Урок по предмету русский язык (3 класс) Значение и употребление глаголов в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Павлычева Яна Николаевна

Урок русского языка в 3 классе, по программе ШКОЛА РОССИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. М.В. Ломоносова

г. Елизово

  Урок по предмету русский язык

 (3 класс)

Значение и употребление глаголов

 в речи.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 им.

М.В. Ломоносова

Павлычева Яна Николаевна

2015г

Цель: Формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.

Задачи:

Обучающая – обучить распознавать глагол среди других частей речи и совершенствовать этот навык.

Развивающая – развитие речи, операций мышления (анализ, синтез, обобщения и т.д.), расширять словарь учащихся,  развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;

Воспитательная – воспитывать аккуратность, любовь к языку, уважительное отношение друг к другу, работая в парах.

Планируемые результаты:

  -обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи;

 -создать условия учащимся для самостоятельного формирования выводов на основе своих наблюдений и сравнений; находить глаголы в предложении и  правильно ставить вопросы Что делать?  Что делают? Что сделал?;

-выполнять творческие задания;

- слушать собеседника и вести диалог;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания;

-работать в паре и оценивать товарища.

Форма обучения:

Индивидуальная

Коллективная

Групповая

Тип  урока:  Урок повторения материала.

Оборудование:  проектор, компьютер,  интерактивная   доска,  презентация,  карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями,  

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  • У: Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

  • У: Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.
  • Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)

(Слайд 1)  Прочитайте девиз нашего урока:


Учащиеся:

«Учись, смекай, активным будь
 И к знаниям откроешь путь!»

 «Интервью - шутка»

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы  и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

 Лишь названия.

 А я приду-

 Все в действие придет.

 

  • У: О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)  - слайд 2

Запишите в тетради число,  классная работа. Посередине страницы. –ГЛАГОЛ

Что же обозначает слово глагол?

Найти информацию в ноутбуке.

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Даля мы читаем:  «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»

  • Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
  • Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
  • появляется тема на доске

   «Значение и употребление глаголов в речи»

Какие  учебные  задачи  мы  должны  решить  на  уроке?

Постановка целей:  Появляются на доске.

  1. Распознавать глагол среди других частей речи.
  2. Для  чего  нужны глаголы?

(да, они показывают, что делает тот или иной предмет)

  1. Определить признаки глагола.

1. Постановка учебной задачи

         Сравните два текста ( Слайд 3). Чем различаются?

         В первом нет глаголов. Какие части речи встретились в первом тексте?

          Прочитайте глаголы. Что они обозначают? (действие)

           Для чего они нужны? ( показывают что делает предмет)

  1. Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
  2. Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

 (Слайд 3)

3 человека у доски с каждого ряда. Распределяют глаголы по столбикам остальные записывают в тетрадь по рядам. Ученики пишут с  карточки на парте.

 У. Разделите данные глаголы на 3 группы в зависимости от вопроса и запишите в тетрадь. По рядам. (записываю вопрос) С карточки выписывают глаголы.

1 ряд                                2 ряд.                                        3 ряд

Что сделала?                Что сделал?                        Что сделали?

началась                        ударил                                побежали

вспыхнула                        полил                                заблестели

                                                                        затихли

Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?)

  1. Работа над правилом.

А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 вашего учебника. Прочитайте его про себя.

Так что – же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным? (это ЧР)

Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает

  1. Первичное закрепление

Электр. приложение (3 класс.)

Распредели глаголы по корзинам в зависимости от вопроса на который они отвечают.

Что сделал?                Что делал?                Что сделает?

Замолчал                        лежал                перекричит

Встретил                        бежал                перемолчит

зажурчал                

Прочитай глаголы 1,2,3 корзины.

У: На какие  вопросы отвечают глаголы?

  1. Работа в парах на карточках.

 По вариантам распределить сущ.-1 вариант и гл-2 вариант. (Проверка  2 кл электрон прилож). Запишите в тетерадь.

Слова: просить, корм, хитрость, встречать, звон, свист, просьба, зелень, звонить, зеленеть, горе, хитрость, свистеть, встреча,  кормить.

  1. Выявление нового признака глагола – Чаще всего в предложении глагол - (сказуемое)

Электор.  приложение 3 класс. Упр 173.

У.         Прочитайте предложения из стихотворения Сурикова.

Какой темой можно объединить все данные предложения? (О весне)

Как найти в предложении глагол?

Выпиши второе  предложение в тетрадь и подчеркни грамматическую основу.

Проверка у доски.

Найди в каждом предложении  грамматическую основу.

Назови сказуемое. Какой частью речи оно выражено?

Назови роль глагола. в предложении.

( Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым, вместе с подлежащим он образует грамматическую основу).

  1. Работа в парах

А теперь, попробуйте расселить наш глагол на улице частей речи. Будьте внимательны. (Учитель использует таблицу и карточки со словами)

Улица частей речи.

Дом 1.

Часть речи

Обозначает

Предмет

Отвечает на вопросы

Что делает? Что сделает?

Дом 2.

Часть речи

Обозначает

Действие предмета

Отвечает на вопросы

Какой? Какая?

Дом 3.

Часть речи

Обозначает

Действие предмета

Отвечает на вопросы

Что делает? Что сделает?

У.Можем ли мы поселить глагол в дом 1?(Нет).

А почему? (В доме 1 не указаны все признаки глагола)

У.Признаки ,какой ЧР указаны в доме 1? (Никакой, такой части речи нет).

А что же мы можем изменить, чтобы поселить туда жить какую – нибудь ЧР?(Изменим вопросы ,на которые должна отвечать эта ЧР: кто? , что? Тогда, поселим туда имя существительное).

Аналогичная работа ведется с последующими двумя домами. В итоге получается:

Дом 1 – имя существительное;

Дом 2 – имя прилагательное;

Дом 3 – глагол.

 Проверка по веб. камере.

8.Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И  трудиться  вновь  начните.

9.Составление алгоритма определения глагола.

знаете ли вы!

    Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:

  • МОЧЬ
  • СКАЗАТЬ
  • ГОВОРИТЬ
  • ЗНАТЬ
  • СТАТЬ
  • ВИДЕТЬ

10. Домашнее задание. С. 102 упр.172

Жить по глаголу. Запишите это выражение.

Дома нужно было посмотреть в толковом словаре Владимира Ивановича Даля или в интеренете.

Что означает это выражение? (жить в мире,согласии и дружбе

У.Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.

Инсценировка стихотворения. Подведение итогов.

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…..

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

« Кричать» - кричу,

« Вертеть» - верчу,

« Двигать» - двигаю

« Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!…

Открываю: наш сосед….

( Он живет под нами).

Не причёсан, не одет –

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

  • Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

  • Уважаемый сосед,

      никого в квартире нет,

    Я пришёл из школы

   И учу глаголы….

У.Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

И в заключении давайте подведём итог .

Рефлексия

На этом уроке…

  1. Я всё понял.
  2. Было интересно.
  3. Было скучно.
  4. Запомню надолго.
  5. Ничего не понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...

презентация бинарного урока по предметам русский язык и английский язык

Представленная разработка показывает как в начальной школе можно проводить бинарный урок по двум предметам: русскому языку и английскому языку. В ходе урока учитель английского языка взаимодействует с...

Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"

Это конспект урока, направленный   на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...

Урок по предмету Русский язык в 4 классе по теме:"Различение названий предметов по вопросам кто? что?"

Урок по предмету Русский язык в  4 б классеТема: «Различение названий  предметов по вопросам кто? что?»...