Методическая разработка: технологическая карта урока " Обобщение по теме "Имя существительное""
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Касаткина Надежда Александровна

Технологическая карта урока по предмету русский язык для 4 класса по теме " Имя существительное -обобщение ". Тип урока- обобщение и систематизация знаний. Урок включает создание проблемной ситуации , фронтальную и самостоятельную работу по выполнению морфологического разбора имени существительного и работу с презентацией " СМАРТ" на интерактивной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_sushchestv.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык 

Адресность:  4 класс

Тема урока:  «Обобщение знаний об имени существительном»

Тип урока: урок систематизации знаний

Технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и чтения

Количество учебных часов: 1 час

Материальное обеспечение: УМК «Школа 21 века»: учебник «Русский язык»  автор И.П.  Иванов, ОЭР: презентация СМАРТ, составленная самостоятельно

Цель  урока:  формировать у обучающихся  умение осуществлять обобщение  на  материале   раздела «Правописание существительных»

Задачи урока:

Личностная:  смыслообразование:  установление учащимися связи между  целью учебной деятельности и её личным значением.  Ценностное  отношение к грамотности собственной        устной и письменной речи ученика

Универсальные учебные действия:

Познавательные:  умение применять полученную ранее информацию для решения конкретной учебной задачи, умение обобщать и систематизировать ранее полученную информацию, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, восстановление алгоритма, классификация объектов по выделенным признакам, синтез (восстановление деформированного объекта)

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение строить монологическое высказывание

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
  • Рефлексия: сосзнавать свои чувства и эмоции

Предметные: закрепить знания об имени существительном как части речи, формировать умение выполнять морфологический разбор.


Этап урока

Время, мин

Задачи

Содержание учебного материала

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Самоопределение

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

2 мин

Создать нужную мотивацию, психологически комфортную обстановку в классе.

Актуализировать имеющиеся знания

Фронтальная

Контролирует действия учащихся

Организуют рабочее место к уроку

Презентация, слайд №1: таблица «Части речи»

Фронтальная

Предлагает задание, организует выполнение

Заполняют таблицу на интерактивной доске, проверяют правильность заполнения, исправляют ошибки.

Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

5 мин

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: О какой части речи мы уже накопили много информации?

Как нам обобщить накопленную информацию?

Фронтальная

Ставит вопрос, фиксирует все без исключения предложения учащихся, помогает им спланировать деятельность на уроке

Выдвигают предложения.

Планируют свою деятельность на уроке.

Реализация построенной стратегии, проекта

12  мин

Выполнение учебных заданий

Постоянные признаки имени существительного  (Слайд №3), схема постоянных признаков с пропущенными элементами

Фронтальная

Предлагает задания, координирует действия учащихся

Восстанавливают недостающие элементы схемы

Непостоянные признаки имени существительного (слайд №4), схема с пропущенными элементами

Фронтальная

Предлагает задания, координирует действия учащихся

Дополняют схему падежными вопросами имени существительного,

сверяют результат с учебником

Роль существительного в предложении (слайд №5), предложения для разбора

Фронтальная

Предлагает задания, координирует действия учащихся

Разбирают предложения, проверяют при помощи всплывающих подсказок

Порядок морфологического разбора (слайд № 6)

Нарушенный алгоритм разбора

Фронтально

Предлагает задания, координирует действия учащихся

Восстанавливают алгоритм, сверяют результат с учебником

Закрепление с проговариванием во внешней речи

10 мин

Решение практической учебной задачи

Слайд № 7

Предложение для морфологического разбора существительных

Фронтально

Предлагает задания координирует действия учащихся

Выполняют морфологический разбор, пользуются подсказками

Слайд № 8

Морфологический разбор существительного с ошибками

В парах

Предлагает задание

Находят и исправляют ошибки, допущенные в разборе.

Самоконтроль и самооценка

10 мин

Решение практической учебной задачи

Слайды № 9-15

Текст, существительные из которого учащиеся выбирают для самостоятельной работы; образцы правильно выполненных работ (доступны по ссылке)

Самостоятельная

Предлагает выбрать существительные для самостоятельного выполнения морфологического разбора

Выбирают существительные для разбора  (2 или 3), самостоятельно выполняют морфологический разбор.

Проверяют себя, сравнивая работу с образцом (слайды 10-15).

Рефлексия

3 мин

Осознание своих эмоций

Слайд № 16 или раздаточный материал

Самостоятельно

Предлагает отметить сказочного героя, характер которого соответствует состоянию ученика на уроке

Оценивают свои эмоции. Отмечают галочкой  персонажа, на которого были похожи в течение урока

Домашнее задание:

3 мин

Закрепление умения делать морфологический разбор, планировать свою работу

Выписать из упр

№2 стр 100 учебника любое предложение, выполнить морфологический разбор имен существительных

Приложение: презентация СМАРТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол".

Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол"....

Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока «Что такое имя существительное?»

Цели урока:Дать общее понятие об имени существительном как самостоятельной части речи.раз­вивать умение находить имена существительные на письме; орфографическую зоркость.Воспитывать бережное отно...