не пишется с глаголами раздельно)

- Прочитайте два совета:     Читай лежа.   Забывай чистить зубы по утрам. 

- Что это за советы?  Как сделать эти советы полезными?

- При помощи частицы НЕ переделайте вредные советы в полезные.

- Какое правило нужно для этого знать? (правописание НЕ с глаголами).

- Запишите их в тетрадь.

2. - Посмотрите на слова:  Нельзя, нужно, вредно, надо, следует.

- Где их можно использовать? Рядом с какими словами они могут быть использованы?

- Прочитайте текст на экране.

-  Перестройте предложения так, чтобы глаголы в них стояли в неопределённой форме, используя записанные слова.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

За столом сиди спокойно и прямо. Хлеб бери руками. Мясо режь ножом. Вилку держи в левой руке, а нож – в правой. Не ешь очень горячую пищу.

З а п и с ь   в   т е т р а д я х:

За столом следует сидеть спокойно и прямо. Хлеб надо брать руками. Мясо нужно резать ножом. Вилку надо держать в левой руке, а нож – в правой. Горячую пищу есть вредно.

 Разберите по составу глаголы неопределённой формы.

– В какой работе нам может помочь инфинитив? (Определить спряжение глаголов.)  

– Для чего необходимо определение спряжения? (Для правильного написания окончаний глаголов.)

– В каких случаях необходимо ставить глагол в неопределённую форму? (При написании безударных окончаний глаголов.)

III. П о с т а н о в к а   у ч е б н о й   з а д а ч и.

- Чем мы будем заниматься на уроке?

– О  спряжении  глаголов  вам  предстоит  узнать  ещё  один  интересный  факт.

Формирование понятия о глаголах совершенного и несовершенного вида.

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (Что делать? Что сделать?)

– Чем различаются вопросы? (Приставкой с-.)

В этом и заключен секрет глаголов.

 Запишите глаголы в два столбика.

пишет                      напишет

рисуешь                    нарисуешь

строишь                   построишь

наступаю                 наступлю        

– В каком столбике глаголы обозначают законченное действие?  На какие вопросы они отвечают? Что это за глаголы?

– Что можете сказать о глаголах первого столбика? Какое действие они обозначают?  Какого вида эти глаголы?

В ы в о д. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид глаголов (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? (Напишет.)

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? (Пишет.)

– Почему так важно определять вид глаголов?

- Вернёмся к словам в столбиках. Что общего у каждой пары слов? (они однокоренные)

-Чем отличаются слова? ( во втором столбике слова с приставками)

-Определите спряжение у первой пары, второй, третьей, четвёртой.

-Почему возникло затруднение? Что не так?

- А как вы думаете, почему последняя пара отличается от остальных?

 Поставьте глагол в неопределённую форму. ((Что делаю?) наступаю – (что делать?) наступать.)

– Какого вида глагол? Определите спряжение.

– А теперь – наступлю. ((Что сделаю?) наступлю – (что сделать?) наступить.)

– Какого вида глагол? Определите спряжение.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы разного спряжения.)

– Почему глаголы разного спряжения? (Разного вида.)

- А какой вывод сделаем по остальным словам? (однокоренные глаголы разного вида, образованные с помощью разных приставок, относятся к одному спряжению.

– Почему важно правильно ставить вопросы к глаголам?

В ы в о д.  Глагол  и  неопределённая  форма  должны  быть  одного вида.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Проводится работа в парах по карточкам.

- Какой вывод можно сделать из этой работы? (однокоренные глаголы разного вида, образованные с помощью разных суффиксов, относятся к разным спряжениям.)

V. Первичное закрепление.

Составление схемы определения спряжения глагола.  

Физминутка.

сканирование0009.jpg

  1. Чтение словарной статьи на экране.
  2. Выяснение того, что в статье речь идёт о фразеологизмах.
  3. Учитель читает фразеологизмы, а дети определяют спряжение у глагола, входящего в фразеологизм.

- Если глагол 1 спряжения, то учащиеся 3 раза приседают, если глагол 2 спряжения – 5 раз прыгают на двух ногах.

