Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Буква Р.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ефремова Юлия Евгеньевна

Конспект урока составлен на основе  Азбуки. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина].- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ид. – (Школа России).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Содержание

Примечание

Орг. момент

-Здравствуйте, меня зовут Юлия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали азбука, пропись, пенал.

Проверка готовности к уроку.

Повторение изученных букв по буквенной ленте

Объявление темы и цени урока

Звуко-буквенный анализ слова

Физминутка

Упражнение в слышании звуков

Введение буквы

Сравнение печатной и письменной буквы, анализ элементов письменной буквы

Показ учителем начертания буквы с комментированием

Письмо элементов буквы учениками

Письмо буквы учениками

Физминутка

Чтение слогов

Письмо слогов

Чтение слов

Письмо слов

Чтение текстов

-Посмотрите на экран. Сегодня к нам пришел гость. А кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком?

(зайка)

Зайка, как и вы, учится в 1 классе. И сегодня он вместе с нами отправится в интересное путешествие. А поедем мы в него на поезде.

-Мы отправляемся в путь. За окном зайка видит необычный дом. Объясните, кто живет в этом доме.

-Напомните зайке, какие буквы живут в красном подъезде? (гласные)

-Прочитайте буквы, которые живут на втором этаже.  (а о у ы) Что они обозначают? (они указывают на твердость согласного звука)

- Прочитайте букву, которая живет на первом этаже.  (и)

-Что она обозначает? (она указывает на мягкость согласного звука)

-Какие буквы живут в синем подъезде? (согласные)

-Что обозначают буквы, живущие на первом этаже? (глухой звук)

-Что обозначают буквы, живущие на втором этаже? (звонкий звук)

-Сегодня мы с вами и с зайкой познакомимся еще с одной буквой.

-Итак, на нашем поезде мы прибываем на первую станцию, она называется «Сказки Пушкина».

-Какие сказки Пушкина вы знаете? Посмотрите на доску. Какие из представленных сказок вам знакомы?

-Зайка очень любит «Сказку рыбаке и рыбке».

-Откройте азбуку на странице 64.

-Посмотрите на иллюстрацию. Какой фрагмент изобразил художник?

Вот пошел он к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей старик с поклоном отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба".

-Что ответила рыбка старику?  (Чтобы он не печалился, шел домой, и что исполнит рыбка его просьбу)

-Наш поезд стремительно едет мимо лесов, полей, маленьких сёл, и прибывает на следующую станцию.

-Отгадайте загадки, и скажите, что в первую очередь увидел зайка на этой станции.

Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.

Сто еще таких же - рядом

Встали дружно перед садом.

(Забор)

-Найдите на схему под иллюстрацией забора на стр. 65.

-Сколько слогов в этом слове? (2) (Если не скажут, то проскандируем.)

-Прочитаем с ударением. Какой слог ударный? (второй) (Если не скажут, то спросим это слово)

- Произнесем слово еще раз. Какой звук слышим на конце? ([р])

-Он гласный или согласный? Почему вы так решили? (согласный, потому что встречает преграду во рту)

-Звонкий или глухой? (звонкий) (Если не скажут, то прикладываем ладошку к шее, произносим звук. Чувствуем вибрацию, значит звук звонкий)

-Твердый или мягкий? (твердый)

-Отгадайте следующую загадку.

Кто приходит,

Кто уходит —

Все ее за ручку водят.

(дверь)

-Сколько слогов в этом слове? (1) (Если не скажут, то проскандируем.)

