Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

НовиковаОксанаВикторовна

Урок русского языка по программе" Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_glagolov.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Тема урока

Правописание безударных окончаний глаголов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Автор урока

Радионова Светлана Сергеевна

Образовательное учреждение

Методическая информация

Тип урока

Урок применения знаний (урок-практикум)

Цели урока

Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока

создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов;

- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи; 

 - систематизировать знания о грамматических признаках глагола; 

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

    

Необходимое оборудование и материалы

Карточки для  работы и работы в группе, карточки с буквами Е и И для проверки, интерактивная доска, листы самооценки и взаимооценки

Планируемый результат

Применять правила правописания безударных окончаний глаголов

Планируемые метапредметные результаты

  Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им .

 Познавательные:меть ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1.

Мотивационный этап

Настраивает детей на работу.

Подписывают в тетрадях число, классная работа.

Регулятивные:

Самоорганизация и  организация рабочего места

Личностные:

Осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку

На доске записаны строки из стихотворения  

Чёрный, красный и зелёный,
Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный,
Это скаж_т вам любой.
Завар_те чай покрепче,
Чтоб с душицею-травой,
С мятой, что печали лечит,
С цветом липы да с айвой...

Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока. 

-  Скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?

Учитель проводит  фронтальную проверку.

(при помощи сигнальных карточек)

-Как вы действовали при написании окончания?

- Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднение.

-  Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. Зафиксируйте свое затруднение

-Правописание безударных личных окончаний глаголов.

- Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов –  число, лицо, спряжение).

Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.        

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие мыслительных операций

 Регулятивные:

умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные:

Находить закономерность в написании окончаний глаголов по спряжениям;

Ориентирование в условных обозначениях

Познавательные:

Активизация мыслительной деятельности через  проблемное задание

2.

3.

Процессуальный этап

 Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание.

- Какова цель сегодняшнего урока?

-Сформулируйте учебные задачи.

- Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.

- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.

- Научиться безошибочно определять спряжение глагола

- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

Познавательны:е

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные:

Умение правильно оформить свои мысли, согласно заданным рамкам обсуждения;

2  Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию.

_Для того, чтобы правильно писать окончание глаголов, необходимо знать алгоритм действий.

(Работа в группах)

Составление кластера

Окончательно алгоритм выглядит так:

Заполните лист взаимооценки вашей работы.

2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

-- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного  окончания?

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:

 

С139 у 1

 - Организуем работу в парах:

- По очереди читаете глаголы, ставите их  в н. ф., определяете спряжение, вспоминаете «опасную» букву в окончании и записываете глаголы.

- Время 4 минуты

- Проверяем, вставляя нужную букву в окончание на интерактивной доске.

Заполняют лист (в виде таблицы)

-Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании.

Дети выполняют задание в парах.

Читают «цепочкой».

-Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании.

Заполняют лист самооценки работы в паре.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

Коммуникативное:Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах

3 Упражнения в написании окончаний глаголов.

   Выполнение разноуровневых  заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На доске записаны 4 пословицы. Уровень сложности у них не обозначен.  После обсуждения учитель обозначает уровни текстов цифрой 1,2,3,4.  Учитель наблюдает за  тем, кто какое задание выбрал, и перед каждым учеником кладет цифру, соответствующую уровню. Это делается для того, чтобы после выполнения задания ребята могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

        I уровень-

самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. 

   Дружба в счастье (украшать) украша_т, а в несчастье (утешать) утеша_т.

 

II уровень-

сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

 

   От гнева ты(_________) старе_шь, а от смеха (___________) молоде_шь. 

III уровень-

еще более сложный, т. к. в нем  встречаются глаголы-исключения. 

   На час (_____________) отстан_шь – за день не (__________________)догон_шь.

IV уровень-

самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу. 

(____________) ___________ минуту, (_______) __________ час.

 Проводится проверка выполнения работ.

Заполните лист самооценки.

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

-  На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

-  При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, стояли в нужной форме. С 137 у 4

-  Спасибо за урок!

 Учащиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты.

Каждый ученик выполняет задание по своему выбору.

Перед выполнением работы ученики ставят себе прогностическую оценку.

Учащиеся проверяют правильность выполнения .

Дети отвечают на вопросы учителя.

- Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.

-Записывают задание в дневники.

Коммуникативые:

Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания

Регулятивные:

Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности

Личностные:

Оценивание разного вида деятельностина уроке

Регулятивные:

Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Презентация к уроку русского языка на тему " Безударное окончание глаголов 1 и 2 спряжения"

Цели урока:·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;·         упражнять в написании безударных личных о...

урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"

Класс: 4 класс, начальные классы   Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Тип урока: изучение нового материала. За...

Урок русского языка 4 класс "Безударные окончания глаголов"

На уроке дети работают по группам опираясь на опорную схему...