Фразеологизмы  для физкультминутки:

          зарубить на носу,

 задирать нос,

вешать нос,

водить за нос,

клевать носом,

держать нос по ветру,

остаться с носом,

крутить носом.

VI. Сам. работа с самопроверкой по эталону.

  1. Тест (задания появляются на экране, а дети записывают только варианты ответов и потом проверяют по эталону).

1. Что называется спряжением глагола:

а) изменение глагола по падежам

б )изменение глагола по лицам и числам

в) изменение глагола по родам и числа

2. Укажи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.

а) Потоки дождя заливали оконное стекло.

б) Мама моет стекло.

в) Мяч попал в стекло и разбил его.

г) Убежавшее молоко стекло на плиту.

3. Укажи  номер предложения, в котором есть глагол в форме будущего времени, единственного числа, 2 лица.

а) Ты быстро прочитаешь эту книгу.

б) Скоро на небе засияет месяц.

в) Осенью тучи покроют небо.

г)Летом мы поедем на море.

4. Дано предложение: Далёкое солнце уходило за горизонт и бросало на землю последние лучи.

Укажи номер ответа, в котором указаны подлежащее и сказуемое этого предложения.

а) Далёкое солнце                       в ) Уходило за горизонт

б) Бросало на землю                   г ) Солнце уходило и бросало

5.  Найди  глагол  II спряжения.

а) ночу.шь                в) полож.шь

б) раста.шь                г) хвата.шь

6. Где нужно вставить букву Е?

а) вер.те                в) ответ.те

б) люб.те                г) тян.те

7. Найди глаголы-исключения.  

а) держать                 в) увядать

б) присмотреть         г) обижать

5. Где нужно вставить букву И?

а) скуча.м                в) дремл.м

б) обид.м                 г) бормоч.м

6. Где нужно вставить букву  Е?

             

                 1                                          2                       3                    4

Дятел охраня.т птенцов в гнезде. Увид.т кукушку и гон.т. А та забира.тся в чащу.

2. Мини-исследование (групповая работа)  

   -  Сейчас мы проведём мини-исследование. Как вы думаете, теперь мы всё знаем о глаголе? Чтобы убедиться в этом, предлагаю поработать со словарями.

1 группа.

- Послушайте, какой разговор  между двумя мальчиками-спортсменами состоялся:

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет,  побежу  - замялся Влад.

- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Саша.

- А как же правильно сказать?   Найдите ответ в словаре.

2 группа.

- Послушайте, какой разговор  произошёл  между двумя ребятами :

- В этом году я обязательно  поеду с тобой в лагерь. – сказал Миша.

- Так тебя мама опять не отпустит. – возразил Серёжа.

- А я её убедю … нет, убежу. Ой, что-то не так - замялся Миша.

- Эх ты,  и как же ты её убедишь? - засмеялся Серёжа.

- Как же правильно сказать?    Найдите ответ в словаре.

3 группа.

Вот так однажды написала Катя в своём сочинении об осени.

Осенью я очень люблю гулять в лесу.  Под ногами раскинулся золотой ковёр из листьев. Я загребаю листву ногами и шелестю ей.

- Какое слово Катя использовала неверно?  Как записать правильно? Обратись к словарю.

4 группа.

- Объясните значение подчёркнутых  слов, используя толковый словарь.

За столом сказала мать:  Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:  А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.

Подберите синонимы к этому слову.

(Каждая группа сообщает о своём исследовании.)                                                                                                                                          

VII. Рефлексия деятельности.

– Чему учились на уроке?   Какого вида могут быть глаголы?

– О чём нужно помнить при определении спряжения глаголов?

- Подведите итог урока по схеме:

                                       ЗНАЮ

  Я                                 УМЕЮ

                                        МОГУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока мастера по русскому языку в 4 классе " Правописание безударных окончаний глаголов"

Психолого-педагогическая характеристика класса.                         Сп...

Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"

Предмет: русский языкКласс: 4Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»Тип урока: ОНЗОсновные цели:Предметные1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным ок...

Русский язык 4 класс урок "Правописание безударных окончаний глаголов"

Правописание безударных окончаний глаголов. Закрепление материала....

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний глаголов"

Урок русского языка по программе" Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...