Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"
статья по русскому языку на тему

Колесникова Юлия Юрьевна

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в социальной, и в психологической адаптации учащегося к новейшей культуре, обычаям и традициям, образу жизни, к новым взаимоотношениям в другом коллективе. Как же помочь ребенку адаптироваться в новой среде? Как научить его не только говорить, но и думать на русском?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_r.yaz_.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе.

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в социальной, и в психологической адаптации учащегося к новейшей культуре, обычаям и традициям, образу жизни, к новым взаимоотношениям в другом коллективе. Как же помочь ребенку адаптироваться в новой среде? Как научить его не только говорить, но и думать на русском?

Начиная уже с первых дней обучения детей в школе, надо вызвать заинтересованность к изучению русского языка, формировать чутьё к языку, психологически подготавливать к дальнейшему его изучению  в школе.

На собственном опыте убедилась, что абсолютно для всех изучающих русский язык как неродной особенную сложность предполагают:

  • определение родов у имен существительных, прилагательных, местоимений и согласование между ними («моя портфель», «мой ручка», «твой мама», «Петя сказала» и др.);
  • трудности, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности
  • категории падежей, вида и времени (распознавание предлогов «в» и «на», разное оформление существительных в предложном падеже: «на работе», но: «в парке»);
  • фонетические трудности (слитное произношение предлога с существительным, оглушение/озвончение: с завода — в столе и т.п.);
  • трудности усвоении глагольного управления (Доволен чем? Удивляется чему? Работает где?).

В зависимости от степени близости родного и русского языков, уровень проблемы в этом случае может быть различный.

Для того, чтобы изучение русского языка было увлекательным, использую разные виды игровых и коммуникационных технологий. Применяю занимательные ролевые, словесные, наглядные игры, разнообразные типы карточек, как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал: веера с гласными/согласными буквами (для закрепления таких тем, как «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Парная согласная»), сигнальные карточки с падежами, таблицы – схемы по разным темам.        

Учебная задача становится более понятной, материал урока проще и скорее запоминается, закрепляется ранее изученный материал и приобретаются новые речевые навыки и умения. В процессе игры дети усваивали новую лексику, тренировались в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремились выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы.

Кроме того применяю формы организации работы с детьми, как на уроке, так и во внеурочное время. Преимущество этих форм работы заключается в том, что они существенно повышают коммуникативные функции ребёнка, объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть страх допустить оплошность, а это наиболее основное в работе с подобными учащимися. Разыгрываю различные жизненные ситуации, в которых возникает потребность спросить, сказать или ответить что-либо на русском языке. Коллективная форма работы помогла создать у детей запас более используемых русских слов и фраз для применения их в разговорной речи.

Работа в парах дает возможность детям общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь в верном и точном произношении речевого материала, при этом идет ненавязчивая отработка и развитие  фонематического слуха. Индивидуальная работа с учащимися дает возможность расширить словарный запас ребенка, дать представление о лексическом значении  и орфоэпическом произношении русских слов.

Немало позитивных результатов принесла и внеклассная работа.

Конечно же, не обошлось и без помощи родителей. Они с удовольствием принимали участие в мероприятиях, готовили и проводили их, помогая мне общаться с детьми со слабым и нулевым уровнем владения русской речью. Ученики армянской национальности активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях,  знакомят нас с культурой и обычаями своего народа.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного, требуют от учителя четкой организации использования различных методов, форм и приемов работы в рамках ФГОС и создаёт условия для «мягкого и безболезненного» включения детей в процесс обучения; корректирования имеющихся и формирования новых знаний в области русского языка, а также помогает обучению видам речевой деятельности (говорению, чтению, аудированию, письму).

Всё это помогает создать на уроках атмосферу доверия, сотрудничества и отчасти творчества. Еще многое предстоит сделать и проанализировать, но меня радует повышение интереса к изучению русского языка учащихся, для которых русский язык не является родным. Рано говорить о высоких результатах, но процент качества знаний не стоит на месте, он постепенно увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 1 класс (УМК "Начальная школа 21 века")

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 1 класс (УМК "Начальная школа 21 века") и спецификация к ней...

Самостоятельные работы по русскому языку 1 класс "Перспективная начальная школа"

Самостоятельныеработы по обучению грамоте. Программа "Перспективная начальная школа"...

Статья на тему "Преподавание русского языка как неродного в начальной школе"

Статья на тему "Преподавание русского языка как неродного в начальной школе"...

Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе

Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку в начальной школе...

Контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК Начальная школа 21 века

Контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК Начальная школа 21 века...

Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Контрольная работа по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...