Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Волкова Светлана Николаевна

 Тип урока

 Урок изучения нового материала

Тема

 Сложные слова

Цель

 Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение этих знаний и умений  в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova_sochi.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»

Немского района Кировской области

Открытый урок РУССКОГО ЯЗЫКА

2 класс

«Перспективная начальная школа»

Сложные слова

                Подготовила :

учитель начальных классов

высшей категории

Волкова Светлана Николаевна

Нема, 2014 год

Технологическая карта урока русского языка     2 класс                                              Учитель Волкова С.Н.

 Тип урока

 Урок изучения нового материала

Тема

 Сложные слова

Цель

 Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение этих знаний и умений  в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи   урока:

  Личностные

 1.Формирование умения проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные

 Регулятивные:

  1. Формирование умения формулировать и удерживать  учебную задачу, планировать учебную деятельность
  2. Формировать умения сличать результат с заданным эталоном с целью обнаружения отличий, вносить необходимые коррективы
  3. Формирование самооценки и оценки труда товарища

Коммуникативные:

  1.  Развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками при работе в паре, группе
  2. Формировать умение слушать вступать в диалог
  3. Формировать умение договариваться, находить общее решение
  4.  Взаимоконтроль и взаимопомощь

 Познавательные:

  1. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  2. Формирование умения применять правило и пользоваться инструкциями учебника при выполнении учебной задачи.

Предметные

Находить и составлять  сложные слова

Планируемые результаты

1 уровень: знать и находить сложные слова

2 уровень: знать и находить сложные слова и выполнять задания конструктивного характера (задачи)

3 уровень выполнять задания творческого характера связанные с понятием сложные слова

Основные понятия

1.Основа слова

2. части слова

3. предложение

Межпредметные связи

Использование сложных слов в жизненной  ситуации, в речи

Ресурсы

Основные:

Учебник русского языка 2 класс часть 3, 2, автор Н.А.Чуракова

Дополнительные:

Рабочая тетрадь,  компьютер, авторская  презентация, карточки, раздаточный материал

Формы обучения (на данном уроке)

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Основные методы

 Репродуктивный, частично- поисковый

Технология

Технология интерактивного обучения  (работа в парах); технология оценивания образовательных достижений учащихся

                 

 Содержательная часть

Дидактическая структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт доброжелательную рабочую обстановку

Проверяют готовность к  уроку, приветствуют учителя и гостей

К1,

Л 1

2.Мотивация и целеполагани

 Узнаёт о желании учащихся  узнавать новое о том, как делаются слова, почему это важно?

Отвечают на вопрос

Л1

П1

3.Актуализац

 Спрашивает учащихся  о том, какую тему изучали на предыдущем уроке

 Отвечают на поставленный вопрос

П1

К1, Р1, Л1

4.Открытие новой темы

Просит рассмотреть страницы учебника, предлагает проанализировать  уже имеющиеся знания учащихся и предположить, какую тему будем изучать на уроке

 Анализируют,  какие понятия знакомы, предполагают тему урока

Читают тему урока

Р1

К1

Л1

Просит сформулировать задачу с помощью опорных слов на доске

 Формулируют свои задачи на урок

П2

Р1 ,

Предлагает спланировать работу, опираясь на навигационную систему знаков учебника и на доске

 Планируют свою деятельность на урок

П2

К1

Минутка чистописания

 С предъявлением терминов (чистописание)

Р3

Подготовка к введению новой темы, актуализация знаний

Выполняют задания по схемам

Вывод о том, что в русском языке используем прием сложения

 Пытаются выполнить сложение основ для образования новых слов.

Предлагает учащимся выполнить № 1  на карточке

 Приходят к выводу о необходимости найти  помощь в учебнике , открытие основного понятия данной темы

П1

П2

 К1

5.Изучение нового материала

Просит прочитать правило и рассказать соседу

 Работает с презентацией по объяснению  значения слова рыболов.

 Зачитывают правило самостоятельно и вслух соседу

 Несколько учеников повторяют вслух .

Рассказывают образование слова рыболов и других

П2

Л 1

К1

Просит прочитать задание и рассказать своими словами соседу  упражнение 37 в учебнике

Прочитывают  задание и рассказывают  своими словами соседу, как поняли инструкцию.

