МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

по материалам М.Р. Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_izucheniya_russkogo_yazyka_v_shkole.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык».

Метод предполагает:

  • определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;
  • определение способа преподнесения материала учащимся;
  • характер взаимодействия учителя и учащихся;
  • определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке.

Методы по этапам учебного процесса:

  • методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования;
  • методы, применяемые на этапе усвоения нового материала;
  • методы закрепления; методы контроля и оценки и др.

Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи...

Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Языковой анализ как метод

В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное – это обобщение, вершина познавательного процесса.

Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):

  • языковой анализ текста;
  • синтаксический анализ (в пределах предложения);
  • морфологический анализ (части речи, их формы);
  • морфемный анализ (состав слова);
  • словообразовательный анализ;
  • анализ или характеристика лексики;
  • фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);
  • элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики.
  • Для устной речи - характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр.

Огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их.

В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом.

Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род алгоритма.

Например, последовательность морфологического разбора такова:

  1. определить, к какой части речи относится разбираемое слово;
  2. назвать его в его исходной форме;
  3. назвать постоянные признаки слова как части речи;
  4. определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.; 
  5. указать окончание и основу; определить морфемный состав основы;
  6. указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую функцию;
  7. возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки.

Порядок синтаксического анализа предложения:

  1. прочитать предложение с необходимыми интонациями;
  2. указать, простое оно или сложное;
  3. если сложное - с союзами или без;
  4. если простое: функциональный тип, интонационный тип, распространенное или нет, и т.п.;
  5. главные члены: последовательность разбора членов предложения по синтаксическим связям между ними;
  6. возможно: какой частью речи выражен каждый член предложения;
  7. осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).

Порядок лингвистического анализа текста (его компонента - абзаца, сложного синтаксического целого):

  1. прочитать данный компонент текста;
  2. сказать, из какого произведения взят отрывок, кратко - его содержание;
  3. указать на его относительную законченность, самостоятельность;
  4. указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение;
  5. охарактеризовать связи между предложениями: смысловую, союзную, местоименную, с помощью повторов слов и пр.;
  6. указать соотнесенность глагольного времени в предложениях;
  7. лексические характеристики;
  8. прямую речь, если есть (как она построена);
  9. возможно: знаки препинания.

Порядок характеристики слова как лексической единицы:

  1. семантический аспект; значение слова, его толкование;
  2. если слово многозначно - толкование нескольких значений;
  3. подбор синонимов к слову, возможно - антонимов;
  4. возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления;
  5. возможно: переносное значение в данном тексте;
  6. какая часть речи;
  7. морфемный состав;
  8. возможно: объяснение словообразования.

Порядок фонетического анализа:

  1. произнесение слова;
  2. выделение звуков в слове, их количество;
  3. соотнесение звукового и буквенного состава слова;
  4. объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука;
  5. указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал);
  6. характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр.;
  7. слогоделение, ударяемые и безударные слоги;
  8. ударение;
  9. возможно: транскрибирование;
  10. указание орфограмм и способа их проверки.

Языковой анализ («грамматический разбор») используется в следующих вариантах:

  1. полный и неполный, с различной степенью «сжатия»;
  2. устный и письменный, последний нередко содержит элементы графические - условное подчеркивание, построение таблиц, схем, моделей и пр.

Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях.

Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых упражнениях анализ идет впереди синтеза.

Метод конструирования

В учебных целях синтез чаще всего используется как конструирование.

Виды учебного языкового конструирования:

  1. сложение слов, синтез звуковой: построение слов (фонетических) из сочетаний звуков;
  2. то же в буквенном, письменном варианте: сложение слов из букв и их сочетаний (на наборном полотне или письменно); образование слов из данных или подбираемых морфем; составление гнезд родственных слов (однокорневых); образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр.;
  3. образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;
  4. составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;
  5. составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.

Сравнительно-исторический метод

Этот метод, высоко оцененный Ф.И. Буслаевым, имеет два варианта:

  1. сравнение родного (современного) языка с различными ступенями его истории - славянскими, древнерусскими
  2. сравнение современного русского языка, родного для учащихся, с изучаемыми языками (английским, французским, испанским, немецким и пр.).
  3. сравнение изучаемого русского языка (которым многие дети уже владеют) с родным языком, например: татарским, карельским, мордовским и др.

Условия возрождения этого метода или его элементов:

  1. введение в круг чтения школьников хотя бы небольших отрывков из древнерусской литературы, из церковнославянских текстов.
  2. введение небольших справок по исторической фонетике, графике и грамматике русского языка, доступных случаев словообразования и этимологии. Отличный материал содержат пословицы, фразеологические единицы, язык сказок и былин. Полезно также знакомство с говорами, с диалектной лексикой, топонимами (названиями рек, озер, гор, городов, деревень).
  3. изучение неродных языков: они дадут материал если не для исторической, то для сравнительной методики.

Наглядные методы

Эти методы выводятся в соответствии с моделью:

от общей закономерности познания —> к принципу к методу обучения.

Такой подход более эффективен для изучения языка (языков), так как:

  • первым нацелен на зрительные восприятия,
  • изучение же языка в первую очередь ориентировано на слуховое, акустическое восприятие речи, языковых форм и на его акустическое продуцирование.

Такое понимание наглядности находит применение в изучении:

  • фонетики,
  • в выразительном чтении,
  • в орфоэпии,
  • интонациях,
  • в развитии дикции, голоса,
  • в диалогах и монологах,
  • в различении смысловых оттенков речи,
  • в разграничении слов, особенно - паронимов.

