Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Позднякова Елена Александровна

На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного  выбора безударного окончания в именах существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

Цели: 1) закрепить умение определять у существительных тип склонения; учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;

2) развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

3) воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки с пословицами.

Ход урока

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся

— Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Я желаю вам с хорошим настроением провести этот урок.

Запись числа и классной работы

(Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число и классная работа.)

2.Минутка чистописания

н  Н н Н

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (н) (согласный, звонкий, твёрдый)

 Прочитайте предложение.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

-Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит? (Новый день надо начинать с утренней зарядки)

Зарядка заряжает энергией, отличным настроением на весь день, улучшается кровообращение, доставка кислорода с питательными веществами. 

Назовите орфограммы в словах? (Начинай – он начал, дело начато; сочетание жи; утренней – удвоенная нн, зарядки – парный согласный (зарядить) приставка по, ник – суффикс, недел - корень. (Раньше «неделей» называли воскресенье – день отдыха, а понедельник шел после дня отдыха, после недели.). по - приставка, недел - корень, ник - суффикс.

Запишите пословицу.

-Назовите слова, где количество звуков и букв не соответствует. (жизнь, понедельника, новую)

Назовите в этой пословице словарное слово (Понедельник)

Кто догадался, какой следующий этап урока?

3.Словарная работа (1 уч-ся у доски)

Вам было задание подобрать загадки с отгадками, которые являются существительными 1,2,3 склонения. Кто справился с этим заданием?

Давайте вспомним, какие существительные относятся к 1 (2), (3) склонению?

(1 склонение: существительные ж.р. и м.р. с  окончаниями а, я)

(2 склонение: существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями о,е.)

(3 склонение: ж.р. с мягким знаком на конце)

-К доске идёт … . Записываем слова, разделяя их по склонениям.

Учащиеся  сами читают загадки, все записывают отгадки в 3 столбика по склонениям. Подчёркивают орфограммы.

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.              (Арбуз)

С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
                                                 ( Газета)

 Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?               (Картофель)

Если кашель или грипп,
Или голос Ваш охрип
Если плохо человеку-
Мы торопимся ...(в АПТЕКУ)   (Аптека)

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.  (Мышь)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.   (Печь)

4.Знакомство с новым словарным словом

А теперь отгадайте мою  загадку:

Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он  вес,
И, наконец, совсем исчез.    

    алендарь.)                         календарь

Работа с толковым словарём. Нахождение значения слова.

-Что означает это слово? (…)

Давайте более точное значение этого слова узнаем в толковом словаре.(2 ученицы ищут значение слова в толковом словаре)

Календарь –

Запишем это слово в нашем словарике. Запомните его написание.

     Запись слова  в орфографический словарик.

4.Самоопределение к учебной деятельности.

На доске записано стихотворение Б.Заходера:

-Прочитайте стихотворение (про себя). Прочитаем вслух.

В лесочк… над речк..й

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

5.Постановка темы и целей урока

- Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.

Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.

Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.

 (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)

- Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.

-Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?

(Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в  данном  падеже данного склонения.)

Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р.п.? В Д. и П. п.?

Как ещё можно проверить безударное окончание?

 Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд )

Какими словами – помощниками  нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

-. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

- Сформулируйте учебные задачи:

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться правильно определять тип склонения и падеж имени  существительного;

- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)

6. Работа по теме урока.

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)

В лесочке над речкой

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лесом и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачьей.

В лесочке, над речкой, на дачке, лесом, дачей, в жизни.

Вывод по правописанию безударных окончаний существительных.

7. Закрепление, обобщение материала:

 Работа по учебнику

Упр.236

8. Физкультминутка

9. Продолжение работы по закреплению и обобщению:

 Работа с деформированным текстом

Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

Слайд

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря.  В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

              Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)

  • опушились, иней, деревья, блестящим
  • лес, в, убор, красив, зимнем
  • Слайд

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

Слайд

Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.

 Игра в правильном определении падежей и выборе окончания (работа в группах)

Мы сейчас поиграем. Нам надо разделиться на 2 команды.

-У вас у каждого лежит на парте карточка со словосочетанием. Определите падеж существительного. Найдите свою группу по данному падежу. (Все ученики делятся на  группы по падежам: 1 группа -Р.п.,                         2 группа -Д.п., и - П.п.,)

         -Вставьте окончания имён существительных. Проверьте, все ли верно определили свою группу.

Р. П.     (без ошибк ..,  из деревн.. ,  около площад…, после школ… )

Д.п. и П.п    (к рощ…, по дорог.., в пол…, на речк…)

 Игра «Собери пословицу», вставив правильно окончание.

Друзья познаются                                потех .  час

Азбука – к мудрост .                                 в бед .

Своя земля                                                тен .  боится

Делу время,                                        ступенька

Трус своей                                                и в горст .  мила

Правд..                                                    огонь не страшен

Объясните написание.

10. Рефлексия Слайд

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

 (Ответы детей)

Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....