Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Лаврентьева Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа269 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая характеристика программы

Программа учебного предмета «Русский язык» предназначена для учащихся 1 «Б» класса ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. К. БОГОРОДСКОГО»

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Программа рассчитана на  1 год обучения. В  программе  курса  «Русский  язык»  выделены  три  блока:  фонетика,  слово  и  предложение,  связная  речь.  В  I  полугодии – 80  часов,  во  II  полугодии – 85  часов.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». Обучение грамоте в первом полугодии объединяет количество часов предметов «Русский язык» - 5 часа в неделю  («Литературное чтение» 4 часа в неделю), во втором полугодии начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На изучение курса «Русский язык» отводится 5 часов в неделю, 165 часов в год. Общее количество часов 165 .  Продолжительность занятия 45 минут.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Учебник. –М.: Вентана -Граф, 2018 г.,  включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018/2019 учебный год.

  1. Цель и задачи программы

   Познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями. Задачами и условиями общения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания  и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитание у учеников позитивного эмоционального-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

2.        РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа учебного предмета направлена на достижение следующих образовательных результатов:

Личностными результатами изучения русского языка   являются: осознание  языка  как  основного  средства  человеческого  общения; восприятие  русского  языка  как явления  национальной  культуры; понимание  того, что  правильная  устная и  письменная  речь  есть  показатели  индивидуальной  культуры  человека; способность  к  самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными  результатами  изучения  русского  языка     являются: умение  использовать  язык  с  целью  поиска  необходимой  информации  различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение  выбирать адекватные  языковые средства для  успешного  решения  коммуникативных  задач (диалог, устные  монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление  к  более  точному  выражению  собственного  мнения  и  позиции;  умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка   являются: начальные  представления  о  нормах  русского  литературного  языка (орфоэпических,  лексических, грамматических) и  правилах  речевого  этикета; умение  применять орфографические  правила  и  правила  постановки  знаков  препинания (в  объеме изученного); умение (в  объеме  изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые  единицы, как звук, буква; способность  контролировать  свои  действия,  проверять сказанное и написанное.

 

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • выделять в словах слоги[1];
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
  • переносить слова[2];
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов[3];
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1.Предложение и слово

Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

 -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика

ции;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникатив

ных и познаватель

ных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Понятия: слово, слог, предложение,

ударение

различать:

  -  звук,  слог,  слово;

  - слово  и  предложение;

- ударный и безударный слоги;

называть,  приводить  примеры:

   -  слов,  называющих  предметы;

решать  учебные  и  практические  задачи:

  -  выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;

2  Звуки и буквы

Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит.

20 ч

Понятия: звук и буква .Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки

Алфавит.

различать:

  -  звуки  и  буквы,  гласные  и  согласные  звуки,  твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки;

  -  звук,  слог,  слово;

называть,  приводить  примеры:

звуков:  гласных, согласных (мягких, твёрдых );

кратко  характеризовать:

  -  качественные  признаки  звуков;

  -  условия  выбора  и написания  буквы  гласного звука  после  мягких  и твёрдых  согласных;

решать  учебные  и  практические  задачи:

    -  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти звуковых  слов;

3 Чтение и письмо

Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

64ч

Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

решать  учебные  и  практические  задачи:

  -  выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;

  -  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти

звуковых  слов;

  -  правильно  писать  «ча – ща»,  «чу – щу»  и  «жи – ши»  под  ударением;

  -  писать  заглавную  букву  в  начале  предложения  и  в  именах  собственных;

  -  ставить  точку  в  конце  предложения;

  -  грамотно  записывать  под  диктовку  учителя  и  самостоятельно  отдельные  слова  и    простые   предложения  ( в  случаях,  где  орфоэпия  и  орфография  совпадают ).

4 Развитие речи

Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма.

75ч

Понятия: текст, план, рифма.

Составлять  простейшие описательные и сюжетные рассказы

Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану.  

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Факт

1

Ориентировка на странице прописей.

1

2

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.

1

3

Введение понятия «слово».