П1

П2

К1  Р1

6.Динамический момент

Предлагает учащимся организоваться в группы по цветам олимпийских колец для выполнения задания

Самостоятельно выполняют задание

 Самопроверка по  презентации

 С движениями.

К 1,2

7.Подведение итогов

8.Рефлексия

Предлагает для сильных  (тех, кто быстро успевает, хорошо усвоил)  учащихся  работу с обратным словарём. Найти 3  сложных слова, записать с одним составить предложение. Выделить основу.

 Выполнение и проверка в парах сменного состава.

 Самооценка работы в тетради.

П1 П2

К1,Р3, 2

Просит учащихся обратиться к началу урока, вспомнить какую тему изучали, что узнали, встречались ли нам ранее сложные слова,  достигли ли поставленной цели

Просит определить домашнее задание

 Предлагает уровни задания

Называют тему урока,

основные задачи, анализируют успешность их выполнения,  планируют домашнее задание согласно теме учебника в тетради для самостоятельных работ.

Записывают домашнее задание.

П1 П2

К1 ,

 Р3Р1,

К 1,

К2

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке значками трёх

Цветов

Оценивают себя на уроке,

поднимают  руку со значком определённого цвета, «Зажигают» символический  олимпийский огонь.

Дидактическая структура урока

                                    Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

 УУД

1.Оргмомент

2.Мотивация и целеполагани

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас  необычный день - очень важный для страны, для всего мира  - открытие олимпиады в Сочи, необычный урок - к нам пришли гости.

-Повернитесь,  улыбнитесь, на места скорей садитесь.

Я желаю вам сегодня олимпийского  стремления к победе, вере в свои силы, мужества, не бояться риска, и как в любой олимпийской команде   стараться помогать товарищу.

 Я предлагаю вам отправиться покорять вершину знаний «Сложные слова»                                                                 Слайд

Откройте учебник, вспомните,   какой раздел мы изучали на предыдущих  уроках .

Рассмотрите учебник на с. 37-38

 Поставьте себе задачу на урок.

Что вы хотели бы узнать?

1.Определим  наш маршрут

 Спланируйте свою работу, опираясь на знаки помощники

Как мы будем работать?

Повторить..

Узнать…

Закрепить…

Совершенствоваться…

 

Приветствуют гостей.

 

-На предыдущих уроках мы открывали секреты образования новых слов.

-Мы продолжим изучать раздел  « Как  делаются слова»

Мы поставим себе задачу:

Закрепить умение  работать в парах, группах, работать со словарём.

Узнать новый секрет  как делаются слова.

Учиться красиво  писать,

            слушать товарища.

К1,

Л 1

Л1

П1

К1, Р1

3.Актуализац

2.Тропинка чистописания

Сегодня мы с вами поупражняемся в безотрывном письме.

Что поможет выработать безотрывное письмо?

Оцените себя

Запомните эти гласные – они сегодня будут  вам  помощниками

о, е  

 Скоропись (появляется на доске)

 Оценивают  себя

Р3

  1. Продолжаем движение по тропинке – уступ «сложения»

- Что мы складываем в обычной жизни?

- А на уроках?

-А возможно ли сложение на уроках русского языка?

Маша   говорит, что сложение возможно и на уроках русского языка, а Миша не согласен.

-А как думаете  вы?

Я приготовила вам подсказки (схемы)

Расшифруйте подсказки и приведите по  своему примеру.

Что у вас получилось?

О чём говорит нам третья схема- подсказка?

Что у вас получилось, запишите самостоятельно. Проверьте, сравнив с соседом по парте, покажите основу предложения

                                                                                                                                                   Слайд

- Как  можно назвать одним словом то, что вы записали.

-Что такое скороговорка?

 - В обычной жизни мы складываем ручки, пеналы

-На уроках математики мы складываем  числа,  находим значение суммы.

Да, нет

Из слогов складываем слова. ( зи-ма)

Из частей (корень, основа и суффикса) образуются новые слова

Третья схема- подсказка  предлагает составить предложение, используя слова, соотнеся со схемой.

Записывают в тетради

Проверяют, обмениваясь тетрадями. Оценивают друг друга.

 Вёз воду водовоз.

Мы записали     скороговорку,      предложение.

                    (появляется на доске)

-Скороговорка –это предложение которое учит  нас быстро, скоро, говорить.

П1

К2

4.Открытие новой темы

5.Изучение нового материала

Итак,  сделаем вывод . Возможно ли сложение в русском языке ?