- Произнесем слово еще раз. Какой звук слышим на конце? ([р’])

-Он гласный или согласный? Почему вы так решили? (согласный, потому что встречает преграду во рту)

-Звонкий или глухой? (звонкий) (Если не скажут, то прикладываем ладошку к шее, произносим звук. Чувствуем вибрацию, значит звук звонкий)

-Твердый или мягкий? (мягкий)

-Эти звуки – братья-близнецы, они очень похожи, но одного зовут [р], а другого – [р’]. (Образуют пару по глухости-звонкости)

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

-Наш поезд едет дальше, он проезжает густой лес, красивый цветочный луг. Пока едет поезд, давайте поиграем. У вас на столах лежат сигнальные карточки. Я буду говорить название цветов, которые растут на лугу, если вы слышите звук [р], то поднимите синюю карточку, если вы слышите звук [р’], то поднимите зеленую карточку.

-Ирис, роза, астра, ромашка, хризантема, георгин, нарцисс.

-Какая буква обозначает эти два звука? («эр»)

-На стр. 65 в верхнем правом углу в красном квадрате написаны буквы. Почему их две? (строчная и заглавная)

-В каких случаях пишем заглавную букву? (в начале предложения, именах собственных)

-В каких случаях пишем строчную букву? (во всех остальных)

-Мы с зайкой приехали на станцию «Письмо». Чтобы поехать дальше, мы должны научиться писать строчную букву «эр».

-Посмотрите на стр. 6 прописи. Сравните письменную и печатную букву «р».

-Из каких элементов они состоят и чем отличаются? (У печатной «р» палочка прямая с полуовалом наверху, а у письменной палочка наклонная, нет полуовала, вместо него – крючочек, похожий на строчную письменную «г».)

-Посмотрите, как правильно писать букву «р».

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по длинной наклонной линии (не доходя 1/3 в дополнительной строке), отрываем ручку, ставим на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо вверх, разворачиваем ручку. Опускаем по наклонной линии вниз, выполняем «качалочку» и поднимает по крючку до середины.

-Подвиньте стул так, чтобы между партой и вашим животом вмещался кулачек, сядьте прямо, возьмите в руки ручку.

-Обратным концом ручки обведите элементы буквы «р», напечатанные на верхней строке.

-Обведите ручкой пунктирные буквы «р» на верхней строке, допишите еще три буквы.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем.

-Наш поезд отправляется дальше, а чтобы не скучать в дороге зайка решил почитать. Зайка еще плохо читает, поэтому поможем ему.

-Прочитайте слоги на с.65 азбуки.

-Прочитайте слоги, где гласная буква указывает на твердость согласного звука. (ра ро ры ру)

-Прочитайте слог, в котором гласная буква указывает на мягкость согласного звука. (ри)

-Как обозначается на письме твердость/мягкость согласного звука? (с помощью гласных букв)

-Договорим эти слоги до целых слов. (ра-ма, ро-за, ры-ба, ру-ка, ри-сунок)

-Прежде чем отправиться дальше, мы должны научиться писать слоги с буквой р. Сядьте ровно, возьмите в руки ручку. Откройте пропись на с.6

-Прочитайте соединения, написанные на четвертой строке? (ра ри ро)

-Пишем слог ра. Пишем букву «р», затем ведем крючок до середины, пишем наклонную линию вниз, пишем «качалочку», затем пишем букву «а».

-Напишите оставшиеся соединения букв.

-Прочитайте слова первого столбика под голубой рамочкой на стр. 65 азбуки (рана ранка) Когда говорят рана? Когда ранка? Сколько слогов в слове рана? Какой ударный?

-Прочитаете слова второго столбика (тронул, уколол) Что значит тронул? Что значит уколол?

-На стр.6 прописи обведите слова рана и тронула, затем напишите их один раз.

-Прочитайте текст на стр. 65 азбуки.

У Иры растут катусы.

Ира тронула кактус.

Она уколола руку.

У Ира ранка.

-Я буду задавать вам вопросы, ответ на них прочитайте из текста.

-У кого растут кактусы?

-Кто тронул кактус?

-Что случилось с рукой Иры?

-У кого ранка?

-Прочитайте вопрос на с.6 прописи. (Кто уколол руку?) Прочитайте ответ на этот вопрос в азбуке. (Она уколола руку) Запишите это предложение в пропись на строку под вопросом.

