Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Колмакова Татьяна Викторовна

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА.

Урок 57.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Цель:

 – усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 Ролик из мульт «В стране невыученных уроков»


- Как понимаете слова «мальчик должен иметь волю»?
- Вы готовы приложить свою волю в работе на уроке?

1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока.

 Прочитайте название раздела.

(Части слова. Окончание и основа.)

- Что в его названии вам знакомо?

- Предположите, что скрывается за 2-й частью названия раздела.

(Тоже части слова.)

– Значит, что нам необходимо повторить, узнать?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Открытие нового знания.

 

1. Работа на доске под руководством учителя.

На слайде появляется заготовка предложения.

Мам_ слушает дочк_.

Задание.

– Допишите слова так, чтобы получилось предложение.

(Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)

- Прочитайте полученные предложения.

- У всех получилось одинаково?

– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?

(Разные буквы на конце слов мама и дочка.)

– Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Это одно и то же слово.)

– А дочка и дочку?

– Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.)

– Как называется эта изменяемая часть слова?

Учащиеся высказывают предположения.

2. Работа с правилом.

Проверьте свои предположения, прочитав первую часть

 правила в учебнике на с. 144.

Вопрос после чтения.

– Как вы поняли, что значит изменяемая часть? (То, что у слова меняется.)

– Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.)

- Интересно, для чего нужно окончание?

- Попробуем доказать  это.

3. Работа в группах по учебнику.

Упр. 175. (в каждой группе алгоритм выполнения задания)

– Прочитайте слова первой строчки.

- Понятен ли смысл каждого из них?

- Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)

- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)

Составьте первое предложение и запишите его.

– Прочитайте слова на второй строчке.

– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?

 (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

– Составьте и запишите предложение. 

Мелодия, нежная, вальса, звучит.

Звучит нежная мелодия вальса.

Пробуждает, душа, чувства, светлые, она.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

Проверка. Заслушиваем варианты каждой группы.

– Почему же вы изменяли окончание слова?

Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

Физ-ка (Танец глаз под музыку вальса»)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 176.

- Прочитайте.

про ёжика

к  ёжику

с ёжиком

- Что записано в столбике – одно и то же слово или разные слова?

- Какой вывод можешь сделать?

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

2.  Ученики отвечают на вопросы в виде теста на листочках.

- Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?

а)да  б) нет в) не знаю

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

а)да  б) нет в) не знаю

- Как найти в слове окончание?

а)изменить слово  б)выделить корень  в)подобрать однокоренное слово

Чтение вывода в рамке учебника на с. 145 на слайде.

– Какую новую информацию вы получили из учебника?

– Что значит – нулевое окончание?

– Как обнаружить нулевое окончание в слове?

(Так же, как и остальные, нужно слово изменить.)

- Почему окончание получило такое название?

- Что такое основа?

4. Прочитайте  вторую часть правила с.144.

– Как вы поняли, что такое основа слова?

– Как думаете, почему эта часть получила такое название?

 (В основе заключён смысл, значение слова.)

– Как графически обозначается основа?

- Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях).

3. Упр. 178

Звучит аудиозапись  стих-я  С.Есенина

- Как поэт С.Есенин рисует картину весны в первом четверостишии?

Читаем стихотворение с доски.

- Что представили, когда  прочитали первую строчку?

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят
грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой
сосной.
Ой вы,
луга и дубравы,—
Я одурманен
весной.

- Найди и обозначь окончания в выделенных словах. Отдели основу.

Выполняем у доски с комментированием.

5. Упр. 180 – развивается умение находить нулевое окончание в словах.

Работа в парах.

 Дети вставляют окончания, проверка со слайда на доске.

Оценивают свою работу:

          -  "Молодец!",        - "Хорошо!",      - "Будь повнимательнее!"

 Лягушк_ скачет прыг да скок,

Присел_ белк_ на пенёк_

В куст__  зайчишк_  задрожал,

По тропк_  ёжик_   пробежал.

Останься, лет_   , навсегда!

Сверкай, озёрная вод_!

Купайтесь, ягод_,  в трав_,

А солнц_  в синев_ !

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Работа с тестом устно в форме игры  "Да-нет" ( "да"– стоим, "нет" - присели)

– Окончание – часть речи? (Нет.)

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"

технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...