Урок русского языка "Междометие-особая часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Соколова Татьяна Владимировна

Цель  урока: введение новой части речи - междометие

Задачи:

§  повторить изученные части речи, учиться давать отличия изученных частей речи;

§  способствовать развитию логического мышления, умению делать выводы, классифицировать, анализировать;

§  воспитывать партнёрские отношения, умения работать в группе, индивидуально 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolova_t.v._urok.doc.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Междометие как особая часть речи»

Цель  урока: введение новой части речи - междометие

Задачи:

  • повторить изученные части речи, учиться давать отличия изученных частей речи;
  • способствовать развитию логического мышления, умению делать выводы, классифицировать, анализировать;
  • воспитывать партнёрские отношения, умения работать в группе, индивидуально

Тип урока: изучение нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов Единой Коллекции ЦОР

Формы работы обучающихся: групповая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, общеклассное обсуждение, игра

Структура и ход  урока:

  1. Организационный

- Начинаем урок русского языка.

- Что вы ждёте от него? (Свободные высказывания детей)

- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными и организованными. Желаю вам интересных открытий.

  1. Проверка знаний учащихся о частях речи (работа с ЭОР в группах)

Учитель организует работу групп:

- Проверим, насколько хорошо вы умеете различать  изученные части речи.

- Поработайте в группе, каждая группа у отдельного ПК.

Используются  ресурсы Единой Коллекции ЦОР для каждой группы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6785-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_60_3.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6784-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_60_2.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6783-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_60_1.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6789-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_64_1.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a678a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_64_2.swf

Дети самостоятельно выполняют задания в группе, представляют результаты работы

Восстанавливается таблица «Части речи» (см. Приложение)

  1. Минутка чистописания

- Прочитайте высказывания, записанные на доске.

«Ура! Мама пришла», - сказала Оля подружкам, услышав звонок.

«Мама пришла», - радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок.

- Спишите высказывания красиво в тетрадь. О чём будете помнить при списывании? (Наклон. Правильное соединение букв, высота букв, скорость письма, правильная посадка)

- Определите части речи.

  1. Физкультминутка (проводит дежурный)

  1. Постановка задачи обнаружения части речи, не относящейся ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи

- Почему возникло затруднение? (Встретилось слово, которое не относится к известным нам частям речи)

- Какова цель нашего урока? (Мы обнаружили, что есть слова, которые не относятся к известным частям речи, займёмся открытием новой части речи)

  1. Открытие нового знания. Сравнение слов радостно и ура в высказываниях, их работы

Учитель организует работу с высказываниями, которые записаны на доске.

- Об одном и том же событии сообщается в этих высказываниях или разных? (Об одном и том же)

- Все ли слова в них одинаковы? (Нет, ура – радостно)

- Что называет слово радостно во втором высказывании? (Радостно – называет чувство)

- А какие ещё знаете слова, называющие чувства? (Печаль, досада, боль, страх, восторг)

- Какие это части речи? (Это самостоятельные части речи)

- Понятно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы? А есть ли в нём слово, которое называет это чувство? (Нет)

- Какое слово вам помогло понять это? (Ура)

- Итак, слово радостно во втором высказывании и слово ура в первом высказывании выражают одно и то же чувство. А в чём разница между ними? (Дети приходят к выводу, что слово радостно – называет чувство, ура – не называет чувство, но выражает то же чувство)

  1. Нахождение других слов, выражающих чувства (ой). Введение междометия как части речи

- Сейчас я предлагаю вам несколько высказываний. Ваша задача – обнаружить слова, выражающие чувства, но не называющие их. Запишите высказывания в тетради (один ученик может выполнить на доске), обратите особое внимание на знаки препинания, слова подчеркните.

Предложения представлены на доске

  • Увы! Всё хорошее быстро заканчивается.
  • Ой! Какой щеночек. Чей он?
  • Ах! Какой я гриб нашла!
  • Оказался гриб гнилой. Фу, какой же он плохой!
  • Ох, нелёгкая работа – из болота тащить бегемота!

По мере выполнения работы на доске подчёркиваются слова ух, эх, ох, ах и т.д.

- Что вы заметили? Поделитесь своими наблюдениями. (Невозможно задать вопрос, нет частных грамматических признаков, выделяются знаками)

- А какое у этих слов общее грамматическое значение? (Выражать чувства, эмоции, не называя их)

- Может это предлоги? Частицы? (Нет)

- Это часть речи – междометие!

- Работаем по учебнику с. 22 (Дети читают вывод)

  1. Нахождение места для междометий в системе частей речи

- Можно ли эти слова считать самостоятельной частью речи? (Они все что-то называют или указывают на что-то)

- А служебной? (Нет, т.к. она не помогает самостоятельным частям речи)

- Можно ли эти слова считать особой частью речи? (Да)

- Поместите междометие в схему частей речи. (Дети дополняют таблицу «Части речи»)

  1. Наблюдение за особенностями употребления междометий в речи

Игра.  На столе учителя лежат карточки с представленными высказываниями. Следует прочитать их выразительно, передавая чувства, эмоции.

  • Ах! Это вы? (Удивление)
  • Ах! Как жаль! (Сожаление)
  • Ах! Как хорошо! (Восхищение)
  • Ах! Как вы могли это сделать! (Досада, упрёк)

Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства.

  1. Физкультминутка для глаз (проводит дежурный)

  1. Закрепление. Работа с учебником – упр. 180, с.48

  1. Обобщение по теме (фронтально)

Используются  ресурсы Единой Коллекции ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b54fe9-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl4_67.swf 

  1. Рефлексия

- На шкале в тетрадях оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте.

- Для чего был нужен  этот урок? Что нового узнали?

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...