-Посмотрите  задание 4 на карточке, что же  сейчас надо сложить и

- Вспомните - что такое основа слова?

-Как находим основу слова?

-Возможно, ли сложить основы?

Маша говорит: –Да, Миша –не согласен, где же нам найти ответ?

 Прочитайте правило.

 

-Сложите основы слов:

 Рыб   +   лов    (карточки в руках учителя для наглядности перемены мест)

Что получается, кто догадался,  в чём хитрость?  Куда обратимся за помощью?

 -Что получится, если  воспользуемся советом, добавим соединительную гласную?

 -Расскажите, как образовалось слово рыболов.

-Как же мы будем называть такие слова? И почему?

-Объясните значения новых слов

 Мы добрались до нашей вершины «Сложные слова»

Упражнение 37 прочитайте задание

(Фронтальный опрос.) Расскажи, какое слово объяснил твой сосед по парте?

Чем похожи все слова?

-В русском языке возможно сложение слогов, значимых частей слова, слов.

-На карточке предлагается сложить основы слов.

 

- Дают определение основы слова

-Основа слова- это всё слово без окончания,  чтобы найти основу изменяем форму слова, отбрасываем окончание  и остаётся основа.

(Приводится пример из домашнего задания.)

- Посмотреть в учебнике

Читают  правило. Хором повторяют

Правило на с. 37.    Рассказ соседу правила.

Рыблов,   ловрыб

-В учебнике  есть подсказка:

Нужно добавить соединительную гласную о или е.  

-Получим новое слово:

    рыболов

- Слово рыболов образовалось сложением двух основ

- Такие слова мы будем называть сложные, потому что мы их получили  складывая основы и добавляя соединительную гласную

Работа в парах

Записывают и объясняют  значение слов

- Все  слова сложные,  соед. гласная - е

6.Динамический момент

Привал олимпийских игр.

Найдите свою группу единомышленников по цвету олимпийского кольца. Следующее задание выполняете в группах .  

Помогите Мише угадать виды зимнего спорта.

-В словах признаках выделите основы слов, сложите их, запишите получившиеся виды спорта

                                                                                             Слайд

 -Кто заметил лишнее слово?

Каждый ребёнок находит у себя в конверте макет олимпийского кольца в соответствии с цветом объединяются в новые группы.

Дети меняются местами – находят свою  группу.

Обсуждают в группах, записывают

Проверка  

 Конькобежный

 Горнолыжный

 Скалолазание                

-Слово скалолазание лишнее, так как образовалось от  сложения  основ слов-названий предметов, а остальные от сложения  основ слов названий- признаков и слов-названий предметов

П1

 На обратном пути откройте обратный словарь 

Найдите и запишите сложные слова, помогите соседу если сможете, то составьте с одним из них предложение, выделите основу.

  Проверка

Кто успел составить предложение? Поделитесь своими успехами.

Выполняют задание

 

 Называют слова, найденные в обратном словаре.

 Озвучивают предложения , называют основу.

П1

Л1

7.Подведение итогов

-С чего мы начали сегодняшний урок

 

-Что  новое вы узнали о гласных  о, е

 -Посмотрите на доску, есть здесь сложные слова?        Встречались ли они нам раньше?

-Наше восхождение подошло к концу.

Что узнали сегодня на уроке?

Выберите ответ, с которым вы согласны

Что же такое сложные слова?                                          Слайд

Отвечают на вопросы .

-На минутке чистописания мы учились красиво писать гласные о и е.

-Гласные о и е называются соединительные гласные

-Сложные слова: скороговорка, чистописание.

П1 П2

Р1,

К 1,

К2

8.Рефлексия

Оцените свою работу сегодня на уроке.

Зажгите наш символический олимпийский огонь

 Запишите домашнее задание.

                                                                                             Слайд

Оценивают свою работу на уроке.

Дети выбирают язычок пламени соответствующий своим успехам на уроке : «отлично потрудился» - золотой, «хорошо»- серебряный, «ещё есть над чем поработать»- красный

К1 ,

 Р3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"

Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....

Разработка открытого урока русского языка «Знатоки» для начальной школы ( в рамках предметной недели)

Цель:развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза;научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать;сформировать у детей умение и навык ...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа Текст рассуждение

Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике. Планируемые результатыпредметные: развивать умение детей подтверждать свои...