Конспект урока русского языка "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку

Юрьева Майя Николаевна

Урок русского языка (1 класс)

Урок открытия нового знания

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkogo_yazyka_zaglavnaya_bukva.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (1 класс)

Урок открытия нового знания

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных

Цель: создание условий для овладения навыка правописания заглавной буквы в именах собственных, отработка на практике полученных знаний.

Предметные

  • Способствовать формированию теоретических знаний по русскому языку, активизации словарного запаса.
  • Содействовать развитию мышления, памяти, грамматической зоркости.
  • Создать условия для формирования умения решать поставленные задачи, использовать личный опыт и знания своих сверстников.
  • Научить использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, работать с информацией, представленной разными средствами.
  • Формировать нравственные, эстетические взгляды, культуру общения и поведения.
  • Содействовать развитию речи учащихся: обогащение словаря, навыков речевого общения в деятельности.

Метапредметные

  • Развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение.
  • Формировать УУД:
  1. Регулятивные УУД:

- принятие заданной учебной цели;

- развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;

- планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- адекватное принятие оценки взрослого.

  1. Познавательные УУД:

- обобщение полученных знаний;

- осуществление познавательного интереса к обучению.

  1. Коммуникативные УУД:

- создание условий для учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

- формирование умения работать в паре;

- контролирование действий партнеров;

- формирование эмоционально-позитивного отношения к учебному процессу;

- умение учитывать мнения одноклассников.

Личностные

  • Включаться в деятельность на личностно-значимом уровне.
  • Осознавать ответственность за общее благополучие ученического коллектива.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей стране, ее природе.
  • Создавать условия для развития интереса к предмету.
  • Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Эмоциональный настрой на урок (методика «Ледокол»)

- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно, и тогда у нас все получится!

  • Повторение правил посадки

- Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно.

2. Сообщение темы урока

(на доске написано СТРАНАБОЛЬШИХ БУКВ)

- Можно прочитать эту запись?

- Что нужно сделать, чтобы ее прочитать?   (Разделить запись на слова. Их здесь три.)

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые пишутся с большой буквы и вспомним почему некоторые слова русского языка надо писать с большой буквы (правило написания имен собственных).

- Тема нашего урока «Заглавная буква в именах собственных».

3. Закрепление пройденного материала.

(На слайде записаны слова: Денис, деревня, Кораблев, город, Маша, девочка, Крылова, мальчик, Москва, озеро, Макарово, Байкал, Мурка).

- Внимательно посмотрите и скажите, на какие две группы их можно разделить (слова, которые пишутся с маленькой буквы, слова, которые пишутся с большой буквы)

- А что общего у слов, которые пишутся с большой буквы? (собственные)

- Какое правило написания имен собственных вы знаете? (имена собственные пишутся с большой буквы).

- А какие слова относятся к именам собственным?

Физминутка «Игра «Поймай словечко» (можно провести стоя).

- Я буду называть слова, а вам нужно определить имя собственное оно или нет. Если да, то вы его ловите хлопками.

- В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей. Самым главным из них был малыш по имени Знайка. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который всех лечил от болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Жил в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька.

4. Работа в тетради 

- Пришло время поработать в тетрадях.

- Открываем тетради. Вспоминаем правила посадки при письме, правило расположения тетради на парте.

  • Минутка чистописания.

- Сегодня мы будем упражняться в правописании букв Б, В, Д. Посмотрите на эти буквы. Что общего? (все они заглавные, прописные, большие)

  • Графический диктант

- Запишите первые буквы слов: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, береза, Даша, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский.

5. Актуализация знаний

  • Работа в парах

 - У вас на партах лежат конверты с заданиями. Поработайте в парах. Прочитайте задания и подчеркните все имена собственные.

(Мою сестру зовут Лена. Моя бабушка живет в деревне Дубки. Мы отдыхали на озере Байкал.)

- С какой буквы написаны имена собственные?

- А какие еще слова написаны с большой буквы? (начало предложения)

- А что такое предложение?

  • Игра «Живые слова»

- Давайте составим и запишем предложения из слов.

Сережка играл в машинки во дворе. У девочки потерялась сережка.

(Ученикам раздаются карточки с написанными словами. По сигналу учителя они выстраиваются в определенном порядке так, чтобы получилось первое предложение. Сравнить с предложением, записанным на слайде.

А потом составить второе предложение. Сравнить с предложением на слайде.

- Что обозначает слово, написанное со строчной буквы?

- Что обозначает слово, написанное с заглавной буквы?

  • Выборочное списывание (мальчики записывают предложение с именем собственным, а девочки предложение без имени собственного).

Физминутка  Игра «Вспомним, повторим, закрепим» (На партах у учащихся карточки, где написаны имена собственные, у всех разные)

- Давайте вспомним слова, которые всегда пишут с большой буквы.

- Названия городов пишут с большой буквы (встают те ученики, у которых карточка с названиями городов: Белгород, Строитель, Москва).

- Клички животных пишут с большой буквы (встают те ученики, у которых карточка с кличками животных: Шарик, Тузик, Пушок).

- Имена сказочных героев пишут с большой буквы (встают те ученики, у которых имена сказочных героев: Мальвина, Буратино, Тузик).

- Имена пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых карточки с именами: Олег, Глеб, Мария, Настя). 

- Фамилии пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны фамилии: Иванов, Петров, Масленникова).

- Названия улиц пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны названия улиц: Кривошеина, Победы, Жукова).

- Названия морей пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны названия морей: Черное, Азовское).

- Отчества людей пишут с большой буквы (встают только те ученики, у которых на карточках написаны отчества людей: Сергеевна, Николаевич, Андреевич).

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Мы с вами сегодня весь урок разговаривали о словах, которые пишутся с большой буквы. Есть очень хорошее стихотворение о большой букве. (читает стихотворение ученик класса)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв - подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

6. Работа в тетради

- Запишите предложения в тетрадь.

Буква большая - совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

7. Итог урока

- А сейчас ребята посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте, на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее. Какую букву напишите?  (большую) Задумывались ли вы над тем, что означает ваше имя?  С оборотной стороны написано, что оно обозначает, а также астрология вашего имени. Все это вы посмотрите на перемене, дома с родителями. И будете гордиться своим именем.

8. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Встаньте и подойдите ко мне. Давайте возьмемся за руки. Вы сегодня молодцы. Хорошо работали на уроке. У нас все с вами получилось. Давайте поблагодарим друг друга за проведенный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...