Зрительная наглядность в языковом развитии школьников играет вспомогательную роль:

  • это использование картин и других наблюдаемых объектов для бесед и рассказов,
  • для лучшего понимания слов и оборотов речи,
  • для сочинений и других речевых упражнений,
  • для словарной работы,
  • для эстетического, эмоционального развития школьников.
  • Используется также такой прием, как рисование картин, иллюстраций самими учащимися.

Большое место в системе обучения имеют различного рода таблицы, схемы, модели, диаграммы, в орфографии работает зрительное запоминание, в языковом анализе – условное подчеркивание и т.п.

Используются, наконец, цветные мелки для выделения изученных морфем, орфограмм и пр.

Метод рассказа учителя

Это вариант метода лекционного, который в начальных классах в полном объеме не применяется.

Сущность этого метода в том, что учитель излагает новую тему сам, в строгой логике, достаточно высоким научным стилем, целесообразность метода в том, чтобы учащиеся получили новое знание в полной форме, без блужданий.

В таком изложении должны быть элементы рассуждения и доказательства; рассказ учителя сопровождается доступными примерами, наглядными записями на доске, используются плакаты и пр. По ходу рассказа учителя ученикам задаются вопросы, т.е. рассказ не чужд элементов беседы. Продолжительность такого рассказа - не более 7-8 минут.

Рассказ учителя обычно сочетается с другими методами, предусматривающими высокий уровень познавательной активности самих учеников.

Эвристические, или поисковые, методы

Они рассматриваются как основа развивающего обучения.

Эвристика – метод обучения через открытия, через решение субъективно-творческих задач; метод предполагает создание ситуаций, подводящих ученика к микрооткрытию, проводит ученика по ступеням поиска, пройденным когда-то первооткрывателем данной частицы нового знания.

Осознание проблемы имеет три степени самостоятельности, приближающей школьника к творчеству:

  • понимание ситуации, порождающей вопросы, осознание мотивов, превращающее их в цель;
  • осознание возможного способа решения задачи, достижения цели;
  • сравнение нескольких способов решения, выбор оптимального варианта.

На высших, исследовательских, ступенях эвристической методики ученик практически использует многие методы научного исследования: наблюдение с различными способами фиксации результатов (запись, условные знаки, рисунок), моделирование, обобщение, таблицу.


Игра как метод

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития.

Функции игры в школе:

  1. Облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.
  2.  «Театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес... Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.
  3. Соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Коммуникативные методы

Пока язык рассматривается как замкнутая система, можно ограничиться изучением его структуры и механизмов.

Но, когда мы выходим в область прагматики, т.е. использования языка в ситуациях общения, неизбежно встают вопросы:

  • о мотивах, целях высказывания, о его смысле, т.е. о содержании, обусловленном мотивами;
  • о выборе вербальных и невербальных средств (к числу невербальных средств общения относятся жесты, мимика, прикосновения -тактильное общение, интонации, умолчания и пр.);
  • о коммуникативной целесообразности выбора тех или иных средств;
  • о механизме выбора слов, об их порядке в предложении...

В современной лингвистике используется понятие «дискурс» (в переводе с фр. - «речь»). Согласно теории дискурса любая языковая конструкция рассматривается со следующих точек зрения:

  • мотивационной,
  • вербальной,
  • акустической (или графической),
  • кинической (греч. кинема - «движение»),
  • пространственной.  

Изучая лексику, школьники осознают знаковую функцию слов и зависимость значений от условий коммуникации.

На уровне морфем школьники исследуют их функции в передаче значений, в создании «продукта» языка, использования его единиц - взаимопонимания в общении.

Грамматику школьники усваивают как средство оптимального взаимопонимания в общении, уясняют роль предложения в обмене мыслями.

В коммуникативной методике заложены основы не только понимания речи других и языка литературных произведений, но и усложнение самого языка:

  • потребности выражения мысли требуют введения новых слов,
  • усложненных синтаксических структур.

Коммуникативные методы в наибольшей степени вводят школьников в мир языковой целесообразности, способствуют пониманию необходимости каждой, казалось бы, мелочи в системе языка.

Язык предстает перед школьниками как логически целостная система.

Коммуникативные методики не противоречат никаким другим методам, они дополняют и углубляют их.

Программированное обучение и компьютер

В любом случае языковой теоретический и практический материал должен быть определенным образом препарирован, описан доступно, удобно для процесса обучения.

Эта идея компоновки, препарирования материала, представления его в виде обучающих программ наиболее ярко выражена в так называемом программированном обучении (60-е годы) и в компьютерном обучении (80-90-е годы).

Программированное обучение предполагает три требования:

  1. четкое структурирование преподносимого материала;
  2.  подача материала ученику малыми дозами: каждая доза - «шаг» к усвоении;
  3. обратная связь, т.е. самоконтроль после каждого «шага». Материал подается ученику индивидуально, каждый работает в своем темпе. Самоконтроль чередуется с вопросами, задаваемыми учителю или компьютеру.

В настоящее время применение компьютера в школе или дома ограничивается следующими ситуациями;

  • компьютер получает вопрос ученика и выдает на экране ответ в виде текста, чертежа, модели;
  • ученик выполняет задания, заложенные в программе компьютера, набирая ответы, и компьютер оценивает их правильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной

Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001549 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001533Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского...

Статья "Использование блок-схем и алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе"

При изучении правил правописания глагола и морфологического разбора данной части речи учащиеся испытывают затруднения. Блок-схемы и алгоритмы позволяют систематизировать материал и способствуют лучшем...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Статья «Игра - как метод изучения английского языка»"

Дидактические игры как метод изучения английского языка....

Игра - как метод изучения английского языка.

В наше время знание иностранного языка становится всё более необходимым для людей самых разных профессий, всё крепче становятся связи между странами, и современное образование должно отвечать запросам...