-С большой буквы пишу первое слово, отступаю расстояние равное одному пальчику, пишу слова проговаривая по слогам, в конце ставлю точку.

На экране зайка

Зайка рядом с поездом

Дом-буквенная лента

Станция «Сказки Пушкина»

Азбука с.65

На слайде иллюстрация забора и схема под ним. По мере анализа слова, на экране появляются характеристики

На слайде иллюстрация двери и схема под ней. По мере анализа слова, на экране появляются характеристики

На слайде изображение цветов

Пропись с.6

Пишу на доске и проговариваю написание

Азбука с.65

Пишу на доске и комментирую

Азбука с.65

Пропись с.6

Азбука с.65

Пропись с.6

Пишу на доске с комментированием

Подведение итогов

-Итак, мы с зайкой подъезжаем к станции «Перемена».

-С какой буквой мы познакомились на уроке?

-Какие звуки может обозначать буква «эр?

Станция «Перемена»

Рефлексия

-Что понравилось на уроке?

-Что было трудно?

Спасибо вам за урок. Нам с зайкой было приятно с вами работать.

ФИО: Лящук Юлия Евгеньевна

Предмет: Русский язык

Класс: 1 «В»

Учебная тема: учить вычленять из слова звуки [р] и [р’], соотносить с буквой «р», читать слоги, слова и предложения с этой буквой. Научить правильно писать строчную букву «р», слоги и слова с этой буквой

Тип урока

комбинированный

Дидактическая цель

Дать понятия о главных и второстепенных членах предложения. Формировать умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

Задачи

Образовательные:

  • Формировать навык слогового чтения с переходом на чтение целыми словами;
  • Формировать текстовые умения;
  • Формировать каллиграфические умения и навыки;
  • Совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слова.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению языка;
  • Воспитывать аккуратность и стремление к качественному выполнению работы.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать речь, мышление.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- приводит примеры справедливого поведения из личного опыта;

- оценивает поведение героев «Сказки о рыбаке и рыбке».

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- контролирует выполнение учебной задачи.

Познавательные УУД:

- составляет рассказы по иллюстрациям, опорным словам;

- отвечает на вопросы по содержанию текста.

Коммуникативные УУД:

- задает вопросы познавательного характера.

Основные понятия

Звук, буква

Ресурсы:

Для учителя: конспект, азбука, пропись, презентация.

Для ученика: азбука, пропись, презентация, сигнальные карточки.

Организация пространства

Фронтальная

Источники информации

Печатные издания:  Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина].- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ид. – (Школа России).

Сайты:


Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1 имени К.Д. Ушинского

Конспект пробного урока по Русскому языку

Тема: «Звуки [р] и [р’], буква «Рр». Письмо строчной буквы «р»»

В 1 «В» классе школы № 1270

Студентки группы 42-У

ПК №1 им. К.Д. Ушинского

Лящук Юлии Евгеньевны

С конспектом урока ознакомлена «…» ……. 2014 года

Филлипова Ольга Игнатьевна

________________ (подпись учителя)

К уроку допущена «…» …… 2014 года

Саратовских Людмила Ивановна

_______________ (подпись методиста)

Оценка за урок: __________

Москва, 2014 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо Подзаголовок

Слайд 2

Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком?

Слайд 4

а о у ы н л и к т с

Слайд 6

Пушкино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...

Конспект урока русского языка. "Заглавная буква в словах" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.Пла...

Конспект урока русского языка. Тема: «Буквы гласных звуков после шипящих. Написание ЧК ЧН ЩН».

Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правил...

Конспект урока русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Урок русского языка (1 класс)Урок открытия нового знанияТема урока: Заглавная буква в именах собственных...

Конспект урока русский язык 1класс буква с звуки с и с\'

Конспект урока русский язык 1класс буква с звуки с и с'...