Статья на тему "Преподавание русского языка как неродного в начальной школе"
статья по русскому языку на тему

Rayhon72@mail.ru

Статья на тему "Преподавание русского языка как неродного в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

           Преподавание русского языка как неродного в начальной школе.

                                  Ганиева Райхон Ильгизовна,

     учитель начальных классов высшей категории, гимназии №155

В условиях непрерывного расширения и укрепления политических, экономических и культурных связей между народами возрастает роль русского языка как средства межнационального общения и сотрудничества. Знание   русского  языка   расширяет доступ   к   достижениям  мировой

науки,  техники,   культуры,    позволяет   человеку    свободно

общаться с представителями разных национальностей. 
Начальный этап обучения представляет собой важное звено непрерывного курса русского языка в школе. От уровня сформированности у учащихся знаний, умений и навыков зависит успешность практического овладения языком на дальнейших этапах обучения.                                                              
Главной задачей в обучении учащихся национальных школ русскому языку является выработка у них как языковой, так и коммуникативной компетенции, умений и навыков во всех видах речевой деятельности. Процесс владения русской речью предполагает также формирование культурологических, стилистических знаний и навыков. 
Слова академика В.В. Виноградова, "хорошее знание и чутьё родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» непосредственно относятся и к области  изучения второго языка. Одним из обязательных компонентов культуры речи 
является её правильность, соблюдение говорящими и пишущими ортологических норм. Подлинная же речевая культура предполагает, кроме того, умение точно отбирать языковые средства в зависимости от целей коммуникации, свободно оперировать ими в соответствии со стилистическими нормами.

 Следуя современным требованиям к обучению языку межнационального общения, методика преподавания русского языка обновляет сложившиеся традиции, ищет новые подходы, методы и приёмы работы с учащимися. В методике в последние годы появился ряд новых идей и направлений: формирование современной языковой личности, владеющей языковой лингвистической и коммуникативной компетенцией; в теории и практике обучения русскому языку как неродному утверждается лингвокультурологический аспект.                                                                                                                                                                                                                                                    Обучение языку - это формирование речевой деятельности на нем, когда весь процесс обучения строится таким образом, чтобы дети, овладев необходимым произносительным и лексико-грамматическим материалом, были бы в состоянии создавать самостоятельные высказывания, не повторяющие изученного, а видоизменяющие его в зависимости от реальных ситуаций общения. Обращение к учебному материалу (языковому и литературному) должно быть опосредованным реальной ситуацией коммуникации на изучаемом языке. Практическое овладение языком в целом и отдельными элементами его языковой системы должно осуществляться не в форме заучивания и запоминания, а в активной речевой деятельности обучаемых в специально подобранных и умело создаваемых речевых ситуациях.                                                                                                             Cреди используемых на сегодня в современной методике принципов на первое место следует поставить принцип коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку. Такой подход дает целый ряд дидактических преимуществ. Изучаемые явления языковой системы в конкретной ситуации легче осознаются. Конкретная ситуация содействует более легкому их запоминанию, а также формированию умений их правильно употреблять в такой же или близкой ситуации.

Прежде всего, для успешного обучения необходимо сформировать у учащихся положительную мотивацию, в классе создать комфортные условия, найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, определить уровень владения языком (он может быть слабый или средний)                                    Дети со слабым уровнем знаний могут начать изучать русский язык с русскими детьми, но ещё целесообразно организовать для них ежедневные занятия. У детей - нерусских есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Но для этого самому учителю надо “видеть” языковой материал глазами нерусского ребёнка. При изучении языка учитываются особенности родного языка учащихся, т.е. сходство и различие в структурных элементах родного и изучаемого языка; на какой свой речевой опыт и на какие умения и навыки, приобретаемые при изучении родного языка в школе, учащиеся могут опереться, а где возможно интерферирующее влияние родного языка на процесс изучения русского языка.

Д.Н. Богоявленский раскрыл связь между приобретением теоретических сведений о языке, знаний по грамматике и сознательным овладением языком. «Изучение грамматики, — писал он, — приводит к осознанию зависимостей, существующих между формами и значениями языка, позволяет словесно обозначать грамматические категории, словесно описывать их и благодаря этому произвольно оперировать ими.                 

  Итак, овладение языком как средством общения предполагает знание грамматики. Необходимо лишь решить, какие грамматические сведения целесообразно давать и чего нужно в этом плане требовать от школьников.

Решение этого вопроса должно носить однозначный характер: нужна грамматическая теория, показывающая учащимся функциональные признаки языковых норм. Не следует, например, ради самой грамматики предлагать заучивания определения.

 Задача учителя состоит в том, чтобы найти такие рациональные пути и способы обучения учащихся грамматическим законам русского языка, которые обеспечивали бы владение речью. Учитель должен научить нерусских школьников «творить» речь, руководствуясь правилами и законами, управляющими речью. На каждом уроке русского языка в процессе работы по привитию речевых навыков должно шаг за шагом вырабатываться грамматическое умение, предусмотренное программой.

 В соответствии с этим, весь школьный курс русского языка начальной школы должен быть ориентирован на обучение правильной русской речи, а не на изучение языка. Всегда надо помнить, что «язык не просто система знаков», а «функционирующая система», и поэтому знание одних правил грамматики не обеспечивает нерусскому учащемуся умения строить предложение. Ему необходимо приобрести практические навыки, соответствующие тому или иному правилу.

Приобретение практических навыков обеспечивает развитие у нерусских школьников интеллектуальных возможностей усваивать знания по грамматике и правописанию, начиная с раннего этапа изучения русского языка, использовать их при построении речевых высказываний и письменном их оформлении, осознанно и успешно овладевать этим языком на первом этапе его изучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Статья "Особенности учебников по русскому языку по программе "Перспективная начальная школа"

В данной статье рассматриваются методические особенности построения учебников русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...

Программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа русского языка» для детей-мигрантов  начальной школы...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...

Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...

Статья "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе" с презентацией

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного обр...