1

4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.

1

5

Отработка понятия «слово».

1

6

Деление предложения на слова.

1

7

Сравнение звуков.

1

8

Схема звукового состава слова.

1

9

Интонационное выделение заданного звука в слове.

1

10

Знакомство с рабочей строкой.

1

11

Сравнение слов по звуковой структуре

1

12

Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнительный анализ слов.

1

13

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение слов  по звуковой структуре

1

14

Развитие свободы движения руки.

1

15

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

1

16

Гласный звук «а» Письмо заглавной и строчной буквы «А, а».

1

17

Письмо заглавной и строчной буквы Я я.

1

18

 Закрепление правил обозначения звука (а) буквами.

1

19

Письмо заглавной и строчной буквы «О, о».  

1

20

Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё».

1

21

Закрепление правил обозначения звука [о] буквами.

1

окт

22

Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами.

1

23

Письмо заглавной и строчной буквы «У, у».  

1

24

Закрепление правил обозначение звуков (у), (о), и (а) буквами.

1

25

Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю».

1

26

Письмо заглавной буквы «Э».

1

27

Письмо строчной буквы « э».

1

28

Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е».

1

29

Письмо изученных букв.

1

30

Письмо строчной буквы «ы».

1

31

Знакомство с буквой «И, и».

1

32

Письмо заглавной и строчной буквы «И, и».

1

33

Отработка написания изученных букв.

1

34

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков.

1

35

Письмо заглавной и строчной буквы «М, м».

1

36

Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов.

1

37

Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р».

1

23.10

38

Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов.

1

24

39

Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л».

1

25

40

Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й».

1

26

41

Введение понятия «слог».

1

42

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г».

1

43

Письмо заглавной и строчной буквы «К, к».

1

44

Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».

1

45

Письмо заглавной и строчной буквы «З, з».

1

46

Письмо заглавной и строчной буквы «С, с».

1

47

Письмо слов с изученными буквами.

1

48

Дифференциация букв «З, з» - «С, с».

1

49

Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д».

1

50

Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т».

1

51

Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т».

1

52

Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б».

1

53

Письмо заглавной и строчной буквы «П, п».

1

54

Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

1

55

Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф».

1

56

Дифференциация букв «В, в» - «Ф ,ф».

1

57

Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж».

1

58

Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш».

1

59

Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».

1

60

Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ».

1

61

Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х».

1

62

Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц».

1

63

Письмо строчной буквы «ь».

1

64

  Разделительная функция мягкого знака

1

65

Письмо слов  с разделительным мягким знаком.

1

66

Письмо  буквы «ъ», слов с «ъ»

1

67

Слова с разделительными «ь» и «ъ»

1

68

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

1

69

Звуковой анализ слов

1

70

Слог. Ударение

1

71

Работа с деформированными предложениями

1

72

Работа с деформированным текстом

1

73

Порядок действий при списывании

1

74

Письмо под диктовку слов и предложений

1

75

Язык как средство общения.

1

76

 Устная и письменная речь.

1

77

Знаки препинания в конце предложения

1

78

Cлова приветствия. Словарные слова.

1

79

Отработка порядка действий при списывании.

1

80

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Слова просьбы и извинения.

1

81

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Слова благодарности.

1

82

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

83

Заглавная буква в именах собственных.

1

84

Правописание имен собственных.

1

85

 Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении.

1

86

Контрольное списывание текста

1

87

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

1

88

Описание внешности. Слог. Ударение. Деление слов на слоги.

1

89

Адрес. Деление слов на слоги. Анализ слоговых схем.

1

90

Наша Родина-Россия. Правила переноса слов.

1

91

Перенос слов. Звуковой анализ слов.

1

92

Образование слов в русском языке.

1

93

Развернутое толкование значения слова. Ударение.

1

94

Отработка умения задавать вопросы к словам.

1

95

Контрольная работа. «Правописание имен собственных» Работа над ошибками.

2

96

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

1

97

Слова, отвечающие на вопросы «что делаю?, что сделаю?

1

98

Правописание сочетаний  жи – ши.

1

99

Правописание сочетаний ча – ща, чу-щу.

1

100

Постановка вопросов к словам. Перенос слов.

1

101

Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос слов.

1

102

Родственные слова. Значение слова.

1

103

Текст объявления. Звуковой анализ слов.

1

104

Вымышленные  (фантастические) произведения. Устойчивые сочетания слов.

1

105

Устойчивые сочетания слов.

1

106

Повторение постановки знаков препинания в конце предложения.

1

107

Слова, похожие по звучанию, но различные по значению. Перенос слов.

1

108

Контрольная работа « Перенос слов». Работа над ошибками.

2

109

Работа со звуковыми моделями слов.

1

110

Повторение правила написания сочетаний жи — ши,чу-щу, ча-ща

2

111

Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе.

1

112

Описание внешности. Отработка порядка действий при списывании.

1

113

Слова просьбы и убеждения. Построение предложений.

1

114

 Слова, которые обозначают количество.

1

115

Мимика и жесты. Образные выражения, сравнения.

1

116

Слова приветствия. Запись под диктовку.

1

117

Обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании.

1

118

Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

119

Контрольная работа. «Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу». Работа над ошибками.

2

120

Пропедевтика написания слов с безударными гласными.

1

121

Правило правописания безударного гласного в корне слова.

2

122

Отработка порядка действий при списывании.

Звуковой анализ слов.

1

123

Транскрипция.

2

124

Многозначность слова.

1

125

Поздравление. Повторение функции мягкого знака.

1

126

Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них.

1

127

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

1

128

Использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению.

1

129

Уточнение значения незнакомых слов. правило правописания сочетаний чк,чн.

1

130

Контрольная работа "Правописание сочетаний чк, чн" Составление краткого рассказа об увиденном. описание, размышление. сообщение.

1

131

"Правописание сочетаний чк, чн". Работа над ошибками.

1

132

Постановка ударения в словах.

1

133

Научная и разговорная речь. Наблюдение за правописанием слов.

1

134

Написание писем. Изменяемые и неизменяемые слова.

1

135

Буквы е, ё, ю, я как показатель мягкости согласного.

1

136

Когда буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.

1

137

Слова, которые пришли в русский язык из других языков.

1

138

Слова, которые не изменяются.

1

139

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

1

140

Повторение постановки знаков препинания  в конце предложения.

1

141

Диагностическая контрольная работа.

1

142

Повторение. Правописание имен собственных. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2

143

Повторение. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

2

144

Повторение. правописание словс сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

2

145

Повторение. Составление текста по серии картинок.

1

146

Повторение. Написание слов с мягким и твёрдым знаком.

2

147

Повторение. Слова, которые отвечают на вопросы  что делать? что сделать?

1

148

Повторение. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Перенос слов.

2

149

Итоговая контрольная  работа.

1

150

Повторение. Словарный диктант. Постановка знаков препинания в конце предложения.

1

151

Повторение. Транскрипция. Звуковой анализ слов.

2

152

Повторение. Слова близкие и противоположные  по значению.

1

153

Обобщающий урок: «Изученные орфограммы»

1

ИТОГО

165


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по математике. 3 класс. УМК "Школа XXI века"

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование  по математике. 3 класс.   УМК "Школа XXI века"...

Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."

Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...

Урок обучения грамоте в 1м классе "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в игровой форме, в соответствии с ФГОС....

Проверочная работа по русскому языку (обучение грамоте ) в 1 классе УМК "Школа России"

Материал поможет учителю проверить уровень подготовки учащихся за первое полугодие по русскому языку(Обучению грамоте)...

Рабочая программа по математике (Рудницкая В.Н.) для 3 класса ( УМК " Школа 21 века") и КТП

Материал состоит из: пояснительную записки, общей характеристики предмета, содержания предмета, планируемых результатов освоения курса математики,  приложения -КТП...

Рабочая программа по технологии (Е.А.Лутцева) для 3 класса (УМК " Школа 21 века")

Материал содержит рабочую программу и КТП по предмету " Технология"...

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...